Движение Бразилии к демократии и экономическое развитие в 80-90-е гг
В Бразилии гражданскому правительству Жозе Сарнея (1985– 1990) предстояло завершить переход к конституционному режиму. Уйдя от власти, военные продолжали претендовать на роль охранителей политической стабильности. В правительстве консервативные элементы соседствовали с либеральными и левореформистскими политиками. Сам Ж. Сарней принадлежал к умеренному крылу и старался выступать в роли координатора правительственного блока. Неотложного внимания требовали накопившиеся социальные и экономические проблемы. Правительство заявило о намерении решить вопросы внешней задолженности, инфляции, экономического разви-тия без ущемления интересов народных масс. Чтобы обеспечить стабильность в стране и широкую поддержку намеченным мероприятиям, правительство предложило заключить «социальный пакт» между трудящимися, предпринимателями и властями. Были предприняты усилия по стабилизации цен и стимулированию экономического роста. Началось осуществление плана борьбы с голодом, мер по созданию новых рабочих мест, развитию отсталых районов, улучшению системы здравоохранения. Проект аграрной реформы предусматривал наделение землей за 15 лет 7 млн. семей. Было разработано новое трудовое законодательство, удовлетворявшее многие требования рабочих. На компромиссной основе решались трудовые конфликты. В феврале 1986 г. началось осуществление плана экономической стабилизации «Крузадо», по которому замораживались цены и зарплата и вводилась новая денежная единица – крузадо, равная 1000 прежних крузейро. Выплаты по внешнему долгу удалось уменьшить. Принятые конституционные поправки восстановили всеобщие прямые выборы президента и устранили последние ограничения демократических свобод, было предоставлено право голоса 20 млн. неграмотных. 3 октября 1988 г. была принята новая конституция Бразилии. По ней подтверждались уже завоеванные демократические права, право трудящихся на профсоюзы и забастовки, вводилась 44-часовая рабочая неделя (вместо 48-часовой). Отныне президент республики должен был избираться на 5 лет без права переизбраниянапоследующий период.
После спада 1981–1983 гг. вновь ускорилось экономическое развитие. Добыча нефти за несколько лет возросла вдвое, превысив 30 млн. т в год. Это позволило сократить ее импорт. Развивалась энергетика. С 1977 г. в Бразилии действовала первая в стране атомная электростанция «Ангра-1». Началось строительство второй. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции.
Большое внимание уделялось самым передовым направлениям экономического и научно-технического прогресса. В 1986 г. была создана компания «Орбита» по производству ракет для запуска спутников Земли и военных ракет среднего и дальнего радиуса действия. В Алкантаре (штат Мараньян) началось строительство космодрома. Бразилия превратилась в крупного производителя и экспортера современных видов оружия и военной техники, от продажи которых в 1986 г. выручила 1,5 млрд. долл.
Быстрое развитие получило производство средств информатики, особенно компьютеров. В этой отрасли в 1986 г. было занято 250 тыс. человек. За несколько лет страна обеспечила свои потребности в компьютерах, прежде удовлетворявшиеся за счет импорта из США, и стала их экспортировать. В связи с этим в 1987 г. обострились торгово-экономические отношения США и Бразилии.
Однако стране трудно было совмещать выплату непомерно возросших процентов по внешнему долгу, составлявшему 110–120 млрд. долл. (первое место среди всех развивающихся государств) с высокими темпами роста экономики, большими капиталовложениями на модернизацию производства и социальный прогресс. Заметно сократился приток новых средств из-за рубежа. В ноябре 1986 г. был введен в действие новый план «Крузадо-2», ужесточивший меры по экономии. Это сказалось на положении трудящихся, ответивших ростом забастовок и несколькими всеобщими 24-часовыми и 48-часовыми национальными забастовками протеста с участием в каждой из них до 9 млн. человек. План кончился неудачей. В середине 1989 г. платежи вновь были приостановлены. Рост экономики в конце 80-х годов застопорился, достигнув в 1988 г. нулевой отметки. Положение осложнял быстрый рост населения Бразилии. Задуманная аграрная реформа из-за сильного противодействия латифундистов и экономических затруднений практически не состоялась. До конца 1987 г. землю получили лишь 30 тыс. семей.
Престиж правительства и правящих партий упал. На муниципальных выборах в ноябре 1988 г. ПБДД и Партия Либерального фронта потерпели ощутимое поражение. Зато крупного успеха добились левые партии – Демократическая трабальистская партия (ДТП) Л. Бризолы и Партия трудящихся.
На первых после почти 30-летнего перерыва прямых президентских выборах 15 ноября 1989 г. неожиданным фаворитом стал независимый кандидат, до того малоизвестный в стране. Им оказался состоятельный предприниматель, губернатор небольшого штата Алагоас 40-летний Фернандо Коллор де Мелло, создавший собственную Партию национальной реконструкции. Он выступил под лозунгами борьбы с привилегиями и коррупцией, обуздания инфляции, приватизации убыточной государственной собственности и сокращения государственного вмешательства в экономику, усиленного привлечения иностранного капитала. Будучи представителем финансовой элиты и пользуясь ее доверием, Ф. Коллор де Мелло пытался в то же время предстать перед избирателями выразителем общенародных интересов, радеющим за нужды низов общества. Создание (свободного рыночного хозяйства он обещал совместить с ликвидацией социальных язв общества, критиковал несправедливое распределение доходов, высказывался за торжество социальной справедливости над привилегиями, не уточняя конкретной программы действий. Он успешно применял популистские методы, завоевывал симпатии публики привлекательной внешностью и обаятельной улыбкой, элегантными манерами, а также черным поясом чемпиона столицы |по каратэ, искусством авто- и мотогонщика, авиапилота и парашютиста. Создать притягательный облик Ф. Коллору помогли и его связи с бразильской телекомпанией «Глобу», крупнейшей в Латинской Америке и четвертой в мире среди коммерческих телестанций, которая умело рекламировала претендента. На выборах Ф. Коллор занял первое место, получив 28,5% голосов.
Своей стратегической целью новый президент объявил ликвидацию отсталости и модернизацию страны, с тем чтобы Бразилия вступила в XXI век современной нацией, составной частью развитого мира. Уже в марте 1990 г. были приняты чрезвычайные меры «шоковой терапии». На полтора года была заморожена основная масса банковских вкладов, благодаря чему из обращения сразу искусственно было изъято Уз денежной массы (бразильцы метко окрестили эту меру «великой конфискацией»). Были заморожены цены и зарплата, введены новая денежная единица – крузейро и свободный рыночный курс доллара. Инфляция упала с 90% в марте почти до нуля в апреле.
Параллельно началось сокращение государственных расходов путем приватизации убыточного государственного сектора и уменьшения государственной администрации. Количество министров сократилось с 23 до 12. Широко рекламировалось наступление на привилегии, коррупцию, спекуляцию. Продавались с аукционов тысячи лимузинов, служебных квартир и вилл высшей администрации.
Правительство Ф. Коллора отказалосьот протекционистской политики. В 1990 г. были отменены государственные дотации, экспортно-импортные ограничения, намного сокращены или отменены налоги на импорт. В отношении иностранных товаров и капиталов стала проводиться политика «открытых дверей». Отныне удержаться на плаву национальные предприниматели могли только модернизируя производство и снижая себестоимость продукции.
Бразилия возобновила платежи по внешней задолженности, но в ограниченных масштабах, отстаивая приоритет экономического развития. В счет погашения задолженности продавались акции государственных предприятий.
Коллор высказался против засилья латифундизма. Были введены дополнительные налоги на необрабатываемые помещичьи земли. Правительство обещало за 5 лет наделить землей полмиллиона нуждающихся семей. Земля, на которой обитали индейские племена, передаваласьв их собственность согласно конституции 1988 г, Специальное внимание обращалось на защиту окружающей среды. Стремясь упрочить конституционный режим, правительство Ф. Коллора приняло меры, чтобы полностью отстранить военных от участия в политике. Была распущена Национальная служба безопасности, замененная специальным секретариатом при президенте.
Крутые правительственные меры привели к дезорганизации производства и падению реальной заработной платы, росту и без того значительной безработицы, бедственному положению многих бразильских предпринимателей.
Начались либерализация цен и «размораживание» банковских вкладов. Удалось добиться рефинансирования и частичного сокращения внешней задолженности республики, увеличения притока иностранного капитала
Но вывести экономику страны из кризисного состояния так и не удалось. Сохранился большой дефицит бюджета.
Причин плачевного состояния бразильской экономики было немало. Прежде всего, крутые финансовые меры правительства Коллора подорвали деловую активность и доверие предпринимателей и широких слоев населения к его политике.
В годы президентства Ф. Коллора были резко урезаны расходы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. Ассигнования на науку уменьшились в 5 раз, создав угрозу разрушения научного потенциала страны. Особое возмущение вызвал рост коррупции, спекулятивных махинаций, захвативших государственную администрацию, высшие эшелоны власти. За 2,5 года президентства Коллора было зафиксировано 570 тыс. случаев коррупции. В крупных финансовых аферах оказались замешанными ближайшее окружение президента, его жена и сам Коллор, пришедший к власти под лозунгами искоренения коррупции. Сведения об этом поступили в мае 1992 г. от брата президента и других лиц. В парламенте была создана комиссия по изучению предъявленных обвинений. В ходе расследования выявилась неприглядная картина на вершине бразильского Олимпа. Только на обустройство личной резиденции Коллора было израсходовано 11 млн. долл. не из его кармана. 26 августа парламентская комиссия признала действия Ф. Коллора «несовместимыми с достоинством и честью главы государства». Бразилию потрясли многотысячные манифестации с лозунгами «Долой Коллора!», «Воров за решетку!», «Импичмент президенту!». Против Коллора выступили почти все политические партии. 29 сентября 1992 г. палата депутатов подавляющим большинством голосов высказалась за возбуждение «импичмента» президенту (конституционного обвинения с отстранением от власти). Собравшиеся на улицах толпы бразильцев приветствовали это решение. 2 октября сенат отстранил Ф. Коллора на период рассмотрения дела об «импичменте» в верхней палате от исполнения обязанностей президента, которые, согласно конституции, были переданы вице-президенту Итамару Франку.
В случае подтверждения сенатом (в срок не более 180 дней) обвинения Коллор окончательно смещался с поста президента и мог быть привлечен к уголовной ответственности. Избежать такой перспективы он мог только добровольной отставкой. До самого последнего момента Коллор отказывался сделать это. И лишь утром в день, когда сенат уже готовился вынести обвинительное решение, 29 декабря 1992 г. Ф. Коллор заявил о «добровольной» отставке. В качестве нового президента 30 декабря к присяге был приведен Итамар Франку, который должен был занимать этот пост до иетгчения конституционного срока полномочий ушедшего в отставку президента–до 1 января 1995 г.
Впервые в истории Бразилии и всей Латинской Америки острый политический кризис разрешился досрочным отстранением президента от власти конституционными методами.
Новый президент, 63 лет, в прошлом администратор, затем сенатор, имел незапятнанную репутацию. В октябре 1992 г. И. Франку, будучи еще исполняющим обязанности президента, сформировал при поддержке парламента коалиционное правительство из представителей различных политических течений– от правых до левых. И. Франку обещал бороться против коррупции и преступности, за моральное оздоровление общества.
В социально-экономической политике нового правительства постепенно наметились существенные изменения. И. Франку заявил, что выступает за модернизацию и продолжение экономических реформ, но не ценой обнищания населения, за стабилизацию экономики без шока и экстремальных мер. Он высказался за перенесение акцента с сугубо финансовых мер на стимулирование производства и решение социальных проблем. Правительство И. Франку рассчитывало оживить производственную деятельность снижением налогов и процентных ставок, поощрением экспорта, поддержкой мелких и средних предпринимателей. Приватизация убыточных предприятий госсектора должна была продолжаться, за исключением стра-тегических отраслей (энергетика, нефтедобыча, телекоммуникации),
продолжила осуществление космической программы. Строительство бразильского космодрома «Алкантара» вступило в завершающую стадию. 9 февраля 1993 г. был выведен в космос первый бразильский (и латиноамериканский) спутник, пока с помощью американской ракеты. Но уже в конце марта 1993 г. в Алкантаре состоялся пробный запуск первой бразильской ракеты-носителя.
Переход Бразилии к демократическому режиму был отмечен ростом позитивных тенденций в ее внешней политике и ее активности на мировой арене. Правительство Ж. Сарнея восстановило дипломатические отношения с Кубой.