Удельный период в русских землях
На рубеже XI-XII в. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных, полусамостоятельных княжеств и земель. Начинается период феодальной раздробленности, или удельный период. Если в прежних усобицах борьба шла за киевский престол, то теперь формируется тенденция к отделению от Киева, стремлению к укреплению власти в уделе.
Русскую землю Ярослав Мудрый разделил между пятью своими сыновьями, причем младшим достались незначительные земли, и после их смерти они перешли старшим братьям. Изяслав как старший, получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество. Святослав – Черниговскую землю, землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань, а Всеволод – Переяславль Киевский, Ростово-суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье. Чтобы предотвратить раздробленность, Ярослав делил землю «чересполосно», чтобы дети нуждались друг в друге. На первых порах братья действовали согласованно в борьбе против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань; против Всеслава полоцкого, который пытался захватить Псков и Новгород.
Но в 1068 г. половцы разбили Ярославичей. Киевляне потребовали оружия, чтобы обороняться от врагов, но Изяслав побоялся вооружать горожан. Началось восстание, Изяслав и Святослав бежали, а князем стал Всеслав. Вскоре Святослав разгромил половцев, Изяслав с помощью польских войск подавил восстание в Киеве. С 1073 г. между братьями началась борьба, в которой приняли участие уже внуки Ярослава. После гибели Изяслава, великим князем стал Всеволод. После его смерти на престол вступил сын Изяслава – Святополк.
В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича (Мономаха) состоялся в Любече съезд князей, на котором было принято решение о том, что каждый «держит свою вотчину», то есть фактически закреплялся раздел земли. Но решение не завершило борьбы, междоусобицы продолжились, князья привлекали иностранные войска, разорялись земли. На некоторое время усобицы удалось прекратить Владимиру Мономаху, занявшему киевский престол в результате восстания горожан в 1113 г., и его сыну Мстиславу Великому (1125-1132).
Став киевским князем, Владимир Мономах облегчил положение закупов, дав им право уходить от господина, чтобы заработать денег и вернуть купу. Он ввел ответственность за обращение закупа в полное холопство, снизил максимальный ростовщический процент для долговременных ссуд с 33 до 20 процентов и запретил превращать свободных людей в холопов за долги. Ему удалось нанести ряд поражений половцам, тем самым усилить безопасность русских земель.
Однако центробежные тенденции усиливались. После Мстислава Великого вместо единого государства образовалась своеобразная федерация княжеств во главе с великим киевским князем, хотя его власть все более становилась номинальной.
Подобные процессы были характерны для всех европейских и азиатских стран. Это было связано с социально-экономическими и политическими процессами. Древнерусское государство никогда не было строго единым. При общем господстве натурального хозяйства не существовали и не могли существовать прочные экономические связи между отдельными странами. В рамках Древнерусского государства продолжала оставаться племенная рознь.
Но главной причиной распада следует считать формирование частной собственности, распространение феодального землевладения, возникновение боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодального зависимого населения внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания на землю сделал малоподвижным самого князя, который также стремился укрепить свое княжество, а не переходить на новый княжеский стол.
Причинами раздробленности стали также развитие ремесел и рост городов. Появляются новые экономические и политические центры.
Из наиболее крупных княжеств можно выделить Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю, которые представляли собой различные типы государственности. Для Владимиро-Суздальской земли была характерна сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. В Новгородской земле утвердился республиканский строй: вече и боярство здесь доминировали над князем, которого приглашали на княжение, но могли и изгнать. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. При определяющем значении государства в истории России эти различия оказали существенное влияние на развитие, поскольку оказались связанными с реальными возможностями власти определять исторические судьбы этих регионов.
Вместе с тем с наступлением раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Сохранялись единое правовое поле, единая церковь, общая историческая память.
Владимиро-Суздальское княжество было расположено на северо-востоке от Приднепровья. Первоначально здесь жили угро-финские племена (мордва, меря, мурома) и балтские племена. На рубеже X-XI вв. в эти земли начали проникать ильменские словене, затем кривичи, вятичи. Густые и труднопроходимые леса создавали естественные преграды для набегов. Столицей первоначально был Ростов. Земля была беднее, чем на юге страны, но она давала достаточно устойчивые урожаи. Здесь было много угодий – рыбных, сенокосных, бортных, соляные промыслы.
В XI-XII вв. из юго-западной Руси и Новгородской земли идут широкие колонизационные потоки, вызванные рядом причин. Прежде всего, вынуждали покинуть родные места половецкие набеги. Кроме того, экстенсивная система земледелия время от времени создавала избыточное народонаселение. Оседание дружины на землю, возникновение боярских сел-вотчин также ухудшало положение крестьян. Уход на новые земли мог быть следствием феодальной эксплуатации крестьянства. Отток населения на северо-восток привел не только к увеличению здесь сельского населения, но и к возникновению новых городов (Переяславль-Залесский, Суздаль, Владимир Залесский и др.). В новых городах вечевые традиции были непрочными и не могли противостоять воле князя. В большей зависимости от правителя находилось и боярство, появившееся на северо-востоке вместе с князем или им позднее призванное. Все это способствовало быстрому возвышению княжеской власти.
Ростово-Суздальская земля по разделу попала в руки Всеволода и оставалась у его потомков – Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. При Юрии Долгоруком столицей стал Суздаль, князь активно участвовал в усобицах: он пытался установить контроль над Новгородом, вмешивался в распри галицко-волынских князей. Дважды он ходил на Киев (1149, 1155). Его смерть в 1157 г. привела к мощному восстанию против его приближенных. С именем Юрия Долгорукого связано первое упоминание в летописи Москвы (1147).
Его сын Андрей Боголюбский был уже типичным представителем эпохи феодальной раздробленности. Он перенес столицу во Владимир, тем самым, освободившись от зависимости от веча, успешно вел войны с Волжской Булгарией. В 1169 г. его сын захватил Киев. Однако подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский не переехал в него, а остался во Владимире. Попытка военным способом подчинить Новгород не удалась, но новгородцы вынуждены были признать его власть в неурожайный год. Князь особенно заботился о повышении роли Владимиро-суздальского княжества в общерусской политике, обособлению от других княжеств. Этому способствовало превращение Божьей матери Владимирской в небесную покровительницу княжества. Установление богородичного культа как основного во Владимиро-Суздальской земле как бы противопоставляло ее Киевской и Новгородской землям, где основными был культ святой Софии. Развитие каменного строительства также призвано было подчеркнуть могущество и суверенность княжества. Попытался Андрей Боголюбский установить во Владимире и отдельную митрополию, однако константинопольский патриарх не согласился на это, а позволил лишь перенести митрополичью кафедру из старого Ростова в новую княжескую резиденцию – Владимир. Военные предприятия, каменное строительство требовали больших затрат и вызвали увеличение поборов с населения, поэтому убийство князя боярами (1174) вызвало восстание в городе.
Борьба братьев Андрея Боголюбского привела к победе одного из них – Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). Он также успешно вел борьбу с Волжско-Камской Болгарией, совершил удачные походы в Рязанское княжество, его влияние распространилось на Черниговскую землю, Галицко-Волынское княжество. С этого времени появился титул Великого князя Владимирского (наряду с Великим князем Киевским). Но уже при жизни князь начал выделять уделы сыновьям. После его смерти княжество разделилось на 7 княжеств.
В социальной структуре Северо-Восточной Руси было одно отличие от Юго-Западной. Княжеская власть была здесь с самого начала значительно сильнее, чем в Приднепровье. В отношениях между князем и дружиной уже не было патриархального равенства, а нередко проглядывало подданство.
Галицко-Волынское княжество располагало исключительно плодородным черноземом, поэтому земля рано становится собственностью феодалов. Отсюда и сильное боярство, опиравшееся на землевладение. Здесь располагались также многочисленные лесные и рыболовецкие промыслы, работали искусные ремесленники. Важную роль в экономике играли соляные месторождения. В 1134 г. во Владимиро-Волынском княжестве сел княжить внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, который стал родоначальником династии. Позднее обособилась Галицкая земля с центром в Галиче. Только в XII в. при Владимире Володаревиче (1147-1152) галицкие земли стали независимыми от Киева, а могущества княжество достигло при сыне Владимира Ярославе Осмомысле (1152-1187). Но вместе с тем именно в этот период начинаются самые ожесточенные распри, в которых участвовали венгерские князья. После смерти сына Ярослава Владимира (1199) произошло объединение Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств под властью Романа Мстиславовича. Ему удалось прекратить боярские распри, он занял Киев и принял титул Великого князя, установил мир с венгерскими князьями. Но вместе с тем активно вмешивался в польские дела, так как был родственником польского князя. В 1205 г. он погиб, наследник Даниил был малолетним, снова разгорелась борьба между боярами. Усобицы привели к дроблению княжества, но в 1238 г. Даниилу удалось вновь объединить земли. Он разбил объединенные войска Венгрии, Польши, галицких бояр и Черниговского княжества, тем самым, завершив борьбу за единство княжества.
Новгородская феодальная республика находилась в северо-западной Руси. Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли шло из славянского прибалтийского Поморья, что говорит о том, что создание Древнерусского государства происходило благодаря объединению и взаимному обогащению двух славянских традиций – киевской и новгородской. На новых землях славянское население встретилось с местным финно-угорским и балтским населением и постепенно ассимилировало его. Новгород возник как объединение, или федерация, трех племенных поселков – славянского, мерянского и чудского.
Постепенно под властью Новгорода оказалась обширная территория Северо-Западной Руси. Более суровый климат, менее плодородные земли привели к тому, что земледелие было развито слабее, чем в других частях страны, хотя оно и оставалось основным занятием населения. В обычные годы зерна хватало, в неурожайные приходилось зерно ввозить, и этим пользовались владимиро-суздальские князья. Природно-климатические условия способствовали развитию животноводства, огородничества, садоводства.
Особенности социально-политического развития начали складываться в ранние времена. Княжеской династии здесь не было. Резиденция князя располагалась вне стен детинца (городской крепости) – сначала на Торговой стороне Новгорода, затем –Софийской, наконец – на Городище, за пределами города. Князя на новгородский престол призывали. Князь в Новгороде был главой боевой дружины, которую он приводил с собой. Князь был владетелем домена, посредником Новгорода с другими землями, адресатом дани, судьей. Но новгородское вече могло прогнать князя (за 200 лет сменилось 58 князей). Стремление князей нарушить новгородские вольности привело к тому, что с 1136 г. с князем заключали договор. В нем запрещалось подвергать новгородских мужей репрессиям без вины, сменять должностных лиц, приобретать собственность в новгородских волостях.
Высшим органом власти в Новгороде было вече – народное собрание. На вече собирались владельцы городских усадеб, 400-500 человек, которые составляли верхушку новгородского общества.
Высшим городским сословием было боярство, которое было кастовым и вело свое происхождение от родоплеменной знати, которая собирала дань. Именно в этом была сила боярства, обеспечившая его перевес в антикняжеской борьбе. Могущество бояр возросло благодаря крупным земельным владениям, существенными были доходы от неземледельческих занятий.
Наряду с боярами («мужами», «большими людьми») существовал обширный слой менее привилегированных землевладельцев («меньших людей») – феодалов небоярского происхождения.
Значительную роль играло купечество, многие представители которого были и землевладельцами.
Низший слой населения составляли черные люди. В городе – это ремесленники, жившие на земле бояр, но сохранившие личную свободу; крестьяне-общинники. Особую категорию составляли смерды, жившие в особых поселениях и находившиеся в полурабском состоянии.
Новгород делился на две стороны (Софийскую и Торговую), стороны делились на концы (они избирали кончанского старосту); концы – на улицы, возглавлявшиеся уличанскими старостами.
На вече избирались: посадник (глава управления, который вместе с князем ходил в походы, участвовал в переговорах, заключал соглашения с князем); тысяцкий (сбор налогов, контроль за налоговой системой, участвовали в торговом суде, вел дела с иностранцами).
Глава новгородской церкви – владыка (епископ, позднее – архиепископ) также избирался вече и только потом утверждался митрополитом. Он участвовал в управлении не только церковными, но и светскими делами. В частности, он контролировал эталоны мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреплял своей печатью международные соглашения. С рубежа XII-XIII в.в. на вече избирали новгородского архимандрита, который был независим от владыки.
Политическая система Новгорода создавала условия для острой социальной борьбы, как внутри господствующего класса, так и народных восстаний.
Новгородская республика была тесно связана с европейскими государствами. В Новгороде существовали торговые дворы и церкви иностранных купцов, в свою очередь, русские купцы имели представительства за рубежом.