Практическое применение принципов дипломатического протокола во французской дипломатической службе

Французский протокол устанавливается декретом от 24 мессидора (12-й год Республики) после провозглашения империи. В основной текст протокола неоднократно вносились изменения; последний текст протокола от 16 июня 1907 года, исключивший прелатов из официального протокольного списка, был модифицирован декретом от 2 декабря 1958 года. Этот текст рассматривает в последовательном порядке ранги и старшинство в Париже и департаментах, а также гражданские, военные и военно-морские почести.

Дипломаты

Официальный французский протокол не затрагивает вопросы старшинства дипломатов. На официальных церемониях с участием дипломатического корпуса ему отводится место непосредственно вслед за главой государства, премьер-министром и председателями палат парламента — Национального собрания и сената. На церемониях официального характера, проводимых на французской территории, послы, участвующие в индивидуальном порядке, следуют за главой государства, но впереди представителей национальных властей. В доме иностранного дипломата они рассаживаются за премьер-министром, председателями палат парламента и министром иностранных дел. Полномочные министры, являющиеся главами представительств, по старшинству выше членов кабинета.

Во Франции протокольный статус консулов определяется министерством внутренних дел как его составная часть. Обычно предпочтение среди консулов отдается штатным консулам. Дуайеном является старшее должностное лицо высшего ранга в соответствии с датой выдачи экзекватуры. Органы местного самоуправления всегда относятся к консульскому корпусу с особым уважением.

Порядок официального старшинства, установленный декретом 1907 года, распространяется на должностных лиц, вступивших в исполнение своих обязанностей. Этот порядок не может быть изменен ни при каких обстоятельствах. Однако разрешается устанавливать старшинство, не предусмотренное протоколом для лиц, не входящих в официальную французскую административную иерархию, таких, как представители церкви, бывшие члены правительства, бывшие члены парламента и отставные высокопоставленные должностные лица, участвующие в церемонии. Каждый случай требует внимательного изучения, и необходимо заранее, неофициальным путем выяснить, как следует поступить, чтобы не нанести обиды упомянутым лицам.




51. Особенности дипломатического этикета средневековой Японии: порядок проведения "чайной" церемонии.

Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии — священник Догэн (1200-1253). В XII-XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая становится популярным не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые «чайными собраниями». В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии — Мурата Дзюко (1422-1502).

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может открыться, может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой (язык жеста имеет в буддизме, как, впрочем, и во многих других религиях, огромное значение). Он утверждал, что чайная церемония — это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.

Чайная церемония, которую Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности.

Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом принципа «ваби» как стремления к простоте и естественности Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Чайный домик (павильон), где происходит церемония, должен быть построен из самых простых материалов – дерева, соломы, бамбука – и размещен в стороне от городского шума. Внутри домика – маленькая комната. В ней господствуют полумрак, тишина и чистота; вместо мебели – циновки. Самое важное место в помещении – ниша, где висит одна, подобранная по вкусу хозяина, картина для созерцания и беседы о ней. Ее дополняет небольшой предмет: редкая лаковая шкатулка, ваза с цветком или букетом.

Церемония начинается с того, что гости должны пройти через сад, совершить омовение рук. Входя в домик, они наклонялись в низкой двери, тем самым отдавали дань уважения предстоящему действию, а затем любовались картиной и вещью в нише.

Сама чайная церемония состоит из двух частей: приготовления напитка, то есть кипячения воды, подготовки чайной посуды, заварки кипятка чаем в единственной чашке – все с особыми жестами при строгом выражении лица – и из чаепития, когда чашка подается каждому из гостей и принимается им размеренными движениями рук. Гости в чинных позах и парадных одеждах любуются необходимыми для церемонии предметами: чашкой, чайницей, котелком для воды, ложкой для заварки.

Правила чайной церемонии повлияли на всю художественную культуру Японии. «Мастера чая» сознательно учились любоваться красотой обычных предметов из повседневного обихода, замечать особую прелесть в простоте жилья, а обычное питье чая превращать в утонченное, полное изящества и духовного смысла действие.

Так в японцах развивалась присущая им и ныне способность тонко воспринимать красоту в природе, в окружающей жизни и в искусстве.

52. Специальные термины употребляемые в дипломатическом этикете.

Аккламация (от латинского acclamatio — восклицание) означает метод принятия решений без проведения голосования в дипломатической практике, а также по регламенту некоторых парламентов, конференций, съездов, форумов и т. п. Решение принимается на основе реакции участников: возгласов, аплодисментов, реплик и высказываний участников с мест и т. пАккредитация (лат. accredo, «доверять») — процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциямиВИЗА (от латинского visus - увиденный, просмотренный), 1) подпись соответствующего лица на документе, удостоверяющая его подлинность или придающая ему силу. 2) Официальная отметка ведомства иностранных дел или внутренних дел в паспорте (заграничном паспорте), свидетельствующая о праве на въезд в данное государство или выезд из него.

ДУАЙЕН - протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатического корпуса, старший по классу и времени пребывания в данной стране посол одного из дипломатических представительств. В некоторых странах согласно обычаю им должен быть глава дипломатического представительства Ватикана - папский нунций. Выступает от имени дипломатического корпуса на различного рода протокольных мероприятиях.

Ко́нсул — должностное лицо, которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.

Главы консульских учреждений делятся на 4 класса:генеральный консул, Консул, вице-консул,консульский агент,

Верительные грамоты — документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве.[1] В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа[2]

Агреман (от фр. agrément — одобрение, согласие) — предварительное согласие одного государства на назначение определённого лица в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Агреман предписывается Венской конвенцией о дипломатических сношениях.

Салют наций — особо торжественная форма приветствия или отдания почестей по случаю официального визита главы государства или правительства, посещения иностранным кораблем порта с официальным дружественным визитом и ряде других случаев.
Как правило, это артиллерийский салют, состоящий из 21 залпа.

ЭКЗЕКВАТУРА (от лат. exsequor - выполняю) - в международном праве: а) исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране; б) официальный документ, удостоверяющий признание консула правительством принимающего государства

Персона нон грата (лат. persona non grata — «нежелательная персона», «нежелательное лицо») — дипломатический термин.

ПЕРСОНА ГРАТА (лат. persona grata - желательное лицо) - в дипломатической практике глава дипломатического представительства, который получил агреман, а также любой другой иностранный дипломат, которому разрешен въезд в данную страну.

53. Форменная одежда дипломатов и других приглашенных лиц на официальных и неофициальных приемах.

До 1914 года в большинстве государств для дипломатов и консулов была предусмотрена специальная форменная одежда. Парадная форма одежды обычно включала в себя сюртук, брюки с кантом, шляпу с перьями и шпагу. Неофициальная форма состояла из темно-синего прилегающего сюртука или кителя с шитьем и вышитыми погонами, вышитой шляпы или форменного головного убора с позументами. Для стран с жарким климатом имелась специальная форма — тропическая.Со времен второй мировой войны многие молодые государства отказались от форменной одежды, и их представители появлялись по любому случаю в штатской одежде. До 1914 года в большинстве государств для дипломатов и консулов была предусмотрена специальная форменная одежда. Парадная форма одежды обычно включала в себя сюртук, брюки с кантом, шляпу с перьями и шпагу. Неофициальная форма состояла из темно-синего прилегающего сюртука или кителя с шитьем и вышитыми погонами, вышитой шляпы или форменного головного убора с позументами. Для стран с жарким климатом имелась специальная форма — тропическая.Со времен второй мировой войны многие молодые государства отказались от форменной одежды, и их представители появлялись по любому случаю в штатской одежде.

Протокольная служба в каждом отдельном случае должна указывать форму одежды для членов дипломатического корпуса, участвующих в официальных церемониях.

В парадной форме следует являться на официальные церемонии с участием главы государства. Первым таким случаем может быть вручение главой дипломатического представительства своих верительных грамот. В Англии принято ношение национального костюма и разрешается также ношение фрака с белой жилеткой и орденов.

От дипломатов может потребоваться ношение форменной одежды на церемониях по особым случаям, таким, как коронование или смерть суверена, и в любом другом случае по требованию протокольной службы.

Дипломатические агенты, присутствующие на церемонии в форменной одежде по случаю официального траура, прикрепляют на рукоятку шпаги черный креп. При всех обстоятельствах обязательны белые перчатки. На неофициальной траурной церемоний на левой руке должна быть лента из крепа.

Штатные сотрудники дипломатических и консульских учреждений, которым не положена форменная одежда, в случае приглашения на церемонии, на которых кадровые дипломаты должны быть в парадной форме, являются на церемонию в черном фраке с белым жилетом и цилиндре.

Кроме случаев, когда дипломатические агенты должны быть в парадной форме, церемониальной одеждой для утренних и дневных официальных протокольных встреч являются визитка, цилиндр, серые или белые перчатки. Эта форма одежды обязательна для всех участвующих в церемонии в своем официальном качестве. Остальные участники церемонии, не имеющие такого официального качества, должны следовать этой практике. В принципе дипломатические агенты носят в петлице высшую награду своей страны или награду страны пребывания.

54. Почетные места и план рассадки на парадах и иных государственных церемониях, проходящих на улице.

На официальных церемониях и торжествах по случаю национальных праздников дипломатический корпус занимает место непосредственно за лицом, возглавляющим церемонию. При этом должны соблюдаться следующие правила.

1. Дипломатический корпус никогда не участвует в шествии; он собирается и представляется отдельно в отведенном ему помещении.

2. Если планируется проведение официального парада военного или гражданского характера, дипломатический корпус после представления сопровождает главу государства к месту парада. Дипломатический корпус занимает места справа от лица, в честь которого организована церемония.

3. Если парад проводится под открытым небом, перед трибуной, дипломатический корпус занимает место на возвышении справа от трибуны. В дополнение к почетным гостям, в честь которых организуется церемония, резервируются почетные места для главы государства, председателей палат парламента, главы правительства и соответственно министров.

Члены кабинета министров и члены семьи главы государства занимают места в порядке старшинства, указанном в списке дипкорпуса, при этом почетным местом является место в первом ряду справа.

Представители местных властей — не члены правительства — рассаживаются слева от главы государства в порядке старшинства, установленном протоколом данной страны.

План рассадки делегаций должен быть заранее согласован секретарем каждой делегации, которому надлежит удостовериться в том, что принятые решения обеспечивают представителям его страны равноправие в ранге и обращении по отношению к другим делегациям.

Отведенные для делегаций места отчетливо обозначаются карточками с наименованием государств.

При участии только двух делегаций они размещаются лицом друг к другу по обе стороны стола, покрытого традиционной зеленой скатертью. Руководители делегаций сидят в центре, им ставятся стулья с высокими спинками, пресс-папье, чернильница и прочее, что секретари сочтут необходимым. Секретари располагаются в торце стола.

Порядок рассадки нескольких делегаций зависит от планировки данного зала. Во всех случаях делегации располагаются в алфавитном порядке, определяемом правилами процедуры конференции или обычаем, принятым в данной организации.

Разумно оставлять одну сторону зала свободной для прохода участников и для удобства распространения документов во время заседания.

55. Состав делегаций и организационная деятельность по приезду и размещению делегаций.

В тех случаях, когда на двусторонних конференциях обсуждаются второстепенные вопросы, в частности во время прений по техническим вопросам, глава дипломатического представительства, как правило, не возглавляет делегацию своей страны. Ему выгоднее оставаться на втором плане, оставляя за собой свободу вмешаться в переговоры, чтобы направить их по нужному пути, как это может сделать человек, не принимавший прямого участия в обсуждении. В делегации же от его имени выступает секретарь представительства, которому временно поручается ведение вопроса, обсуждаемого участниками переговоров.

Когда имеют место двусторонние переговоры, каждое правительство информирует другое о составе своей делегации с указанием фамилий и ранга каждого ее члена. Состав делегаций может быть изменен в любое время или путем добавления новых, или отзыва некоторых членов делегации. Об этих изменениях всегда необходимо сообщать заранее в письменном виде во избежание каких-либо недоразумений в том, что касается фамилий и рангов участников, а также служебного положения, по которому определяется их место в соответствии с правилами протокола.

При организации многосторонних конференций о составе каждой делегации сообщается принимающему государству.

В соответствии с их рангами члены делегаций именуются “делегатами”, “заместителями делегатов”, “экспертами”. В принципе делегатами именуются те, кто призван выступать от имени делегации и кто уполномочен для этой цели назначившим их органом. В делегацию входят только по одному делегату от каждого заинтересованного министерства. Заместители делегатов и эксперты — это специалисты, которые участвуют во внутренней работе делегации, оказывают помощь на пленарных заседаниях и имеют право выступать от имени делегации в технических комиссиях и подкомитетах, созданных для обсуждения предложенных документов.

Делегации всегда имеют руководителя. Желательно, чтобы все руководители делегаций имели одинаковые ранги, с тем чтобы гарантировать их равное положение в отношении друг друга. Целесообразно назначать их, насколько это возможно, из числа старших должностных лиц, которые знакомы с общим направлением политики своей страны в международных делах и имеют опыт работы на международных конференциях. Они должны знать процедуру и особенности работы конференций и уметь владеть методами примирения и достижения почетного и справедливого урегулирования. И наконец, для них важно знать по крайней мере один из иностранных языков, используемых на данной конференции, предпочтительно тот, на котором будут говорить большинство делегатов.

Дипломатическое представительство должно попытаться установить как можно скорее состав других участвующих делегаций для того, чтобы национальная делегация была сформирована по возможности соответствующим образом.

Состав каждой делегации должен быть сообщен в возможно кратчайшие сроки правительству принимающей страны, которое несет ответственность не только за работу конференции, встречу и размещение делегатов, но также за приемы и т. д., которые могут быть организованы для них.

56.Венская конвенция 1961года: правила для дип.представителей и персонала дип.представительства. Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Старшинство членов дипломатического персонала представительства сообщается главой представительства министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции. Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций. Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

57.Привилегии, иммунитеты и принципы старшинства среди международных должностных лиц.Термин “международное должностное лицо” относится только к: 1) кадровым административным служащим организации;2) лицам, которым организация поручает осуществление под ее руководством и контролем той или иной временной миссии. Старшинство среди международных должностных лиц определяется в соответствии со следующими принципами: 1) Внутренняя иерархия — каждая организация имеет свою собственную внутреннюю иерархию. Внутри каждой категории кадровые должностные лица идут перед лицами того же ранга, работающими на временной основе. 2) На официальных приемах — должностные лица группируются организацией в соответствии с внутренним старшинством. Старшинство организации определяется порядком организации. 3) На приемах с рассадкой за столом — международные должностные лица рассаживаются в соответствии с их личным статусом. Занимаемый ими международный пост, конечно, является определяющим элементом, однако другие административные титулы, почетные звания или дворянские титулы могут изменить этот порядок старшинства. Другие международные должностные лица и кадровые дипломаты размещаются в соответствии с их рангами. Лица, находящиеся на службе вне организанций (главы миссий), размещаются в соответствии с занимаемым ими положением в их странах. Если в своей стране они возглавляют какое-нибудь общественное учреждение или имеют почетные звания, которые дают им право на определенное место в порядке старшинства, предоставление им соответствующего места рассматривается как жест вежливости. В случае возникновения сомнений глава миссии может приравниваться к советнику посольства, а другие члены его миссии — к секретарям. Иммунитеты, необходимые международным должностным лицам, отличны от иммунитетов, предоставляемых дипломатам, и это обстоятельство обычно четко фиксируется в соответствующем соглашении. Дипломатические иммунитеты предоставляются и гарантируются международным правом. Цель их заключается в том, чтобы предоставить дипломатам возможно полные гарантии на территории, где они осуществляют свою деятельность, с тем чтобы они имели полную свободу действий. Иммунитет от юрисдикции, освобождающий их от компетенции судов данной страны; личный иммунитет, который ограждает их от ареста;. таможенные привилегии, позволяющие им ввозить с собой и импортировать впоследствии все необходимое для домашнего обзаведения и протокольных мероприятий и т.д.; фискальные привилегии, в силу которых они освобождаются от всякого контроля за их финансовыми средствами,— все это направлено на то, чтобы гарантировать свободу действий по отношению к принимающей стране. Однако дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией посылающей их страны; суды этой страны полномочны рассматривать наказуемые нарушения закона, в то время как местные суды не могут делать этого. Положение международных должностных лиц, по крайней мере тех, кто работает в центральных учреждениях или в учреждениях, имеющих такой же статус, весьма отличается. В уставах международных организаций, как правило, указывается, что иммунитеты предоставляются в служебных интересах, то есть в интересах организации. Поскольку страна пребывания международных должностных лиц согласилась на их присутствие, мало вероятно, что ее власти будут препятствовать их деятельности, осуществляемой в интересах и данной страны. Однако в то же самое время эти должностные лица не должны при исполнении своих обязанностей действовать вопреки закону. Отличительной чертой этих льгот является то, что иммунитеты, предоставляемые международному должностному лицу, носят всеобъемлющий характер, ибо международные должностные лица, которые пользуются полным иммунитетом от юрисдикции, не могут привлекаться к суду судебными органами какой-либо страны, в то время как иммунитеты, предоставляемые дипломату, представляют собой всего лишь

58. Неприкосновенность и иммунитеты от юрисдикции дипломатических работников.Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.(29 статья В.К. 1961). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; с) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. 2. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. 3. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые подпадают под подпункты "а", "b" и "с" пункта 1 настоящей статьи, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. 4. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.(31 статья).

Наши рекомендации