Государственная политика
Еще на заре цивилизации, когда человек был особенно слаб перед лицом природной стихии, экономический фактор доказал свое первостепенное значение. Вспомним, что процесс государствообразования непосредственно после неолитической революции VIII – V тыс. до н.э. по причине экономической незрелости социума развертывался замедленно и локально, если не сказать точечно. Лишь позднее, непосредственно после начала нашей эры или Рождества Христова, он вовлекает не только земледельческие, но и скотоводческие народы, становясь не исключением, а нормой на карте мира. В то же время уже на ранних этапах цивилизационного общества политика непосредственно воздействует как на право, которое посредством норм закрепляет тот или иной общественный порядок, так и на экономику, через государственные установления поощряя или сдерживая экономический рост. Таким образом, взаимодействие между этими тремя важнейшими сторонами в жизни общества реализуется максимально четко в государственной политике, которая является продуктом и способом развития экономики, опираясь на право.
Осуществление государственной политики, т.е. реализация государством его основных функций представляет интерес не только для Политологии, но и для Теории государства и права. Ведь именно от целей и задач государственной политики непосредственно зависит функционирование механизма государства. Впрочем, и наоборот, то или иное состояние механизма государства может налагать ограничения на проведение конкретной государственной политики.
Для нас особый интерес государственная политика представляет со времен абсолютизма, когда происходит качественное укрепление механизма государства по сравнению с предшествующей эпохой. Основой такого укрепления становится союз ведущих сил общества – дворянства и третьего сословия под эгидой трона. Государство берет курс на меркантилизм – политику сохранения в государстве или привлечения в него драгоценных металлов, что достигалось в том числе и путем ограничения импорта и поощрения экспорта готовых изделий. В некоторых ситуациях государство идет на утверждение собственных или покровительствуемых мануфактур в стратегических отраслях хозяйства. В отдельных случаях это позволяет снизить зависимость от заграницы и не растратить звонкую монету, иногда это способствует упрочению военно-экономического потенциала. В целом армия в период абсолютизма возрастает по своей численности, а война превращается в постоянный инструмент внешней политики. Последняя интернационализируется, складывается система военно-политических союзов, а войны приобретают многосторонний, блоковый характер (Тридцатилетняя война в XVII в., война за испанское наследство в XVIII в. и т.д.). В период просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в. государственная опека над подданными усиливается по причине проведения реформ со стороны монархов-реформаторов. Однако в первой половине XIX в. укрепившаяся, благодаря промышленному перевороту буржуазия требует государственного дерегулирования, исповедуя идеал классического либерализмаигосударства с функцией «ночного сторожа» (т.е. занимающегося только охраной частной собственности). Популярной становится политика свободной торговли – она ускоряет распространение технических новшеств и расширяет тесные рамки внутринациональных рынков.
Индустриализация последней трети XIX в. означает триумф крупного машинного производства в большинстве отраслей экономики, порождая потребительский спрос и увеличение управленческой активности. Образование монополий влечет за собой необходимость антимонопольного регулирования, борьба за колониальный передел мира сопровождается милитаризацией, т.е. опять-таки возрастанием активности государства. Отказ от идей классического либерализма происходит не без борьбы, но мощным стимулом для этого выступает Первая мировая война и Великая Депрессия 1930-х гг., когда впервые вводятся масштабные программы помощи безработным. После Второй мировой войны государственную политику по характеру воздействия на граждан и институты социума можно разделить на активную (патерналистскую) и сдержанную (либеральную). Налицо известное чередование этих видов во времени, хотя и с известной корректировкой: например, классическая либеральная политика XIX в. на рубеже XX – XXI вв. не повторяется, хотя внешне может показаться, что современные сторонники либерального монетаризма приветствуют переход к тотальному государственному дерегулированию. На самом деле возвращения к государству с функцией «ночного сторожа» не происходит. Более того, наблюдается взаимодействие между частными и государственно-хозяйственными подразделениями. Одновременно активность государства становится более избирательной, адресной, дозированной. «Растет набор государственных объектов, обеспечивающих инфраструктуру общества, - радио и телевидение, связь, транспорт и др. Переходит в собственность государства и ряд хозяйственных объектов – производственные и строительные предприятия и другие, космические объекты, атомная энергетика, спутниковая связь. Их создание и нормальная эксплуатация из-за необходимости огромных капитальных вложений не могут быть осуществлены без государства. Создаются государственные банки, страховые компании, оптовые торговые корпорации. Государство активно участвует в организации внешнеторговых связей, регулировании валютных курсов, контроле за экспортом товаров, капиталов, технологий»[11].
По сферам воздействия в деятельности государства выделяется экономическая, социальная, правовая, культурная, образовательная, научная, военная, религиозная политика. «Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, предотвращении концентрации экономической мощи в одних руках, недопущение недобросовестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержке мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, рыболовства, развитие новых технологий и т.д.»[12].
«Социальное регулирование преследует цель страхования жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного порядка, оптимизации рекламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации занятости и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения и т.д.»[13].
Каждое из государств в силу своего геополитического и хозяйственного положения в мире, расстановки социально-политических сил, традиций государственного управления, господствующей идеологии и социально-психологических особенностей населения по своему осуществляют государственную политику. В частности, бастионы либерального индивидуализма и монетаризма США и Великобритания весьма сдержанно относятся к наиболее активным формам государственного регулирования. Наоборот, континентальные европейские державы Франция и Германия, где традиционно приветствовался культ сильного государства, и были прочны позиции бюрократии, больше склонны к экономическому и социальному патернализму, материальным уступкам различным слоям населения.