Демографические условия
Демография также относится к факторам, которые часто упускают. Организации сильно отличаются по количеству обслуживаемых людей, их возрастному и половому соотношениям. Как правило, организация может прогнозировать свой возможный "рынок" на будущее по данным статистики населения, но, например, изменения населения, связанные с миграцией, менее предсказуемы и могут сделать организацию уязвимой. В обществах, где большое значение имеют расовые, религиозные и этнические характеристики, надо также учитывать изменение этих аспектов демографической ситуации.
Большинство замечательных примеров демографического изменения взято из опыта организаций, расположенных в центральных городах растущих и убывающих метрополий. У коммерции, школ и полиции появляется клиентура, отличная от той, с которой они когда-то имели дело, хотя сами организации могут этого не осознавать. В короткое время этой клиентурой становится городская беднота и члены меньшинств, которые страдают от последствий происходящих перемен. Да и сами организации в конечном счете подвергаются изменениям (часто болезненным), как только они начинают осознавать, что их клиентура стала другой и что им самим надо меняться.
Демографические распределения внутри организации имеют значение для широкого спектра важных организационных проблем, а именно: интенсивности труда, инноваций, приспособляемости, оборачиваемости и межорганизационных связей (Pfeffer, 1983). Для организаций, которые используют внешний рынок труда, демографические условия в окружающей среде отражаются и внутри организации. Например, рестораны быстрого питания в конце 1980-х испытывали дефицит молодых работников и нанимали кассирами пожилых.
Экологические условия
Общая экологическая ситуация вокруг организации связана с демографией. Компонентами социальной экологической системы организации являются организации, с которыми она уже имеет налаженные отношения, и окружающая среда, в которой она расположена. Организация в городе будет иметь гораздо больше контактов с большим количеством других организаций, чем та же организация в сельской местности. Поскольку плотность других организаций вокруг любой конкретной организации меняется в широких пределах, то и потенциал для отношений также разный.
Если мы перейдем от социальной экологии к физической окружающей среде, то окажется, что отношения между организациями и экологической обстановкой становятся даже более очевидными в связи с недавними идеями об общей экологической системе. Воздействие организаций на окружающую среду многократно продемонстрировано и теми организациями, которые ее загрязняют, и теми, которые с этим борются.
Физическая окружающая среда меньше влияет на организации. Климат и географическое положение накладывают свои ограничения на то, как организации размещают ресурсы. Транспортные и коммуникационные затраты выше, если организация удалена от своих рынков или клиентов. Даже такие бытовые вопросы, как затраты на отопление, кондиционирование воздуха и охлаждение, следует считать ограничениями.Некоторые организации располагаются так, чтобы использовать преимущества условий физической окружающей среды. Это особенно заметно на примере организаций, использующих физическое сырье, например золото или нефть, или организаций, использующих конкретные характеристики окружающей среды, например лыжные базы. Несколько труднее заметить тот факт, что организации вроде национальных профессиональных ассоциаций и торговых ассоциаций стараются располагаться в одном месте в США, а именно в Вашингтоне. Это их социальная экологическая среда. И хотя экологические факторы, как правило, постоянны, поскольку только в исключительных обстоятельствах происходят существенные изменения, эти условия нельзя игнорировать в общем организационном анализе, включающем сравнение организаций.
Культурные условия
Толкование культурного окружения организаций гораздо труднее, чем экологических условий. Значение национальных культур для структуры организации подробно обсуждалось в главе 4, но культура означает больше, чем национальная культура.
Хотя влияние национальной культуры является сейчас признанным фактом, остается неясным, перекрывает ли культура другие факторы, определяющие форму организации и образ ее деятельности. Данные подтверждают, что организации равного технологического уровня - например, с одинаковой степенью автоматизации производства - во многих отношениях очень схожи, как было показано в главах о структуре. Главная проблема состоит в том, чтобы выделить влияния этих разных факторов окружающей среды по мере того, как они вторгаются в организацию. К сожалению, для такого тонкого анализа у нас еще нет достаточных знаний. Те факторы, которые мы обсудили, в процессе влияния на организации, несомненно, взаимодействуют и между собой весьма сложным образом. Например, можно предположить, что в случае рутинной и стандартизированной технологии влияние культурных факторов будет минимальным. Производство детских игрушечных автомобилей, вероятно, происходит в схожих организационных формах и в Гонконге, и в Лондоне, и в Японии, и в Швейцарии, и в Тонка (штат Миннесота). Если взять менее рутинные технологические операции, например местное правительство, администрацию суда или строительство высокоскоростной дороги, влияние культуры, возможно, будет выше. Культура важна для структурирования организации. Она также значительно влияет на тот способ, которым организация формулирует свою стратегию на будущее (Schneider, 1989).
Даже в отдельной локальной обстановке культура не остается постоянной. Под влиянием событий меняются ценности и нормы. Если они затрагивают условия, относящиеся корганизации, то эти изменения будут для нее ощутимы. Передовые статьи в газетах, письма редактору и прочие продукты массмедиа показали, как могут измениться оценки конкретных организаций или типов организаций. Эти смены оценок могут предшествовать политическим сдвигам или сопровождать их, а политические изменения могут оказывать более прямое воздействие. Изменения вкусов потребителей представляют собой другой путь воздействия культурных условий на организации. Примеры тому найти нетрудно: драматичная история с автомобилями Эдсепь и Мустанг компании Ford Motor. Табачные компании столкнулись с крупной сменой оценок и до сих пор продолжают из этого выбираться, уменьшая последствия ударов, нанесенных антитабачным движением (Dunbarand Wasilewski, 1985).
Отношение культура-организация - это не улица с односторонним движением. Организации пытаются сформировать культурные ценности усилиями своих отделов по связям с общественностью. Организации также формируют культуры по мере своего продвижения на мировые рынки. Автомобильные фирмы Японии в США сформировали поведение своих поставщиков, которым пришлось научиться работать по принципу "как раз во время" (Florida and Kenney, 1991). Мощные организации вполне способны изменить культурные ценности.