Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции России органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Наряду с законностью эффективности управления служат дисциплина и целесообразность, присущие управленческой деятельности. Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт. Во-первых, это общеобязательность законов для всех лиц, находящихся на территории России. В этом проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила. В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов 10 августа 2000 г. издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации». Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ. В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности. Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. Целесообразность означает соответствие деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами (так как не всегда четко определяются конкретные действия и условия осуществления тех или иных норм). Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осуществлялся в границах закона и на основе норм права. В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой - само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности. В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. В-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение. Обеспечению законности в России служит система определенных гарантий. Существуют экономические, политические, организационные, юридические и общественные гарантии. Обеспечение законности возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.), так и в качестве дополнительной функции. Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит от уровня законности и дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дисциплиной подразумевается сознательное повиновение и строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, прежде всего государственных служащих по выполнению ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей. Дисциплина означает точное исполнение требований законов, иных нормативных правовых актов управляемыми и управляющими субъектами (т. е. совершенствуется под действием правовых норм). Законность является базой, на основе которой формируется дисциплина, и одновременно способом ее защиты. В обществе действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности. Это — контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы). Обобщенно контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Основные принципы контроля следующие: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Сущность контроля заключается: » в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; » в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; » в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; » в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению; » в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками. Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом как правило существуют отношения подчиненности или подведомственности. Во-вторых, объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. В-четвертых, контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения. Контроль может осуществляться путем: - проверки исполнения - что и как сделано для реализации положений правовых предписаний; - осуществления надзорной деятельности: общей (прокурорский) и административной (уполномоченными органами государственной власти в отношении соблюдения действующих в сфере управления специальных норм, правил); осуществляется в отношении объектов, которые организационно не подчинены органам надзора. Формы контрольной деятельности различны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы — внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения. В зависимости от характера полномочий государственных органов различают: « контроль, осуществляемый органами представительной власти; « контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотрас-левой и внутриведомственной компетенции). В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется на: = общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов); = специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например, проверка исполнения конкретного управленческого решения). По субъекту контроля выделяют: • контроль Президента; • контроль органов законодательной власти; • контроль органов исполнительной власти; • контроль органов судебной власти.