Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции России органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны проти­воречить Конституции страны. Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Наряду с законностью эффек­тивности управления служат дисциплина и целесо­образность, присущие управленческой деятельности. Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт. Во-первых, это общеобязательность законов для всех лиц, находящихся на территории России. В этом проявляется верховенство и всеоб­щность предписаний законов, их высшая юридическая сила. В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов 10 августа 2000 г. издан Указ Прези­дента «О дополнительных мерах по обеспечению единого правово­го пространства Российской Федерации». Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообраз­ное понимание и применение законов на всей территории РФ. В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и дейст­вий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесо­образности. Сам закон есть высшая степень проявления целесо­образности. Целесообразность означает соответствие деятель­ности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами (так как не всегда четко определяются конкретные дей­ствия и условия осуществления тех или иных норм). Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю пра­вовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осу­ществлялся в границах закона и на основе норм права. В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой куль­туры населения. С одной сторо­ны, внедрение законности означает повышение культурного уров­ня населения, а с другой - само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения за­конности. В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. В-шестых, законность в государственном управлении торжест­вует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправ­ное поведение. Обеспечению законности в России служит система определен­ных гарантий. Существуют экономические, политические, орга­низационные, юридические и общественные гарантии. Обеспечение законности возлагается на различ­ные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.), так и в качестве дополнительной функции. Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит от уровня законности и дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дис­циплиной подразумевается сознательное повиновение и строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, прежде всего государственных служащих по выполнению ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей. Дисциплина означает точное исполнение требова­ний законов, иных нормативных правовых актов управляемыми и управляющими субъектами (т. е. со­вершенствуется под действием правовых норм). Законность является базой, на основе которой формируется дисциплина, и одновременно способом ее защиты. В обществе действует особая система государственных орга­нов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреп­лению законности и дисциплины в деятельности органов испол­нительной власти. Применяемые ими различные правовые и ор­ганизационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законнос­ти. Это — контроль, надзор и обжалование (реализация права жа­лобы). Обобщенно контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения откло­нений от заданных параметров. Основ­ные принципы контроля следующие: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерчес­кой и иной охраняемой законом тайны. Сущность контроля заключается: » в наблюдении за функционированием соответствующего подконтроль­ного объекта; » в получении объективной и достоверной информации о состоянии за­конности и дисциплины; » в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений закон­ности и дисциплины; » в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению; » в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками. Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом как правило суще­ствуют отношения подчиненности или подведомственности. Во-вторых, объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого, когда контро­лирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отме­нять решения контролируемого. В-четвертых, контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контро­лируемому за допущенные нарушения. Контроль может осуществляться путем: - проверки исполнения - что и как сделано для реа­лизации положений правовых предписаний; - осуществления надзорной деятельности: общей (прокурорский) и административной (уполномо­ченными органами государственной власти в отно­шении соблюдения действующих в сфере управ­ления специальных норм, правил); осуществляется в отношении объектов, которые организацион­но не подчинены органам надзора. Формы контрольной деятельности различны: заслу­шивание отчетов, информации и сообщений, проверки, эксперти­зы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по во­просам государственной регистрации, лицензирования, сертифи­кации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. В зависимости от того, на какой стадии деятельности подкон­трольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Контроль, осущест­вляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных орга­низаций), именуется внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, а осуществляемый самими органа­ми исполнительной власти внутри своей системы — внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведом­ства, учреждения. В зависимости от характера полномочий государственных органов различают: « контроль, осуществляемый органами представительной власти; « контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотрас-левой и внутриведомственной компетенции). В зависимости от содержания государственный контроль подразделя­ется на: = общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов); = специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например, про­верка исполнения конкретного управленческого решения). По субъекту контроля выделяют: • контроль Президента; • контроль органов законодательной власти; • контроль органов исполнительной власти; • контроль органов судебной власти.

Наши рекомендации