Виды толкования норм права по объему и юридической силе результатов толкования
Уяснение должно приводить к такому пониманию содержания норм права, которое бы обеспечивало их полную и точную реализацию. Результатом толкования должны быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Ясность смысла — это глубокое понимание содержания нормы, отсутствие каких-либо сомнений в точности приведенных в результате толкования выводов. Определенность смысла — это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух или более решений на основе сделанных выводов.
Результаты толкования подразделяются на виды в зависимости от соотношения между текстуальным выражением нормы («буквой закона») и ее действительным содержанием («духом закона»). По этому толкование норм права может быть буквальным, ограничительным и распространительным.
В подавляющем большинстве случаев действительный смысл правов .» нормы уясняется буквально — в точном соответствии с текстом нормы. Такое толкование называется буквальным. При буквальном толковании содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению («дух закона» и «буква закона» совпадают).
Однако в отдельных исключительных случаях может возникнуть нек орое несоответствие между действительным содержанием нормы и се текстуальным выражением. В таких случаях «дух закона» и «буква закона» не совпадают.
Если в результате уяснения обнаруживается, что действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения, то толкование будет ограничительным; Здесь «дух закона» уже «буквы закона». При ограничительном толковании текст нормы приводится в полное соответствие с ее содержанием. Так, статью 33 Кодекса законов отруде (КЗоТ Российской Федерации), определяющую случаи, при которых администрация по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор с рабочим или служащим, следует толковать ограничительно. Такая необходимость возникает в связи с тем, что статья 35 этого же Кодекса запрещает расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профсоюзного комитета. Толковать содержание статьи 33 необходимо уже ее текстуального выражения, поскольку в соответствии со статьей 35 администрация может уволить рабочего или служащего только с согласия профсоюзного комитета.
Если в результате уяснения оказывается, что действительное содержание нормы несколько шире ее текстуального выражения, то тол-' Кование будет распространительным. В данном случае «дух закона» шире «буквы закона». Примером распространительного толкования может служить конституционная статья, которая устанавливает, что судьи и народные заседатели «независимы и подчиняются только закону». В этой статье действительное содержание термина «закон» шире, чем его словесное выражение. Такой вывод возможен при толковании данной нормы в связи с нормами уголовно-процессуального права, из которых следует, что термином «закон» обозначаются не только акты, принимаемые высшим представительным органом государства, но и подзаконные нормативные акты, применяемые судом в процессе осуществления правосудия.
Таким образом, ограничительное и распространительное толкование приводит в полное соответствие действительное содержание правовой нормы и ее не совсем точную форму изложения в тексте статьи нормативно-правового акта.
Уяснение норм права, как отмечалось, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической подготовкой граждан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нормы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения.
Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. Взависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное
Нормативное толкование— это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. СОфициальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые'их .не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.
Казуальное толкование— это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.
Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.