Правила чтения некоторых буквенных сочетаний
АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ
Кафедра иностранных языков
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК
Контрольные задания и методические указания
Для слушателей и студентов I курса юридического факультета заочной формы обучения
Учебный отдел, РИО
Рязань 2010
Контрольные задания и методические указания подготовлены к.ф.н. доцентом Н.В. Кривоносовой и к.п.н. доцентом С.Е. Тарабриной.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры 7 июля 2010, протокол № 11.
Рецензент: к. ф. н. доцент М.М. Костяков.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Отличительная особенность изучения латинского языка на заочной форме обучения состоит в том, что объем самостоятельной работы слушателя и студента значительно превышает количество практических занятий, которые проводятся преподавателем.
Так, согласно рабочему учебному плану специальности 030501.65 – «Юриспруденция», изучаемой на юридическом факультете заочной формы обучения, весь курс латинского языка составляет 74 часа; из них на практические занятия отводятся от 8 до 14 часов и 60-66 часов – на самостоятельную работу обучаемых.
При таком соотношении аудиторных занятий и самостоятельной работы усвоение данной учебной дисциплины определяется не только систематической работой учащегося. Слушателю и студенту необходимы указания методического характера, которые могут помочь ему найти правильный подход к предмету изучения, понять специфику латинского языка, рационально организовать этот вид познавательной деятельности.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК»
Настоящие методические указания имеют целью оказать помощь лицам, избравшим профессию юриста, обучающимся на заочной форме обучения, в приобретении языковой компетенции, позволяющей использовать латинский язык как в профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования.
Указанная цель предопределяет основные задачи методических указаний – помочь слушателям и студентам в самостоятельной работе над приобретением, развитием и практическим владением умениями и навыками чтения и понимания латинских юридических источников для извлечения полезной информации и их перевода, а также навыков и умений использования латинской правовой лексики (терминов, терминосочетаний, изречений, выражений и максим) в учебной и профессиональной деятельности.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЯ И СТУДЕНТА
Самостоятельная работа слушателя и студента по изучению латинского языка включает: чтение слов, предложений и текстов на латинском языке вслух в соответствии с правилами чтения; заучивание латинских слов с целью освоения необходимого лексического, в том числе и терминологического, минимума в качестве активного словарного запаса; уяснение нормативных грамматических правил и синтаксиса латинской фразы; приобретение практических навыков работы со словарем; понимание текстов и их перевод на русский язык (устный и письменный).
Для достижения уровня владения языком, указанного в целевой установке, необходима систематическая тренировка памяти путем осмысленного заучивания латинских слов и словосочетаний, юридических изречений и выражений, пословиц и поговорок.
III. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Для овладения техникой произнесения латинских звуков в слове, словосочетании и предложении и формировании произносительных навыков необходимо, прежде всего, усвоить правила чтения букв и буквосочетаний, правила ударения.
Алфавит. Правила чтения букв и буквенных сочетаний
Для того чтобы овладеть техникой чтения латинского текста, необходимо знать правила чтения отдельных букв и их сочетаний. Усвоение этих правил предполагает знание латинских букв в алфавитном порядке и их соответствий в русском языке. При этом следует обратить особое внимание на произношение согласных c, l, s, x, zи гласных eиy. Необходимо также четко различать согласные hи g, а также fи v,в произношении которых слушатели под влиянием других иностранных языков (например, немецкого, французского) нередко допускают ошибки (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Латинский алфавит
Начер- тание букв | Наз- вание букв | Правила чтения | Примеры | Произно- шение | Перевод |
A a | а | а | an-nus | áннус | год |
B b | бэ | б | be-ne | бэнэ | хорошо |
C c | цэ | 1) к (перед a, o, u, согл., в конце слова); 2) ц (перед e, ae, oe; i, y) | cul-tū-ra cre-do nunc Ci-cĕ-ro cae-lum | культýра крэдо нунк цицэро цэлюм | культура верю теперь Цицерон небо |
D d | дэ | д | do-mus | дóмус | дом |
E e | э | э | e-dic-tum | эдиктум | приказ |
F f | эф | ф | for-ma | фóрма | форма |
G g | гэ | г | gra-dus | грáдус | степень |
H h | ха | придыхание | ho-mo | хóмо | человек |
I i1 | и | 1) и 2) й | i-ra iam | ира ям | гнев уже |
J j2 | йота | й | jam | ям | уже |
K k3 | ка | к | Ka-len-dae | калéндэ | календы |
L l4 | эль | ль | lu-pus sol | люпус соль | волк солнце |
M m | эм | м | ma-ter | мáтэр | мать |
N n | эн | н | nu-mĕ-rus | нýмэрус | число |
O o | о | о | o-pus | óпус | дело |
P p | пэ | п | pa-ter | пáтэр | отец |
Q q5 | ку | qu=кв | a-qua | áква | вода |
R r | эр | р | ra-ro | рáро | редко |
S s | эс | 1) с 2) з (между гласными) | spes ca-sus | спэс кáзус | надежда случай |
T t | тэ | т | tem-pus | тэмпус | время |
U u | у | у | u-nus | ýнус | один |
V v6 | вэ | в | vi-ta | вита | жизнь |
X x | икс | кс | rex | рэкс | царь |
Y y7 | ипсилон | и | ly-ra | лира | лира |
Z z | зэта | з | zo-na | зóна | пояс |
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. О произношенииiкак согласного звука й (j) см. таблицу 2.
2. В классическую эпоху буква «йота» не встречается. Она была включена в латинский алфавит в более позднее время для обозначения iкак согласного звука. Эта версия латинской графики принята во многих словарях (см. таблицу 2).
3. Букваk почти не употребляется.
4. Букваl читается смягченно.
5. См. таблицу 2.
6. Буква v всегда читается только, как русское в veto [вэто], verbum[вэрбум].
7. Букваyвстречается только в словах греческого происхождения.
Из сочетаний латинских гласных и согласных нужно запомнить произношение сочетаний qu, ngu, su, tiперед гласным, а также сочетания ch, ph, rhиth,встречающиеся в словах греческого происхождения. Особое место в данном языке занимают сочетания двух гласных, называемых дифтонгами (au, eu) и диграфами (ae, oe). Необходимо не только знать как они произносятся, но и уметь отличать диграфы от сходных сочетаний гласных, которые произносятся раздельно (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Правила чтения некоторых буквенных сочетаний