Рекомендации для подготовки. При изучении первого вопроса обратите внимание на формулировку определения
При изучении первого вопроса обратите внимание на формулировку определения «юридической ответственности», выявите его основные признаки. Перечислите цели и функции юридической ответственности. Раскройте содержание принципов юридической ответственности. Подберите примеры. Выявите соотношение понятий «юридическая ответственность» и «правовые санкции», «юридическая ответственность» и «государственное принуждение». Определите отличие юридической ответственности от других видов государственного принуждения. Проанализируйте соотношение юридической ответственности и мер правовой защиты.
При подготовке второго вопроса обоснуйте основания привлечения лица к юридической ответственности, приведите практические примеры.
При подготовке на третий вопрос выявите виды юридической ответственности. Приведите примеры, определите отличительные признаки каждого вида ответственности.
При изучении четвертого вопроса перечислите обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, раскройте их содержание. Проанализируйте основания освобождения от юридической ответственности. Охарактеризуйте специфику юридической ответственности сотрудников правоприменительных органов.
Практические задания
1. Проанализируйте ситуации, ответьте на вопросы:
Ситуация 1: К уголовной ответственности был привлечен ранее не судимый и не привлекавший ни к какой другой юридической ответственности водитель автофургона Николай Сергеев. Возвращаясь из дальнего рейса, он проехал на красный свет светофора и сбил пешехода. Суд назначил ему самое строгое наказание, предусмотренное за это преступление. До совершения преступления Сергеев считался лучшим водителем автобазы, неоднократно награждался за отличную работу, по свидетельству коллег являлся хорошим семьянином и отцом. Какой принцип юридической ответственности нарушен при определении меры наказания? Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 2: Водитель автомобиля увидел, как двое подростков, как потом выяснило следствие 15 и 16 лет, выскочив из кустов у дороги, стали перебегать на противоположную сторону. Стремясь избежать наезда, он резко вывернул руль и столкнулся с другим автомобилем, причинив материальный ущерб. Какие правонарушения были совершены в данном случае? Кто из участников происшествия понесет ответственность?
Ситуация 3: А., четырнадцати лет, был задержан контролером и оштрафован за безбилетный проезд. Платить отказался, и его доставили в отделение милиции, где, продержав пять часов, отпустили. Какие правонарушения совершил А.? Является ли А. субъектом юридической ответственности?
Ситуация 4: Краюхин систематически посещал торговый павильон «Москва» Всероссийского выставочного центра, где похищал имущество, предназначенное для продажи. Всего за 11 дней им было похищено вещей на сумму 1 миллион 50 тысяч рублей. В процессе предварительного расследования установлено, что Краюхин с детства страдает клептоманией. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины. Подлежит ли Краюхин юридической ответственности?
Ситуация 5: Сотрудник офиса забыл выключить электрический чайник. Произошло возгорание, в результате которого сгорел стол, а в помещении пришлось делать косметический ремонт. Квалифицируйте деяние сотрудника, определите форму вины, возможную меру ответственности.
Ситуация 6: М. возвращался поздно вечером с работы. В сквере его остановили двое молодых людей и потребовали передать им бумажник, в ответ на отказ один из них стал угрожать ножом. Применив приемы рукопашного боя М. нанес нападавшим телесные повреждения небольшой и средней тяжести. Понесет ли юридическую ответственность М.? Почему?
Ситуация 7: Тринадцатилетний В. и четырнадцатилетний М. забрались в камеру хранения общежития Технического университета и похитили чемодан с вещами студента А. Наиболее ценные вещи они оставили себе, а чемодан с оставшимися скинули в реку. Понесут ли В. и М. юридическую ответственность? Почему?
Ситуация 8: На строительстве многоэтажного дома произошла поломка погрузочного устройства. Рабочий А., не желая нести строительный мусор на себе, сложил его в пакет и сбросил с пятого этажа. Пакет с мусором упал на коробку с оконными стеклами, в результате чего строительной организации был причинен ущерб в размере 5 480 руб. Понесет ли ответственность А.? Если да, то какую?
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(на базе высшего проф., среднего проф. (профильного) образования)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||
Установочная сессия | ||||||||
1. | Тема 1. Предмет и методология теории государства и права | |||||||
3. | Тема 3. Понятие, сущность, типология государства | |||||||
Итого, установочная сессия | ||||||||
1 семестр | ||||||||
2. | Тема 2. Происхождение государства и права | |||||||
4. | Тема 4. Функции государства | |||||||
5. | Тема 5. Формы государства | |||||||
6. | Тема 6. Механизм государства | |||||||
7. | Тема 7. Правовое государство и гражданское общество | |||||||
9. | Тема 8. Понятие, сущность и принципы права | |||||||
9. | Тема 9. Право в системе нормативного регулирования (Право в системе социальных норм) | |||||||
10. | Тема 10. Право и личность | |||||||
11. | Тема 11. Правовое регулирование | |||||||
12. | Тема 12. Теория нормы права | |||||||
13. | Тема 13. Источники (формы) права | |||||||
ИТОГО, 1 семестр | ||||||||
2 семестр | ||||||||
14. | Тема 14. Теория правотворчества. Правотворчество и юридическая техника | |||||||
15. | Тема 15. Толкование права | |||||||
16. | Тема 16. Система права и система законодательства | |||||||
17. | Тема 17. Систематизация законодательства | |||||||
18. | Тема 18. Правовые системы современности | |||||||
19. | Тема 19. Правоотношения | |||||||
20. | Тема 20. Реализация норм права | |||||||
21. | Тема 21. Правовое сознание и правовая культура | |||||||
22. | Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение | |||||||
23. | Тема 23. Юридическая ответственность | |||||||
24. | Тема 24. Законность и правопорядок | |||||||
ИТОГО, 2 семестр | ||||||||
Курсовая работа | ||||||||
Итоговый контроль – ЭКЗАМЕН | ||||||||
Всего по курсу |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ
И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
(на базе высшего профессионального,