Деструктивные культы псевдонаучной направленности. Инославие раскол ересь, культ
См. - Б.3, В3. По мере того, как ученые проникают все глубже в структуру материи и изучают многочисленные аспекты процессов нашего мироздания (Универсума), понятие твердой субстанции постепенно исчезает из этой картины. Нарастающий интерес ко всякого рода душевно-духовным феноменам, включая теософию, парапсихологию, астрологию, алхимию и др. свидетельствует о новой духовной ситуации. С конца XVII века ничего подобного не было. Однако еще в большей степени современная духовная ситуация напоминает эпоху раннего христианства, эпоху борьбы за выработку ортодоксальной доктрины и победы над еретическими учениями, в том числе и над самым главным врагом христианства – гностицизмом. Духовные течения современности имеют много общего с гностицизмом. Если в начале двадцатого века четко обозначились два течения – теософия и антропософия, которые К.Юнг называл «чистейшей воды гностицизмом, ряженым в индуистские одежды», то к концу века гностические течения стали бесконечно разнообразными и гораздо более массовыми. Они-то и манифестируют почти патологические проявления их «глубоких тылов души». Гностические системы потому и становятся привлекательными, что они основываются исключительно на проявлениях бессознательного, а их моральные учения глубоко проникают в темную сторону жизни. Страстное увлечение этими движениями обусловлено той душевной энергией, которая больше не может облачаться в «обветшавшие» религиозные формы. Парадоксальность их заключается в том, что, будучи религиозными по своей природе, они принимают вид научных. «Тайная доктрина» Е.Блаватской, «Духовная наука» Р.Штайнера, «Христианская наука» М.Беккер, «Сайентология» Р.Хаббарда, культ «Форум» Эрхардта и др. лишь подтверждают, что в рационализированном мире всякая религия находится под подозрением и поэтому нуждается в маскировке. Их объдиняющий пафос состоит в том, чтобы заменить традиционную веру архаичной или современной наукой, способной обеспечить трансформацию ментальных структур психики. Здесь на первом месте стоит особый «медитативный опыт». Гностические течения могут быть рассмотрены как «специфические формы науки, обеспечивающей системную разработку медитативной практики», т.е. специфическая «прикладная наука» о душе и механизмах ее трансформации. Наша душа по природе своей христианка и томится отсутствием , по слову свв.Отцов, «единым на потребу» (Царства Божьего), поэтому ищет суррогатную замену этого «единого». В разных цивилизациях по-своему пытались компенсировать или заменить это фатальное расщепление сознания и тоску по Горнему, создав целый спектр самых разнообразных суррогатов: наркотики, алкоголь, телевидение, индустрию развлечений, а в последнее время – виртуальный мир. Именно эти поиски находят свое отражение в широко распространенном универсальном мотиве ностальгии по «потерянному Раю». Существует ряд признаков, по которым можно определить лжеученых, вокруг которых нередко обьединяются люди некомпетентные в столь непростых вопросах, создается бурление, и центробежные силы выталкивают их «открытия» и вместе с ними этих людей на роль лжеучителей и «пророков новой истины».
Во-первых, авторы подобных открытий в своем арсенале используют псевдонаучные термины, наукообразные формулировки, которые подлинная наука не наполнила смысловой научной коннотацией. Проще говоря, они неизвестны в научных кругах, а содержанием они наполняются исключительно в сектантской среде. Это т.н. «сектантский новояз», как например: бета-вещество, аффа-пустота, терриериев сплав, психотроны, седьмое состояние материи (управляет мирозданием), оверт, висхолд, супервайзер, нейтринное излучение, фохат, энтурбулировать, и проч. Все эти высокоумные понятия должны создать впечатление, что исследования находятся на передовом рубеже науки, а может быть, даже за гранью существующего понимания мира.
Второй признак лженауки – это секретность. Исследования и разработки ведутся под покровом тайны, что якобы связано с решением задач государственной важности. Понятно, что завеса секретности чаще всего опускается для того, чтобы не допустить вмешательства экспертов и последующего разоблачения.
Третий признак лженаук – пренебрежительное отношение к предшествующим научным открытиям. Новые законы не должны отрицать предыдущие, но они призваны обобщать и уточнять полученные ранее знания, поскольку все они – ветви одного древа познания. Адепты же лженауки начисто отрицают преемственность научного знания и камня на камне не оставляют от предыдущих теорий.
Одним из наиболее распространенных заблуждений современности является возведение в степень науки псевдонаучных эзотерических дисциплин, и в этом смысле особенно «повезло» астрологии, которую нередко рекламируют как синтез астрономии, математики, физики, кибернетики и других отраслей знаний, уже достаточно себя зарекомендовавших. Современные астрологи всячески подчеркивают научность астрологии и утверждают, что современные гороскопы составляются строгими научными методами. Подобная пропагандистская деятельность приносит свои плоды, многие люди свято верят в научность гороскопа, особенно если он составлен с помощью компьютерных технологий. Очень может быть, что можно моделировать и подгонять гороскопы к судьбам, однако ни одна настоящая традиционная система знаний не видит никакой связи между положением какой-либо звезды и характером конкретного человека. Звезда является физическим телом и подчиняется физическим законам, установленным Богом, не неся никакой мистической нагрузки. Считать, что положение Луны или Солнца определят будущую судьбу новорожденного – значит противоречить здравому смыслу.
Напрямую с астрологией связана и уфология, которая также является псевдонаучной формой религии, так или иначе связанной со звездами. Сегодня ведется тотальная охота на НЛО, на «зеленых человечков», т.н. «гуманоидов», которые якобы прилетают к нам из других галактик и созвездий. Человечество прогрессирует с огромной скоростью, мода на рогатых монстров уже прошла, и иррациональный мир мимикрирует в таком виде, как его ждут и хотят видеть сегодня люди. «Инопланетных пришельцев» народ встречает пока благосклонно. Многие же зарубежные и отечественные серьезные ученые, глубоко изучавшие проблемы уфологии, в результате пришли к единому выводу о том, что природу подобных явлений следует обьяснять исключительно с религиозных позиций, поскольку это проявление демонических сущностей (бесов).
Вот еще один очередной наукообразный брэнд – валеология. Он уже введен в школьную программу, причем ни родители, ни сами ученики не могут до конца понять, чему же учит этот столь занимательный предмет. Сами валеологи утверждают, что это наука о здоровом образе жизни, о безопасности и т.п. Если вглядеться пристальней, то обнаружим, что валеология слишком перегружена оккультными элементами и тем самым становится современной разновидностью таких псевдонаучных дисциплин, как магия и астрология. Таким образом, валеология является не столько наукой, сколько способом внедрить эзотерические знания на популярном уровне в сферу народного образования без лишнего шума.
Далее в учебнике излагаются азы аутотренинга, подразумевающего самовнушение при особом психофизическом настрое, когда «дремотное состояние» сохраняется «необходимое время под контролем собственного сознания». Иными словами, повествуется о медитации, которая крайне вредит психическому здоровью человека вопреки достаточно распространенному заблуждению о ее пользе для здоровья. Прежде чем рекомендовать подобную психотехнику не только детям, но и взрослым, надо крайне обдуманно подойти к этому вопросу. Кроме того, такие практики, в том числе и аутотренинг, имеют оккультное происхождение, о чем следует знать как детям, которым рекомендуется медитация, так и их родителям, поскольку существуют вероисповедания, запрещающие своим адептам использование каких бы то ни было оккультных методик (в том числе Православие). И во всяком случае, прежде чем обучать человека, надо его об этом предупредить.
Вот еще одна псевдонаучная секта – сайентология. Главную идею дианетики (она же сайентология) ее основатель Рон Хаббард позаимствовал из ранних работ З.Фрейда: бессознательные воспоминания являются причиной наших проблем, поэтому их надо уничтожить. В работе Хаббарда «Дианетика как современная наука душевного здоровья» излагается процедура т.н. аудитинга. Ее суть заключается в том, что аудитор (специалист по выслушиванию) спрашивает человека о наиболее болезненных случаях жизни, предлагая прокрутить их в сознании несколько раз, пока он не станет к ним равнодушен. Вопросы же задаются буквально обо всем, в том числе и об интимных подробностях жизни. Полученные сведения фиксируются и сохраняются в банке данных сайентологов, представляя в случае необходимости качественный компромат.
Хаббард создал аналог детектора лжи – так называемый «э-метр» для определения сопротивления кожных покровов в момент, когда «пациент» вспоминает интимные и значимые подробности своего прошлого. Как утверждал Хаббард, все несчастья человека происходят от душевных аберраций (или энграмм), вызванных ранними психологическими травмами, а разработанные процедуры с применением э-метра могут все это стереть.
По утверждению специалистов-психиатров, аудитинг позволяет контролировать сознание пациентов, вызывая состояние, близкое к наркотической эйфории, которое и заставляет жертвы возвращаться, чтобы вновь его пережить. Именно он является способом доведения до степени контролируемого транса, и разрушает психику, заставляя человека идентифицировать себя с учением.
Перечислим ряд деструктивных сект псевдонаучной направленности: «Сайентология», «Новый акрополь», «Церковь адамитов», «Международный центр космического сознания», учение Александра Дугина, «Экология сознания», «Движение Грааля», «Энерсенс», группа Столбуна, «Международный эзотерический цент Vita», группа О.Андреева, «Храм шеол», «Белая экология», все группы нейролингвистического программирования, «Тетрада», «Орден храма Солнца», ценрт «Единение», «Академия фронтальных проблем им. Золотова», движение Г.Грабового, «Валеология», Теософское общество, организация Т.Ф.Акбашева, секта В.М.Бронникова, клуб «Этика поведения человека», общественная организация «Святая Русь», школа шамбалы (Сотиданандана йоги-центр), Рушель Блаво, Радастея, движение Э.Мулдашева, школы астрологии, и др.
Следует знать, что в деструктивных сектах псевдонаучной направленности, так же как и в других подобных сектах – псевдохристианской, восточной, оккультной или синкретической направленности – применяется контроль сознания. Это использование разнообразных техник, модифицирующих и контролирующих сознание. Для этого могут использоваться нелегитимные и аморальные методы, такие как гипноз, давление, демагогия, психологическое заражение (индукция), суггестивные технологии, НЛП и др. Личность, вступившую в такую организацию жестко контролируют, изолируют, внушают страх, вину, психологическую недостаточность.
Механизмы контроля сознания в подобных сообществах включают три этапа, которые условно можно разделить на: разморозку, замену, заморозку. Так на первом этапе психика человека вводится в состояние аморфности, а собственная идентичность ставится под сомнение. Для этого применяются: дезориентация, сенсорная депривация, манипулирование с физиологическими режимами. Психологический дискомфорт достигается невозможностью адепта остаться наедине с собой.
Второй этап – это постепенное навязывание новой идентичности формальным (в ходе обязательных ритуалов) и неформальным (во время приятельских бесед) способами. Новообращенный должен «умереть» для прошлой жизни и «родиться» к жизни новой.
Третий этап «консервирует» новую личность. Здесь акцент делается на всем, что связано с новой идентичностью – имя, одежда, язык, новая «семья» (секта). Консервация поддерживается активным участием в обучении.
На этапе «замораживание» главным методом подачи новой информации становится подражание. Новичков попарно обьединяют с «ветеранами» секты, которые должны демонстрировать им образец поведения и подражания. И еще очень важно нового члена как можно быстрее подключить к вербовке. Как показали исследования в области социальной психологии, ничто так не укрепляет человека в собственных убеждениях, как его попытка навязать эти убеждения другим людям.
Как же дифференцировать все эти группы, движения, сообщества; в каких из них сильнее культовая зависимость, где слабее, где ее нет вовсе? Все типы нетрадиционной религиозности можно дифференцировать так: тип первый – секты и культы; тип второй – клиентурные культы; тип третий – аудиторные культы; тип четвертый – оккультная среда; тип пятый – внутрицерковное сектантство. Рассмотрим это подробнее.
Первый тип представляет собой организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, систему норм и правил определенного этического поведения, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Все секты и культы допускают возможность тотального пожизненного вовлечения человека в свою деятельность с полной или частичной изоляцией от внешнего мира. Если секта определяется как религиозная организация, отколовшаяся от традиционной религии, то культ – религиозная организация, образовавшаяся в результате радикальной инновации, то есть в фундаментальном разрыве и дистанции с окружающей его религиозной средой.
Второй тип - клиентурные культы – организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Клиентурные культы предлагают ограниченный набор специализированных услуг за определенную плату или компенсацию и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временная принадлежность к ним заключается в прослушивании лекций, участии в семинарах, тренингах, сеансах исцелений, контактах с высшим разумом, инициациях, проведении пси-терапии прошлых жизней, составлении гороскопов, гадании и др. Клиентурные культы могут иметь религиозную, психологическую, коммерческую, экологическую, образовательную или иную направленность. К клиентурным культам можно отнести весь спектр экстрасенсорного воздействия, целительства, астрологии, сюда же входят псевдопсихологические группы наподобие академии Золотова, Синтона, Симорона, уфологические центры по изучению феномена НЛО и т.п. В современном мире возникают наиболее часто именно клиентурные культы, располагающие только институтом временного членства и по определению не рассчитанные на поддержание постоянного контакта со своими последователями. Еще до входа человека в клиентурный культ заранее предопределены как временный характер его пребывания в нем, так и его выход их группы.
Третий тип – аудиторные культы – отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции оккультно-мистического знания в массы с полным отсутствием института постоянного членства. Наиболее распространенные формы аудиторных культов включают в себя теле- и радиопередачи, разовые публичные лекции, газеты, журналы, отдельные рубрики в СМИ, книжную, ауди- и видеопродукцию эзотерического содержания. Ни к чему не обязывающая «принадлежность» к аудиторным культам подразумевает лишь заинтересованное чтение, прослушивание, просмотр материалов, содержание которых рассчитано преимущественно на временное развлечение человека, а не на систематическое углубление его знаний.
Четвертый тип – оккультная среда, оставляющая отпечаток в сознании индивида. Это не институализированные нетрадиционные формы «народной религиозности», такие как: приметы и суеверия; индивидуально практикуемые ритуалы и техники самопознания и саморазвития; разорванные элементы традиционных религий, используемых для конструирования своей религиозно-оккультной идентичности, где оккультные идеи основные. Оккультная среда общества была всегда во все времена. Главный носитель оккультной среды общества – это само общество. Поэтому, в отличие от отдельных сект и культов, оккультную среду практически невозможно уничтожить. Оккультная среда нерасторжимо вписана в культуру и культурное наследие самого общества. В ней можно найти одно из онтологических оснований бытия самого феномена сектантства. Именно в границах оккультной среды общества формируются потенциальные адепты сект, люди, готовые в любой момент уйти в секту.
Пятый тип – внутрицерковное сектантство – это всевозможные формы нетрадиционных, языческих, шаманских верований и практик, существующих в границах традиционных религий. Такие народные формы религиозности, редуцирующие, дополняющие, подменяющие и часто искажающие ортодоксальное вероучение, являются практически неконтролируемыми образованиями и сопровождают жизнь всех без исключения религий мира. К формам внутрицерковного сектантства относятся: смещение религиозного поклонения с Бога на священника или монаха, сопровождающееся подчинением воле последнего; магическое мышление, полагающее автоматическую действенность любых религиозных обрядов вне зависимости от наличия у человека, их совершающего, личной веры в Бога и понимания смысла этих обрядов; апокалиптизм, включающий в себя нагнетание страха перед окружающей социокультурной средой, современной наукой и техникой; интерпретация всех событий в мире в качестве однозначных признаков наступления в ближайшее время конца света; политеизм, состоящий из гипертрофированного почитания святых «на все случаи жизни» при одновременном забвении Самого Бога; экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые представляются в качестве главного врага Церкви и источника всех ее бед и проблем. При этом предполагается необходимость ведения всех форм сопротивления и радикального противостояния этим группам, в качестве которых выступают масоны, евреи, тайное мировое правительство и т.п.