Конституционное правопользование
1. Конституционное правопользование является основной формой реализации (осуществления) права в Российской Федерации, призванной обеспечить фактическое верховенство конституционного принципа высшей ценности человека, его прав и свобод в условиях правового и социального государства. Конституционное правопользование есть социально позитивное и объективно проявленное обретение и усвоение каждым человеком и гражданином в процессе жизнедеятельности тех благ, которые выражают его непротивоправные (конституционные) интересы и могут быть получены в той мере, в какой они соответствуют уровню политического, социально-экономического и культурного развития государства и международным стандартам прав человека. Конституционное правопользование, универсально дополняемое исполнением конституционных обязанностей, происходит в рамках конституционных (общих) правовых отношений наряду (параллельно) с конкретными правоотношениями, в которых реализуются субъективные права и обязанности участников. Общая нормативная модель конституционного правопользования может быть построена только принципиальным (рамочным) образом, поскольку природа и содержание каждого из конституционных прав предопределяют необходимость особенных (по видам) и конкретных теоретических разработок.
2. Конституционное правопользование может носить непосредственный и опосредованный характер. Под опосредованием прав и свобод человека следует понимать нормативно-правовым образом выраженное, конституционное по форме и сущности (соответствующее конституционно выраженным и выявленным смыслам конституционных идеалов, ценностей и целей) определение (конкретизацию) содержания прав и свобод, а также необходимых предпосылок, условий и способов практического пользования ими для целей осуществления правопользователями своих непротивоправных (конституционных) интересов и обретения материальных и духовных жизненных благ.
3. Правопользование в каждой определенной сфере жизнедеятельности опосредуется в соответствии с системно выявленными конституционными принципами. При этом конституционность выступает как внешнее (применительно к параметрам опосредования) и внутреннее (личностное) качество и специфическое требование правопользования. Неконституционное опосредование правопользования недопустимо, предупреждается и преодолевается средствами конституционного гарантирования (включая правосудное обеспечение). Формально неконституционное (противоправное) правопользование выступает как правонарушение и сопряжено с юридической ответственностью. Неконституционное по сути личностное правопользование является злоупотреблением правом и требует конституционного противодействия. Равным образом недопустимо злонамеренное воспрепятствование полноценному правопользованию со стороны органов публичной власти и должностных лиц, формально не выходящее за рамки их компетенции (властное злоупотребление правом).
4. Всякое концептуальное обоснование правового регулирования рыночной экономики в Российской Федерации должно проявляться как версия конституционного опосредования пользования правом на предпринимательскую деятельность. Онтологическим «стержнем» и вектором конституционализации комплексного межотраслевого института предпринимательского права выступает солидарная природа этого полномочия. Сочетание средств рационального и духовного (интуитивно-нравственного) познания позволяет увидеть, что названная сущность совокупным образом раскрывается через содержательные характеристики а) необходимой свободы, б) естественной социальности, в) творческого характера, г) духовной осмысленности и д) интенциональной профессиональности. Такое восприятие нацеливает на гармонизацию устремлений позитивной личностной самореализации и нормативных параметров конституционного правопользования в соответствии с целью обеспечения соучастия предпринимателей в созидании общенародного блага, единой материально-духовной сферы народной жизни.
5. По содержанию право на предпринимательскую деятельность есть неотъемлемая, конституционно определяемая и обеспечиваемая мера возможного и добросовестного (в контексте религиозно-культурной традиции) пользования личностью ресурсами своего трудового потенциала и собственности для целей свободной экономической самореализации. На элементарном уровне оно представлено комплексом взаимосвязанных и взаимодополняющих правомочий, включая возможности 1) самостоятельного выбора конкретных форм, способов, видов, времени и места правопользования и ведения предпринимательской деятельности в рамках установленных конституционных ограничений и при соблюдении конституционных праворегулирующих условий; 2) обусловленные сохранением собственности правопользователя на долю продукта предпринимательской деятельности, соразмерную его личному (функциональному и операционному) вкладу, за вычетом конституционно определенных изъятий (налогов и сборов); 3) требования от всех органов и должностных лиц государства и местного самоуправления деятельного признания всего объема названных правомочий, а также их эффективного конституционного гарантирования и защиты (правосудного обеспечения).
6. С позиций правового принципа эквивалентности, в отношениях труда и собственности юридически справедливое требование соразмерности оформляет стремление сохранить каждому своё. Но в масштабе гражданского общества такая эквивалентность становится асоциальной и разрушительной, ведет к «поэтапному» выводу за рамки достойной жизни большинства народонаселения и установлению «элитарного правопорядка». Конституционное правопонимание выдвигает по отношению к предпринимательской деятельности и к ее результатам принцип солидарной правовой эквивалентности (конституционной справедливости), призванный обеспечить фактическое соответствие российского государства конституционно установленным характеристикам правового и социального.
7. Идея конституционного правопользования позволяет говорить о самостоятельном практическом значении конституционного института права собственности как основания соответствующих отраслевых и институциональных конкретизации. Конституционный подход дает возможность показать одновременно и абсолютный характер полномочий частного лица в отношении своего (принадлежащего ему) имущества, и легитимно утвердить принципиальные критерии внешнего ограничения такого права, получающего солидарное «наполнение». Взятое в качестве элемента целостного конституционного института, право частной собственности не нуждается в «дополнительных» обязывающих характеристиках, кроме тех конституционно закрепленных требований, которые ограничивают пользование всяким основным правом.
8. Солидарный характер возможностей владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами для целей предпринимательской деятельности, по сути, «удваивается»: общая функциональная составляющая подкрепляется здесь солидарным назначением объектов этих прав, их общенародной «данностью». Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36 Конституции) является принципиально самостоятельным конституционным полномочием, синтетически объемлющим правомочия и земельного, и гражданско-правового характера, и не может трактоваться как объектно-субъектная конкретизация права частной собственности как такового. Только конституционный смысл соответствующей категории исключает дальнейшую экстраполяцию института частной собственности (включая понятийно-категориальный аппарат) на природные ресурсы России.
9. Конституционное развитие либертарной теории права (B. C. Hepсесянц) и положение об «открытом» перечне форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции) дают возможность законодательного установления института приватизированной собственности на имущество, перешедшее к предпринимателям в процессе «разгосударствления» общенародного достояния в период реформ 90-х гг. XX в. Такое, «сущностно ограниченное» (в сравнении с классической моделью) обстоятельствами своего «рождения», право не допускает, а предполагает «правовосстановительные ограничения».