Вопрос 2. Функции современного российского государства
Внутренние функции государства – это основные направления государственной деятельности внутри страны.
Внутренние функции имеют собственную классификацию.В зависимости от сферы общественной жизнивнутренние функции государства могут быть разделены: экономическую, социальную, политическую, охрана основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Экономическая функция – деятельность по управлению экономическими процессами, организации и поддержанию общественного производства. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме.
Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. В условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.
Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Социальная функция – деятельность, направленная на обеспечение достойного уровня жизни человека, защиту «социально слабых» слоев населения, развитие науки, образования, здравоохранения.
Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.
Политическая функция – деятельность по регулированию политических процессов, созданию основ демократического общества и обеспечению системы народовластия.
Функция охраны основных прав и свобод человека и гражданина – состоит в признании, законодательном закреплении и государственной защите прав и свобод, создании условий их реализации. Это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
Функция налогообложения и финансового контроля – деятельность по установлению и сбору налоговых и иных установленных законом платежей, обеспечению доходной части государственного бюджета.
Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
Экологическая – деятельность по охране и поддержанию здоровой окружающей среды. Экологическая функция – это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.
Назовите основные тенденции в развитии функций современных государств:
1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;
2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;
3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.
Таким образом, Внутренние функции государства – это основные направления государственной деятельности внутри страны.
В зависимости от сферы общественной жизнивнутренние функции государства могут быть разделены: экономическую, социальную, политическую, охрана основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
Внешние функции государства — это основные направления его деятельности на международной арене.
Внешние функции современного государства подразделяются на функции сотрудничества с другими государствами и функции обороны страны.
Функция сотрудничества с другими государствами реализуется путем установления равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической, политической, культурной, военной и других сферах. Усиление интеграции привело не только к развитию двусторонних отношений, но и к созданию различных международных организаций, объединяющих несколько государств.
Важной сферой межгосударственного взаимодействия является экономическое сотрудничество. Оно реализуется в первую очередь в форме торговли.
Важное значение имеет функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.
Политическое сотрудничество осуществляется путем установления дипломатических отношений, подписания международных договоров. Важной стороной внешнеполитического взаимодействия является решение вопросов войны и мира, что позволяет избегать военных конфликтов и разрешать возникающие споры мирным путем (к сожалению, это происходит не всегда). Государства взаимодействуют не только на основе двусторонних и многосторонних соглашений, но и через международные организации — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.
Военное сотрудничество является продолжением политического. Государства заключают договоры о дружбе и военной взаимопомощи, о ненападении, об обмене военными специалистами.
В рамках научно-технического сотрудничества происходит обмен научной информацией, стажировка специалистов, совместные научные исследования, проведение конференций по различным проблемам.
Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, поездок национальных творческих коллективов на гастроли, проведении музыкальных кинофестивалей, различного рода спортивных соревнований.
Ухудшение мировой экологической ситуации привело в последнее время к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы, например, по очистке европейских рек, защите исчезающих видов животных и растений, контролю за использованием ресурсов мирового окенна и др.
Функция обороны заключается в деятельность по созданию и поддержанию системы мер и условий, направленных на обеспечение достаточного уровня обороноспособности страны. Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.
Функция поддержания мирового порядка охватывает,
во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения;
во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом;
в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.
Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.
Вывод: Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.
Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.