Духовная жизнь общества 3 страница

  1. Бытие человека. Потребности и способности человека

Бытие — это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от сознания людей объек­тивный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлет­ворением его потребностей. Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому по­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биоло­гический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые на­правлены на обеспечение жизнедеятельности орга­низма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необхо­димость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориенти­ровочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно ус­ловно разделить на три группы: биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Та­кое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимос­ти и взаимообусловленности его потребностей. Био­логические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою оче­редь, удовлетворение духовных потребностей (напри­мер, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, из­менение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и воз­вышенных духовных потребностей — потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по­требностей. Маслоу отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе

и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня стано­вятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к фи­зической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, об­щественно полезной жизнедеятельности, способст­вуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы лю­дей. Интерес — это такая осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Од­нако интерес человека направлен не на непосредст­венный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в общест­ве, от его принадлежности к той или иной социаль­ной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными сти­мулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные,групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духов­ные), по степени осознанности (действующие стихий­но или на основе разработанной программы деятель­ности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Направляемая действием потребностей человече­ская деятельность осуществляется благодаря нали­чию у индивида богатейшего комплекса способнос­тей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенного рода деятельнос­ти. Способности не сводятся к имеющимся у индиви­да знаниям, умениям и навыкам. Они обнаружива­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, пере­даваемые по наследству и изначально присущие ин­дивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни. Современная наука рас­сматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологическо­го и социального. Биологическое начало в способнос­тях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает спо­собностями, потенциально присущими каждому ин­дивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.). Наследственные программы могут оказать воз­действие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида. Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физиче­ской силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематиче­ское музыкальное образование, постоянная практика и т. д.

Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художест­венные, инженерные и другие способности. Совре­менная психология выделяет и общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих различ­ных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта — не­изменной всесторонней умственной одаренности.

Качественный уровень развития способностей вы­ражается понятиями таланта и гениальности. Талан­том называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельнос­ти, отличающийся новизной, высоким совершенст­вом и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

  1. Человеческая деятельность и ее многообразие

Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что дан

пая деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную. Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы) и социально-производственная (преоб­разование общества). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная.

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение — это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо

любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — про­тивоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) — одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда — те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда — все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выпол­няет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности, зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества — это история деятель­ности людей.

  1. Личность как субъект общественной жизни.

Социализация личности. Межличностные отношения

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда — «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указани­ем социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и вы­ражает теперь нечто противоположное тому содержа­нию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значи­мых черт, свойств и качеств, которые он реализу­ет в общественной жизни. Когда говорят о личнос­ти, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя фор­мируется в процессе воспитания и деятельности че­ловека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.

Человеком рождаются, личностью становятся в про­цессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс при­выкания к новым условиям существования), обуче­ние (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологи­ческое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжает­ся в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успе­ха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, су­меет реализовать себя в процессе общественной жиз­ни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем орга­низации обучения и воспитания), так и непреднаме­ренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жиз­ненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привы­чек и образа жизни. По степени достижения резуль­тата различают начальную, или раннюю, социали­зацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охва­тывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе соци­ализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конк­ретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализа­ции составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации ока­зывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты соци­ализации также подразделяются на первичные и вто­ричные. Примером первичного института социализа­ции могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляет­ся в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культур­ным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, на­сколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и об­разцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность мо­жет быть субъектом процессов десоциализации и ре-социализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противополож­ный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение ин­дивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разру­шить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциали-зации.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступа­ют друг с другом в многообразные общественные от­ношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отноше­ния между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутст­вия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на офи­циальные и неофициальные.

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нор­мативности. Официальные отношения всегда рег­ламентируются какими-либо определенными нор­мами — правовыми, корпоративными и др. Во-вто­рых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличност­ных отношений, не зависят от личности, в то вре­мя как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными осо­бенностями их участников, их чувствами и пред­почтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофици­альных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется парт­нерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимо-

действии с вполне определенным по своим личност­ным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординацион­ными (начальник и подчиненный).

  1. Духовный мир человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явле­ние. Это сложная система, элементами которой явля­ются:

1) духовные потребности в познании окружающе­го мира, в самовыражении средствами культуры, ис­кусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые раз­деляет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его де-ятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремле­ний человека, являются важнейшим моментом смыс­ла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личнос­ти, служащие одним из источников мотивации ее по­ведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жиз­ни. Однако современная цивилизация подошла к воз­можности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловече­ские ценности отражают духовный опыт всего че­ловечества и создают условия для реализации об­щечеловеческих интересов (т. е. универсальных по­требностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классо­вых или иных различий). Общечеловеческие ценнос­ти приобретают приоритет по отношению к группо­вым ценностям, обеспечивая полноценное существо­вание и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека яв­ляется его мировоззрение, под которым понимают со­вокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступа­ют отдельные люди, группы людей и общество в це­лом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным груп­пам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жиз­ненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиоз­ные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения сов­ременной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие сторо­ны научного мировоззрения с представлениями о со­циальной справедливости, экологической безопас­ности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в обще­ство, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Раздел

ПОЗНАНИЕ

Примерные вопросы

1. Познание мира. Чувственное и рациональное по­знание. Интуиция.

2. Истина и заблуждение. Критерии истины.

3. Научное познание.

4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.

5. Развитие знаний о человеке.

  1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

.Познание можно определить как процесс деятель­ности человека, основным содержанием которого яв­ляется отражение объективной реальности в его со­знании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолиро­ванным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две сто­роны: субъект познания и объект познания. В узком смысле^под субъектом познания обычно подразуме­вают познающего человека, наделенного волей и со­знанием, в широком — все общество. Объектом по­знания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружа­ющий мир в тех границах, в которых с ним взаимо­действуют отдельные люди и общество в целом. Так­же объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объек­том познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание пред­ставляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Про­цесс анализа субъектом своего сознания и своего от­ношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как дру­гие знают и понимают «рефлексирующего», его лич­ностные особенности, эмоциональные реакции и ког­нитивные (т. е. связанные с познанием) представле­ния.

Существуют две ступени познавательной деятель­ности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает ин­формацию о предметах и явлениях окружающего ми­ра с помощью органов чувств. Тремя основными фор­мами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающе­го мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта по­знания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым эта­пом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что по­зволяет воспроизводить его мысленно даже в том слу­чае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продук­том памяти (т. е. способности человека воспроизво­дить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживае­мой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговремен­ная память обеспечивает продолжительное (часы, го­ды, а иногда и десятилетия) удержание знаний, уме­ний, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фикса­ции, как правило, является повторение, которое осу­ществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечи­вает оперативное удержание и преобразование дан­ных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Наши рекомендации