Духовная жизнь общества 11 страница

Бюджет любого государства состоит из двух час­тей — доходной и расходной.

Доходная часть бюджета формируется за счет на­логов, которые выплачивают физические и юридиче­ские лица, а также займов и эмиссии денег. В зависи­мости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов фе­дерации и доходы местных бюджетов (в федератив­ном государстве).

Расходная часть бюджета представляет собой за­траты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В зависи­мости от направленности денежных потоков различа­ют пять основных групп расходов: расходы на содер­жание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финанси­рованию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим стра­нам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).

В процессе составления и исполнения бюджета го­сударство, как правило, сталкивается с невозможно­стью достижения равенства его доходной и расход­ной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.

Бюджетным профицитом называется превыше­ние доходов бюджета над его расходами. Это срав­нительно редкое явление, которое имеет место толь­ко при наличии ряда благоприятных внутренних и

внешних условий развития национальной экономи ки. Гораздо более частое явление - это бюджетный дефицит, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возник-нуть в результате экономической политики государ-ства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно нескольки­ми способами: сократить (секвестировать) бюджет­ные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.

Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юри­дическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), пе­ред внебюджетными фондами, зарубежными пра­вительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом. Государственный долг делится на внутренний (за­долженность государства гражданам, предприяти­ям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран). По срокам погашения различают долг крат­косрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Редко когда государству удается из текущих бюд­жетных доходов полностью в срок погашать государ­ственные займы и выплачивать по ним проценты. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в сред­ствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, но делая таким образом новые. В результате государственный долг растет в разных странах раз-личными темпами. Наиболее тяжелыми для поташе ния считаются краткосрочные долги, по которым приходится в течение короткого времени выплачи-

вать основную сумму с высокими процентами. Вот почему государственные органы стараются консолидировать краткосрочную, а часто и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основ­ной суммы и ограничиваясь выплатой ежегодных процентов. В ряде стран в государственных органах существуют специальные структурные подразделе­ния, которые отвечают за погашение и консолида­цию старых долгов, а также за привлечение новых займов. Однако консолидация внешнего долга воз­можна только с согласия кредиторов. Последние со­здают специальные организации-клубы, где выра­батывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять между­народные финансовые обязательства. Наиболее из­вестными являются Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объ­единяющий страны-кредиторы. Оба названных клу­ба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) по отсрочке вып­лат, а в ряде случаев — частично списывали их госу­дарственные долги.

15. Налоги, их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи, взимае­мые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Налогообложение прошло длительный путь разви­тия. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представ­ляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели де­нежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспе-чивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средст­ва государства, т. е. доходная часть бюджета, вне­бюджетные фонды и т. д.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструмен­тов экономической политики государства, стимули­руя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает вли­яние на распределение и перераспределение резуль­татов воспроизводства как на микро-, так и на макро­уровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Некоторые ученые-экономисты объединяют регу­лирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию — экономическую.

Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, нало­говый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налога, или налогоплательщиком, на­зывается физическое или юридическое лицо, на ко­торое законодательством возложена обязанность уп­лачивать налог.

Объект налога - это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

Единицей обложения является единица измере­ния объекта налога (по земельному налогу такой еди­ницей может быть, например, гектар).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговым окладом называется сумма налога, уп­лачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соот­ветствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожден­ная от налога.

Совокупность налогов, установленных государ­ством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему го­сударства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложе­ния прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реаль­ные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземель­ный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имуще­ства. Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на моно­польные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдель­ные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

По направлению их использования все налоги де­лятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государ­ством только на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взи­мающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, респуб­ликанские (налоги субъектов федерации) и местные.

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий пе­речень типичных объектов налога, классифицируе­мых по внешним признакам, с установленной доход­ностью объекта обложения (например, при земель­ном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог ис­числяется и удерживается бухгалтерией с того юри­дического лица, который выплачивает доход субъек­ту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происхо­дит уже после получения им дохода — на основе по­данной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может полу­чить государство, и ставкой налогов существует зави­симость, доказанная американским экономистом Ар­туром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины на­логового бремени, построению эффективной и спра­ведливой системы налогов.

В Российской Федерации формирование современ­ной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризи­са государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и ре­гулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая ста­бильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных об­ластей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пре­делах, определяют порядок их взимания и предостав­ления налоговых льгот.

Третий уровень — это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются мест­ными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

Недостатки современной системы налогообложе­ния в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообло­жения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недо­статков в настоящее время федеральные органы влас­ти пытаются провести налоговую реформу в стране.

16. Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических связей

Мировой экономикой называют систему нацио­нальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, а также тор­говыми, производственными и другими многообраз­ными нормами экономических связей.

Становление мировой экономики прошло длитель­ный путь. Исторически первой формой международ­ных экономических связей была торговля. Ее объек­тивной основой явилось общественное разделение труда, которое перешагнуло рамки национальных границ и вышло на международный уровень.

Международное разделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на произ­водстве определенных видов продукции, которыми они обмениваются между собой. Международное разделение труда зародилось в мануфактурный пери­од развития капитализма. При этом основной фор­мой его реализации в это время были двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи. В эпоху про­мышленного переворота взаимосвязанность нацио­нальных хозяйств возросла, произошло их втягива­ние в мировой рынок. Особенностью международного разделения труда в конце XIX — первой половине XX в. стала монокультурная специализация целой группы стран (колониальных и зависимых), т. е. за­крепление их в качестве поставщиков одного или не­скольких товаров, главным образом сырьевых или энергетических.

По мере развития промышленности и углубления технологической специализации в сфере производ­ства международное разделение труда приобрело современные формы. Сегодня основными формами мировых экономических связей являются: междуна­родная торговля товарами и услугами, движение капиталов, межгосударственная интеграция в сфере производства, миграция рабочей силы, обмен в об­ласти науки и техники, валютно-кредитные отноше­ния. Соответственно этому структура мирового рын­ка состоит из следующих элементов:

1) мировой рынок товаров и услуг;

2) мировой рынок капиталов;

3) мировой рынок рабочей силы;

4) мировой финансовый рынок. Современный мировой рынок представляет собой

целостную систему торговых и финансово-экономи­ческих связей между национальными хозяйствами. На этом рынке формируются и действуют мировые цены.

Международная торговля включает в себя два взаимосвязанных процесса: экспорт и импорт. Экс­порт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эф­фективность экспорта для конкретной страны опре­деляется тем, что данная страна вывозит ту про­дукцию, издержки производства которой в ней ниже мировых. При импорте (ввозе) товаров страна приоб­ретает те товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно. Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот (сальдо) с другими странами.

Исторически существуют различные формы госу­дарственной защиты национальных интересов на ми-

ровых рынках. В XV-XVIII вв., когда основной гос­подствующей экономической теорией был мерканти­лизм, государства всячески стимулировали экспорт и сдерживали импорт, прежде всего путем введения та­моженных пошлин. Таможенная пошлина представ­ляет собой налог, который взимается при пересече­нии товаром таможенной границы и, следовательно, повышает цену импортируемого товара. Однако про­текционизм неизбежно ведет к сокращению объемов внешней торговли и самоизоляции страны. Вот поче­му в период промышленной революции многие стра­ны пришли к идее свободной торговли — фритредер­ству (от англ. free trade — свободная торговля). Они стали открывать свои внутренние рынки для ино­странных товаров, капиталов и рабочей силы, с тем чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке.

Однако неустойчивость в мировой торговле и ми­ровые экономические кризисы XX в. заставили мно­гие страны возродить политику протекционизма. Се­годня большинство государств в своей внешнеэконо­мической политике сочетают и либеральные идеи свободной торговли, и протекционизм, используя не только таможенные тарифы, но и нетарифные меры. К последним относятся лицензии, квоты, стандарты, маркировка и др. Широко распространены в мировой практике и свободные экономические зоны. Для ре­гулирования отношений между странами в сфере международной торговли создана Всемирная торго­вая организация (ВТО), в которой наша страна с 1992 г. имеет статус наблюдателя.

Экономические реформы, проводившиеся в Рос­сии с 1991 г., привели к интеграции России в систе­му мировых экономических связей. Однако нынеш­нее положение страны в системе международного разделения труда сложно и противоречиво. Воспро­изводящая производственная структура в процессе реформ практически была разрушена. Огромных раз­меров достигла миграция из страны высококвалифицированной рабочей силы. Перерабатывающие от­расли не выдержали конкуренции с хлынувшей на рынок продукцией импортной промышленности. За страной практически закрепился статус сырьевой державы, поставляющей на международный рынок дешевые газ, нефть, лес, рыбу, меха и другую сырье­вую продукцию. В экспорте России в страны дальне­го зарубежья преобладают минеральные продукты (40,2%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (31,7%), древесина и целлюлозно-бумажные из­делия (5,5%); в импорте из этих стран — машины, оборудование, транспортные средства (39,4%) и продовольственные товары (26,6%), которые нередко имеют низкое качество и небезвредны для здоровья населения.

Кризис 1998 г. и последовавшая за ним девальва­ция рубля позволили российским предприятиям на некоторое время вытеснить с рынка иностранные то­вары, однако экономисты отмечают, что данный эф­фект постепенно сходит на нет. В настоящее время перед страной стоит задача восстановления производ­ства, его технологическое перевооружение с целью выпуска таких товаров, которые были бы конкурент-носпособны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

17. Рынок труда. Занятость и безработица

Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отно­шения, в основном исполняя роль покупателя. Одна­ко покупателем на рынке может стать только тот, кто, в свою очередь, способен предложить на прода­жу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие матери­альные блага, то он может продать на рынке в каче-

стве товара свою способность трудиться, т. е. рабо­чую силу. Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.

Рынком труда называют общественные механиз­мы, при помощи которых одни члены общества — работники — имеют возможность найти работу, соответствующую их способностям, знаниям и уме­ниям, а другие — работодатели, могут нанять именно тех работников, которые им необходимы.

На рынке труда продается и покупается особый то­вар, называемый рабочей силой. Рабочая сила — это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять опреде­ленные виды, работ, обеспечивая при этом необходи­мый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

Как на других рынках, процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а ра­ботодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить. Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются предложение, спрос и це­на — заработная плата.

Заработная плата — это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работода­тель работнику за выполнение определенного объ­ема работ или исполнение своих служебных обязан­ностей в течение определенного времени.

Объем предложения рабочей силы на рынке быва­ет разным и может определяться разнообразными факторами: удаленностью предполагаемого рабочего места, налоговой системой, социальными льготами и, конечно, заработной платой. Чем выше заработная плата, которую требуют работники за свой труд, тем меньшее их число смогут нанять работодатели, и, на­оборот, чем меньше заработная плата, предлагаемая работодателями, тем меньшее количество людей го­тово выполнять требуемую работу. Объем спроса на рабочую силу определяется потребностями работода­телей, оснащением производства и общими потреб­ностями экономики в целом. На пересечении интере­сов работников и работодателей образуется равновес­ная цена товара, называемого рабочей силой, т. е. зарплата. Она является показателем того, что чис­ло людей, готовых заниматься определенной рабо­той, и число мест, предоставляемых работодателем, совпадают.

Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом. Прожиточныймини­мум — это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необ­ходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться работни­ку в нескольких формах:

1. Повременная заработная плата представляет со­бой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанных работником.

2. Сдельная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер зара­ботной платы зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.

3. Смешанная форма зарплаты представляет собой метод оплаты труда, сочетающий элементы и повре­менной и сдельной оплаты. Подобная форма оплаты труда сегодня является одной из наиболее популяр­ных. При ней размер заработной платы зависит не только от количества отработанного работником вре­мени, но и от личного вклада последнего в дело, от успехов и доходов всей фирмы в целом.

Различают номинальную заработную плату и ре­альную.Номинальная заработная плата — это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег. Реаль­ная зарплата — это сумма жизненных благ, кото­рую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.

Те, кому работодатели предоставляют возмож­ность трудиться, называются занятыми. Те, кто не смог найти работу, — безработными.

Безработицей называется такое положение в экономике, при котором часть способных и желаю­щих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

В экономической науке существует много различ­ных теорий о том, от чего зависит безработица. При их анализе можно выделить три основные точки зре­ния на данный вопрос:

1) причиной безработицы является слишком высо­кая заработная плата;

2) причиной безработицы является слишком низ­кий спрос;

3) безработица предопределена негибкостью, ха­рактерной для рынка труда; такая негибкость за­трудняет установление необходимого соотношения между спросом и предложением.

Первое объяснение причин безработицы иногда еще называют «классическим». Оно доминировало в экономической науке до появления работ Дж. Кейн-са. Согласно сторонникам этой точки зрения, причи­ной безработицы являются завышенные требования самих работников, предъявляемые к работодателю относительно размера желаемой ими заработной пла­ты. При подобной ситуации какой-либо специальной экономической политики вести не требуется, по­скольку, как утверждают классические экономисты, безработица в данном случае является добровольной: наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состоя­ние безработицы.

В 30-е гг. XX в., в период мирового экономиче­ского кризиса, ошибочность подобной позиции стала очевидна. Утверждать, что безработица не представ­ляет собой серьезной проблемы или что она является добровольным выбором наемных работников, было уже невозможно. Поэтому господству взглядов эко­номистов классической школы пришел конец. Новое объяснение проблемы было предложено Дж. Кейн-сом. Согласно взглядам Кейнса, объемом производ­ства в обществе управляет так называемый совокуп­ный спрос; он же определяет и спрос на рабочую силу. Следовательно, рассуждает Кейнс, безработи­ца возникает из-за недостаточного спроса. Кейнс утверждал, что традиционная политика невмеша­тельства государства в решение проблемы безработи­цы является неэффективной. Он доказывал, что го­сударство должно бороться с безработицей при помо­щи активной финансовой политики. Повышая государственные доходы или снижая налоги, госу­дарство может увеличить объем совокупного спроса в экономике. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и снизит уровень безработицы в обще­стве.

Третье объяснение причин безработицы сводится к тезису о том, что безработица является следствием негибкости, характерной для рынка труда. В основ­ном сторонники этой точки зрения в своих выводах опираются на данные статистики. Согласно этим дан­ным, на рынке постоянно происходит, с одной сторо­ны, появление свободных рабочих мест, и с другой стороны, приток рабочей силы. Предложение посто­янно изменяется: кто-то находит работу, кто-то теря­ет, кто-то меняет свой социальный статус и становит­ся пенсионером. Постоянно совершенствуются и тре­бования, предъявляемые к квалификации людей, ищущих работу. Поэтому далеко не всегда наличие

свободных рабочих мест может привести к уменьше­нию числа безработных. Таким образом, наблюдает­ся некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места. Если говорить еще конкретнее, то на практике существует не единый рынок труда, а совокупность различных специализированных рынков той или иной профессии. Поэтому на практике часто оказы­вается, что свободные места, существующие на ка­ком-либо специализированном рынке труда, объек­тивно не могут быть заполнены людьми, ищущими работу, в силу того, что последние просто не имеют необходимого образования.

Согласно этой точке зрения, и свободные места, и безработица существуют постоянно. Причем это могут быть различные виды безработицы:

а) структурная — такой вид безработицы, при ко­тором трудоустройство является невозможным из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы и не существует средств, способных изменить данное положение;

б) фрикционная — такой вид безработицы, при ко­тором уволенный работник сталкивается с необходи­мостью найти свободное место для работы по своей специальности;

в) застойная — такой вид безработицы, при кото­ром работники сталкиваются с невозможностью най­ти работу из-за того, что регион, в котором они про­живают, поражен экономическим кризисом. В этом случае происходит сокращение общего количества рабочих мест, и единственным выходом для работни­ков является, как правило, переезд на новое место

жительства;

г) скрытая — такой вид безработицы, при котором работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специаль­ности.

Экономисты предлагают целый ряд мер, способ­ных смягчить проблему безработицы. Во-первых, го­сударство должно позаботиться о создании в стране достаточно гибкой системы образования, которая бы­ла бы способна быстро реагировать на изменения в структуре спроса на рынке труда. Это касается как начального, так и высшего образования, а также сис­темы переквалификации и переподготовки тех работ­ников, которым реально грозит безработица. Во-вто­рых, большую помощь в борьбе с безработицей мо­жет оказать хорошо поставленная информационная служба, в задачу которой входит информирование работников о наличии вакансий и работодателей об имеющихся предложениях рабочей силы. Наконец, стоит учитывать и фактор географической мобиль­ности, т. е. склонность людей перебираться в те мес­та, где есть работа. Государство должно поощрять по­добные переезды и помогать переезжающим людям обустраиваться на новом месте. С другой стороны, при помощи хорошо продуманной политики государ­ство может обеспечить разумное приближение рабо­чих мест к безработным, что предотвратит процесс обезлюдевания экономически неблагополучных ре­гионов.

В то же время современная экономическая наука уже пришла к выводу о том, что полное искоренение безработицы невозможно. Более того, стране полез­но иметь небольшой, так называемый естественный уровень безработицы. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда, по­скольку данный рынок, как и любой другой, в слу­чае, если на нем отсутствует конкуренция, может прийти в состояние застоя. Однако, если безработи­ца в стране превышает естественный уровень, она может стать причиной серьезных социальных конф­ликтов.

18. Экономическая культура

Происхождение понятия «культура» (от лат colo - обрабатывать, возделывать почву) непосред­ственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах раз­вития человеческого общества это понятие иден­тифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени — земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и ма­териально-производственной сфер человеческой де­ятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождеств­ляться лишь с явлениями духовной жизни общест­ва, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения являет­ся та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общест­ва. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.

Наши рекомендации