Правовой статус Федеральной службы страхового надзора

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора». Непосредственным вышестоящим органом является Министерство финансов Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет следующие основные полномочия:

1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации; соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы и др.

2) принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

3) ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;

4) получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;

5) выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

6) обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

7) обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

8) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

9) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления[4].

Во-первых, Росстрахнадзор принимает решения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так называемый предварительный контроль – контроль допуска на рынок. Суть его заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным Законом РФ «Об организации страхового дела».

Во-вторых, в обязанности Росстрахнадзора входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела – страховщиками, брокерами, агентами, а в перспективе и актуариями. Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для установления их достоверности.

Третье направление деятельности Росстрахнадзора – оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контроль платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.

Федеральная служба страхового надзора с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

4) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

5) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;

6) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Во всех странах государственные органы, на которые возложен страховой надзор, в том числе и ФССН РФ, изначально создавались с одной главной целью – защитить интересы физических лиц, ставших клиентами страховых компаний. Данная категория страхователей далеко не всегда в состоянии уяснить финансовую ситуацию в выбранной ими компании и оценить качество предлагаемых услуг, поскольку для этого необходимо не только обладать надлежащими знаниями, но и получить доступ к исходной статистике и финансовым документам организации. Корпоративные же клиенты, в отличие от физических лиц, чтобы выбрать среди страховщиков наиболее надежные компании, обычно обращаются к профессионалам, в частности к рейтинговым агентствам.

Поэтому в ФССН ведется активная работа по работе с обращениями граждан. За 1 полугодие 2007 год в Службу и Инспекции поступило 5167 жалоб. Из них жалоб на действия (бездействия) страховых организаций по вопросам нарушений при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) – 3036, что составляет 59% от всех обращений; по вопросам добровольного страхования транспортных средств – 951 (18,4%), по иным вопросам, связанным с осуществлением страхования – 1180 обращений[4].

Таким образом, наиболее острыми и социально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО.

Главными причинами поступления жалоб по обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, занижение страховой выплаты, отказ в страховой выплате. Отмечается рост общего количества жалоб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Федеральная служба страхового надзора принимает активное участие в деятельности многих международных организаций, в частности Комитета по страхованию Организации экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциации страховых надзоров, Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества и Исполкома Содружества Независимых Государств.

Основной целью сотрудничества ФССН с международными организациями в сфере страхования является разработка предложений по совершенствованию и гармонизации страхового законодательства и обмен опытом по вопросам технологий страхового надзора.

Для достижения поставленной цели Росстрахнадзор решает следующие задачи:

1) разрабатывает предложения по изменению страхового законодательства Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации;

2) участвует в переговорах по сотрудничеству с Европейским сообществом;

3) развивает деловое партнерство с Организацией экономического развития и торговли;

4) участвует в деятельности Международной ассоциации страховых надзоров;

5) разрабатывает предложения по развитию страховой деятельности и сотрудничества в Содружестве Независимых Государств.

Место нахождения Федеральной службы страхового надзора – г. Москва. Также, ФССН имеет свои территориальные подразделения – семь Инспекций страхового надзора по федеральным округам.

Таким образом, Федеральная служба страхового надзора занимает значительное место в системе финансовых органов Российской Федерации, осуществляя функции по надзору в сфере страхового дела и страхования.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2007 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2007. 27 июля.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). Ст. 5496.

3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №2. Ст. 56; Российская газета. 2007. 4 декабря.

4. Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст.920; СЗ РФ. 2007. №1 (часть 1). Ст.21.

5. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст.1720; Российская газета. 2007. 5 декабря.

6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1447; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст.636.

7. Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. №11. Ст.945; СЗ РФ. 2007. № 40. Ст.4717.

8. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изменениями и дополнениями от 22 июля 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №2. Ст.35; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст.3757.

9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. 2004. №28. Ст.2904.

10. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» (с изменениями и дополнениями от 7 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1495; СЗ РФ. 2007. №7. Ст.900.

11. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р «Об одобрении Концепции развития страхования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №39. Ст.3852.

12. Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекции страхового надзора во федеральному округу» (с изменениями и дополнениями от 1 августа 2006 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №8; Российская газета. 2006. 20 октября.

13. Приказ Федеральной службы страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №21.

14. Письмо Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» // Финансовая газета. 2005. №14.

Учебники, учебные пособия, справочники

1. Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СПС «Гарант» (по состоянию на ноябрь 2007 г.)

2. Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. М., 2007.

3. Федорова Т.А. Страхование: учебник. М., 2004.

4. Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. М., 2001.

5. Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. Просто о сложном. М., 1999.

6. Химичева Н.И. Финансовое право: учебник. М., 2002.

7. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М., 2000.

8. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: элементарный курс. М., 2004.

Статьи

1. Интервью с И.В. Ломакиным-Румянцевым, руководителем Федеральной службы страхового надзора // Законодательство. 2006. №1.

2. Интернет-конференция руководителя Федеральной службы страхового надзора И.В. Ломакина-Румянцева от 30 ноября 2005 г. «Структура и правовые основы деятельности рынка страхования в России. Современная ситуация на страховом рынке» // СПС «Гарант» (по состоянию на ноябрь 2007г.)

3. Ломакин-Румянцев И.В. Информационное сотрудничество ФНС России и Росстрахнадзора // Российский налоговый курьер. 2005. №22.

4. Тагиев А.С. Законность как принцип механизма правового регулирования экономики // Гражданин и право. 2001. №9.

Наши рекомендации