Право в системе социальных норм. Право в системе социальных норм
Право в системе социальных норм.
Социальная норма – это правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности и составляют систему социальных норм. Такая система состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях между собой.
Классификация социальных норм.
В работах современных отечественных ученых-юристов даны классификации социальных норм:
Профессор Н.И. Матузов называет среди социальных норм правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения, правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов;
Профессор В.Н. Хропанюк подразделяет социальные нормы по двум основаниям:
по способу их установления и по средствам охраны их от нарушений: нормы права, нормы морали (нравственности), нормы общественных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.
по содержанию: политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и др.
Профессор В.Д. Попков в академическом курсе по Общей теории государства и права, под ред. профессора Михаила Николаевича Марченко, классифицирует социальные нормы в зависимости от характера общественных отношений, которые регулируют эти нормы. Таким образом, к числу социальных норм он относит:
экономические;
политические;
правовые;
моральные;
религиозные;
эстетические;
и др.
Однако, важно иметь ввиду, что между правовыми нормами и иными социальными нормами существуют следующие принципиальные различия:
Если правовые нормы носят общеобязательный характер, являясь обязательными для всех граждан, находящихся на территории данного государства, то иные социальные нормы общеобязательного характера не имеют. Например, нормы религии имеют силу лишь для определенной части общества, исповедующей данную религию. Корпоративные нормы носят обязательный характер только для участников соответствующего общественного объединения.
В то время, как право обеспечивается государством путем применения государственного принуждения в случае нарушения правовых норм, иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то при условии, что они не противоречат праву. Например, государство не может поддерживать существующий у народов Северного Кавказа обычай кровной мести, т.к. он противоречит уголовному праву РФ.
Нормы права санкционируются или устанавливаются государством тогда, как иные социальные нормы возникают спонтанно или вырабатываются общественными объединениями.
Если нормы права обладают формальной определенностью, т.к. они фиксируется в официальных государственных документах (нормативно-правовых актах), то иные социальные нормы не имеют такого закрепления. И если иногда они и закрепляются в письменных источниках (например, нормы морали и религии в Библии), то государство не имеет к этому никакого отношения.
Право и экономические нормы.
Экономические законы, нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой системы. Требования экономических законов находят выражение в правовых актах, которые разрабатываются и принимаются на основе выводов и положений экономической науки.
Право и политические нормы.
Политические нормы регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют также участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с иными организациями политической системы общества.
Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, становятся правовыми нормами.
Следует различать политическую норму и политическую оценку правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценки применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом.
Однако не стоит считать все нормы права политическими. Нужно иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового права, и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом регулирования. Нормы конституционного, государственного права представляют собой политические нормы, выраженные в юридической форме.
Право и корпоративные нормы.
Корпоративные нормы - нормы, принятые в организациях, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т.д. Эти нормы содержатся в уставах, положениях, других актах. Они устанавливаются самими организациями.
Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования корпораций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.
Корпоративные нормы не должны противоречить правовым нормам.
Право и обычай.
Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.
Обычай является одной из древнейших форм регуляции поведения людей.
Правовой обычай – признанные и санкционированные государством обычаи. Такие обычаи являются формой (источником) права.
Обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ) - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Право и религиозные нормы.
Религиозные нормы – социальные нормы, регулирующие отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу, структуру и функции религиозных организаций.
Свод морально-этических установлений – составная часть религии, которая включает в себя религиозные верования, специфические действия и религиозные учреждения. Свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам воздействуют не только на духовную, нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем.
В священных книгах (Библии, Коране и др.) собственно с религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие, как, запрещение убийства, воровства, требование к детям почитать своих родителей и т.д.
РФ – светское государство. Ни одна религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право и мораль.
Мораль - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой духовную сторону исторического процесса.
Мораль - это совокупность правил, оценивающих поведение человека с точки зрения представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, достоинстве, долге, смысле жизни и т.д.
Мораль как семантическая категория происходит от латинского слова moralis, что в переводе означает «нравственный».
Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе называется этикой (греч. ethika от ethos - нрав, обычай характер). Создателем этики является древнегреческий философ Аристотель.
Роль морали в обществе заключается в том, что она, как и право, выступает одним из социальных регуляторов поведения людей.
Мораль и право имеют свои отличительные особенности, а именно:
хронологически мораль возникает раньше, чем государство. Если мораль возникает вместе с появлением общества, то право - вместе с появлением государства;
нормы морали фиксируются в общественном сознании, тогда как нормы права получают свое закрепление в официальных государственных документах, именуемых нормативно-правовыми актами;
мораль и право не совпадают по сферам своего действия: если мораль охватывает практически все сферы человеческой жизни, то право регламентирует лишь определенные виды общественных отношений, которые можно и целесообразно регламентировать;
нормы морали вырабатываются общественным сознанием, в то время как правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством;
нормы права обеспечиваются государственным принуждением, нормы морали обеспечиваются общественным мнением, т.е. лицо, нарушившее нормы морали может быть подвергнуто лишь общественному порицанию, но никак ни государственному принуждению;
нормы морали носят отвлеченный характер, а правовые нормы всегда обладают определенностью, смысловой точностью и логической непротиворечивостью;
мораль и право имеют разные критерии оценивания: если нормы морали оценивают поведение людей с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, то нормы права - с точки зрения законного или незаконного, правомерного или неправомерного.
право является более подвижным элементом системы социальных регуляторов, нежели мораль, которая обладает определенной консервативностью. В силу этого в обществе могут наблюдаться случаи, когда право вследствие своей динамичности опережает мораль. Примером указанной несогласованности может служить отношение подавляющей части нашего общества к новому институту семейного права - брачному договору (контракту). Указанная часть общества считает его аморальным.
Однако, несмотря на указанные отличия, существует глубокая внутренняя связь между моралью и правом. Право всегда должно быть моральным, и закон только тогда является правовым, когда он морален. И поскольку право призвано утверждать одну из высших моральных ценностей - справедливость, - его допустимо толковать как нормативно закрепленную справедливость.
Профессиональная этика юриста.
Круг социальных норм, которыми повседневно руководствуется человек, в решающей степени зависит от сферы его трудовой деятельности, профессии.
Можно говорить и профессиональной этике юриста, учителя, врача и т.д. Профессия юриста имеет свои специфические особенности, что предъявляет высокие требования к деловым и моральным качествам работника, обязывает знать его право, другие социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста.
Нормы языка и лингвистическая культура юриста.
Язык-форма мышления и средство общения людей, управления человеческим поведением. Язык - явление социальное. Языковые законы реализуются в нормах языка.
Значительный интерес представляет вопрос соотношения права и нормы языка. Язык-способ выражения правовых предписаний.
Государство с помощью нормативных актов может воздействовать на распространение конкретного языка на своей территории. В РФ государственным языком на всей территории является русский язык.
Правовые акты государства играют существенную роль в воздействии на применении слов, терминов языка, написание их. Например, во Франции были приняты правовые акты, содержащие запреты применять в государственных СМИ иностранные слова, выражения, если тождественные языковые средства имеет французский язык.
Право и технические нормы.
В юридической литературе вместе с системой социальных норм выделяют также технические нормы.
В ТГП к техническим нормам относят правила обращения людей с орудиями и предметами труда, с техникой и силами природы, с оружием всех видов и т.п.