Оплата труда лиц, работающих по совместительству
Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. В соответствии со статьей 285 Трудового кодекса РФ, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий, оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности правового регулирования работы по совместительству для педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры.
В частности, педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом, не является совместительством и не требует заключения трудового договора следующие виды работ:
а) литературная работа, в том числе, работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе, выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.
Выполнение работ, указанных в подпунктах "б"-"з", допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Важно учитывать, что наличие трудового договора о внутреннем совместительстве не может быть признано законным основанием для освобождения работодателя от обязанности повышенной оплаты сверхурочной работы, оформленной этим договором.
Так, истица работала медсестрой Березовской центральной городской больницы. Помимо основной работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, она выполняла дополнительную работу по аналогичной должности. В связи с этим, истица обратилась в суд с иском об оплате дополнительной работы как сверхурочной, индексации невыплаченной заработной платы.
Решением мирового судьи от 26 декабря 2003 г. исковые требования удовлетворены частично, требования об оплате сверхурочной работы удовлетворены до момента принятия постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".
Далее, истица обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании названного постановления Минтруда России недействующим в части, ограничивающей право на оплату в повышенном размере. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2004 г. в удовлетворении заявления о признании недействующим указанного нормативного правового акта отказано.
В экспертном заключении на судебные постановления об оплате внутреннего совместительства как сверхурочной работы и отказе в признании недействующим нормативного правового акта, позволяющего производить оплату внутреннего совместительства в меньшем размере, чем сверхурочную работу, предусмотрено следующее.
В части 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого работника на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации. В части 2 ст. 10 Конституции Российской Федерации указан перечень обстоятельств, применение которых для установления различий в правовом регулировании труда должно признаваться дискриминацией. К их числу отнесено должностное положение работника, т.е. выполняемая им трудовая функция. В ст. 1 Конвенции МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий предусмотрено, что дискриминация включает всякое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей либо обращения в области труда и занятий, в частности, в зависимости от социального происхождения и других обстоятельств, предусмотренных законодательством государства, ратифицировавшего данную Конвенцию.
В части 3 ст. 4 ТК РФ исчерпывающим образом определены обстоятельства, которые не являются дискриминацией. К числу таких обстоятельств отнесены: 1) свойственные данному виду труда требования, установленные федеральным законом; 2) обстоятельства, обусловленные особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите; 3) другие обстоятельства, используемые для установления различий в сфере труда и занятий, не связанные с деловыми качествами работника.
В части 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому гарантируется без какой либо дискриминации равная оплата за труд равной ценности. В части 2 ст. 22 ТК РФ на всех работодателей возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Указанные нормы не применялись при вынесении рассматриваемых судебных решений, что позволяет сделать вывод о нарушении норм материального права. Для установления различий в оплате труда по отношению к перечисленным в постановлении Минтруда РФ работникам, в частности, установления меньшей оплаты работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, законных оснований не имеется.
И, тем не менее, в качестве такого основания суды указали волеизъявление работника на выполнение работы на условиях внутреннего совместительства. Однако перечисленные нормы, обладающие высшей юридической силой, не могут быть отменены на законных основаниях даже по инициативе работника, которая облечена в трудовой договор о внутреннем совместительстве. Данное соглашение заключено с нарушением этих норм.
Отраслевая принадлежность работы, выполненной за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, также не может быть признана законным основанием для отграничения права работника на получение повышенной оплаты труда. Подобное ограничение должно признаваться дискриминацией по признакам должностного и социального положения работников, права которых нарушаются в связи с тем, что выполняют должностные обязанности в социальной сфере, т.е. в области образования, медицины, культуры, фармацевтики.
В качестве компенсации при выполнении работ за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени выступает повышенная оплата либо предоставление другого времени отдыха.
Лишение работника права на получение компенсации за работу, выполненную за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени, означает ухудшение его положения по сравнению с указанными международно-правовыми нормами и нормами-принципами ТК РФ.
Суд также пришел к выводу о том, что до принятия названного постановления Минтруда России у истицы имелось право на повышенную оплату сверхурочных работ на основании норм ТК РФ. Следовательно, данное право ограничено подзаконным правовым актом. Однако, в соответствии с частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в частности, на получение вознаграждения без какой либо дискриминации, может быть ограничено лишь федеральным законом и только для достижения перечисленных в данной норме целей.
Примечательно, что в решении мирового судьи фактически признается, что изданный Минтруда России подзаконный правовой акт ограничивает право истицы на получение повышенной оплаты за сверхурочную работу, но при этом суд отказал в применении норм, имеющих по отношению к нему высшую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность работодателя по выплате заработной плате, тем более невыплаченных сумм, имеет длящийся характер и потому сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. На момент вынесения решения мировым судьей трудовые отношения с истицей не были прекращены. Следовательно, за работодателем сохранялась обязанность по выплате ей вознаграждения за труд, в частности, компенсации за сверхурочную работу в повышенном размере. Поэтому судебное решение в части отказа в иске по причине пропуска срока обращения за судебной защитой нельзя признать законным и обоснованным.
Вывод судов о том, что заключение трудового договора о внутреннем совместительстве освобождает работодателя от обязанности оплаты работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени в повышенном размере, вступает в противоречие не только с перечисленными нормами Конституции Российской Федерации и международных правовых актов, но и со ст. 9 ТК РФ, которая не позволяет путем заключения трудового договора умалять гарантированные законодательством права работников.. Данная норма имеет общий характер, поэтому применима ко всем без исключения случаям заключения трудового договора, в том числе и о внутреннем совместительстве.
Ссылки на ст. 282 ТК РФ, предоставляющую Правительству Российской Федерации определять порядок установления особенностей работы по совместительству перечисленных в ней категорий работников, не могут служить законным основанием для издания подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих право работников на получение вознаграждения за сверхурочную работу без какой-либо дискриминации.
На основании ст. 96, 97 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", имеются основания для проверки конституционности примененных при рассмотрении дела ст. 251, 282, 98 ТК РФ, подп. "а" пункта 1 ст. 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" в части, нарушающей право на получение оплаты без какой-либо дискриминации работ, выполненных за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени*(72).