Проверка технического состояния АТС (рулевое управление)
4.1 Цель работы: изучить условия проведения проверки технического состояния рулевого управления.
4.2 Теоретическая часть
4.2.1 Условия проведения проверки технического состояния рулевого управления
Проверка технического состояния автотранспортных средств (АТС) осуществляется по ГОСТ Р 51709–2001* от 2002.01.01. Данный стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее – автотранспортные средства), эксплуатируемые на автомобильных дорогах.
Стандарт устанавливает:
– требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
– предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
– методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе, в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесения изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
4.2.2. Термины и определения
В данном стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями.
Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий;
суммарный люфт в рулевом управлении: угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону;
исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС;
категория АТС: подразделение АТС в соответствии с классификацией, принятой в Женевском Соглашении;
органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений;
работоспособность АТС и его частей: состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов;
техническое состояние АТС: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.
4.2.3. Требования к рулевому управления
1. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота.
2. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.
3. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений:
– легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы ................................... 10°;
– автобусы ...................................... 20°;
– грузовые автомобили................... 25°.
4. Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.
5. Подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, рулевого колеса в осевом направлении, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или опорной поверхности не допускается.
Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы.
Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.
6. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.
7. Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.
4.3 Порядок выполнения работы
4.3.1. Проверка изменения усилия рулевого колеса
1. Установить автомобиль на ровную площадку.
2. Повернуть рулевое колесо поочередно в каждую сторону на максимальный угол. При этом изменение усилия должно быть плавным во всем диапазоне угла поворота. А максимальный угол поворота рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.
Технические условия:
Проверку производить при работающем двигателе на неподвижном АТС.
4.3.2. Проверка суммарного люфта рулевого управления
1. Привести управляемые колеса в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению.
2. Установить позади рулевого колеса специальный шаблон (транспортир).
3. Повернуть рулевое колесо до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, а затем – в другую сторону до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в противоположную сторону. При этом измерить угол между указанными крайними положениями, который и является суммарным люфтом в рулевом управлении. Сравнить его с нормативным.
Технические условия:
1. Проверку производить на неподвижном АТС. Если АТС оборудовано усилителем рулевого управления, то двигатель должен работать.
2. Допускается максимальная погрешность измерений суммарного люфта не более 1°.
4.3.3. Проверка взаимных перемещений деталей рулевого привода
1. Приложить к рулевому колесу знакопеременные силы в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременные моменты сил в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки. При этом осевое перемещение рулевого колеса и качание рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, не допускается.
2. Повернуть рулевое колесо относительно нейтрального положения на 40–60° в каждую сторону. Одновременно с этим проконтролировать взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф.
Приложить знакопеременную силу непосредственно к деталям рулевого привода.
При этом не допускается подвижность картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или относительно опорной поверхности. Также не допускается люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг.
Технические условия:
Проверку производить органолептически на неподвижном АТС при неработающем двигателе.
4.3.4. Порядок составления отчета
1. Наименование и цель работы.
2. Дать краткое описание работы люфтомера.
3. Порядок выполнения работы.
4. Результаты сравниваются с нормативными по ГОСТ Р 51709-2001* и заносятся в таблицу 4.1.
5. Выводы по работе.
Таблица 4.1 – Испытания рулевого управления
№ | Требования к рулевому управлению | 5˚ | 10˚ | 25˚ | 35˚ |
Усилие, кг | |||||
Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем | |||||
Суммарный люфт (согласно ГОСТ 51-709-2001*) | |||||
Максимальный угол поворота | |||||
Состояние кастера рулевого механизма (люфт рулевого колеса) | |||||
Проверка взаимодействий передних деталей рулевого привода |
4.4 Контрольные вопросы
4.4.1 Перечислите основные технические требования, предъявляемые к рулевому управлению?
4.4.2 Какие методы проверки технического состояния АТС используются?
4.4.3 Опишите последовательность выполнения проверки?
Практическая работа № 5 (2 часа)