Святейший правительствующий Синод (1717—1722)
Реформа центрального управленияРеформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., приня- то подразделять на три этапа:
• 1699—1710 гг. — частичные преобразования;
• 1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
• 1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.
К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Бояр- ской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. В 1705 г. в заседаниях этого органа принимало участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров — совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование.
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Он был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г.
Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным казначеем, князь Г.И. Волконский — управителем тульских казенных заводов, ВА Апухтин (Опухтин) — генерал-квартирмейстером..
Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.
Для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711).
Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное дело ревизора — «чтобы все исполнено было».
В 1717—1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов коллегиальная система (1717—1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.
Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.
В 1717—1718 гг. система приказов была заменена коллегиями, которые выгодно отличались от приказов:
• в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел;
• каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны;
• в основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации.
Коллегиальное управление в России было учреждено по шведскому образцу. В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и пре- цедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Принятые в дальнейшем регламенты коллегий конкретизировали общие положения применительно к сфере их компетенции.
Табель о рангахПоследующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
«Табель о рангах» уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными, на практике, конечно, это не всегда соблюдалось, и феодальная знать получала определен- ные преимущества при получении чинов и замещении должностей. Но в целом закон был выгоден прежде всего рядовому дворянству, его представители получали реальную возможность подниматься на такие вершины власти, которой они не имели раньше.
Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от службы налагалось взыскание).
Церковная реформаВажную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа..
В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия — Святейший правительствующий Синод.
В Синод входили назначенный президентом Стефан Яворский, два вице-президента и восемь членов из представителей высшего черного и белого духовенства. После смерти Стефана Яворского Петр не назначил ему преемника, а фактической главой Духовной коллегии являлся светский обер-прокурор Синода, который должен был следить за действиями Духовной коллегии.