Классификация форм правосознания по субъектам и глубине отражения правовой действительности

По субъектам (носителям) правосознанияразличают:

1) индивидуальное— совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;

2) групповое— выражает отношение к праву, правовым яв­лениям, их оценку со стороны социальных групп, формальных и неформальных коллективов, отражает их общие интересы и потребности, соотношение их с интересами всего общества (на­пример, требования бастующих шахтеров);

3) общественное— выражает отношение к праву всего обще­ства, отражает его интересы.

Общественное и групповое правосознание проявляется не иначе как через индивидуальное правосознание, и в каждом че­ловеке оно проходит сквозь призму личных интересов, черт ха­рактера. Было бы неточным говорить, что общественное и груп­повое сознание — это сумма суждений о праве каждого из чле­нов социальных групп, народа (общества). Общественное и групповое правосознание выражает наиболее общие, совпада­ющие оценки права и правовых явлений членами социальных общностей.

По глубине отражения правовой действительности правосоз­нание может быть:

1) обыденное, непрофессиональное — представляет собой житейские, порой поверхностные суждения о праве человека, соприкасающегося с правом в повседневной трудовой, семей­ной, общественной и иных сферах жизни. Оно складывается, прежде всего, как результат того юридического воспитания, ко­торое он получает, будучи членом упорядоченного общества;

2) профессиональное — специализированные правовые зна­ния, используемые в работе профессионалами-юристами (в суде прокурор — обвиняет, адвокат — защищает и др.). Оно включает:

а) научное (теоретическое)правосознание ученых, препода­вателей вузов;

б) практическоеправосознание судей, юрисконсультов, ад­вокатов, прокуроров и др. Правосознание юриста предполагает высокий уровень правового мышления, во многом детермини­ровано действующим правом.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе:

1) оценочную;

2) регулятивную;

3) познавательную;

4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Познавательная функция состоит в том, что правосознание аккумулирует в себе обширный комплекс знаний о правовой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Вывод: Правосознание— это система идей, представлений, эмоций и чувств, выражающих отношение индивида, группы, общества к действующему, и желаемому праву, а также к дея­тельности, связанной с правом.

Наши рекомендации