Классификация форм правосознания по субъектам и глубине отражения правовой действительности
По субъектам (носителям) правосознанияразличают:
1) индивидуальное— совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;
2) групповое— выражает отношение к праву, правовым явлениям, их оценку со стороны социальных групп, формальных и неформальных коллективов, отражает их общие интересы и потребности, соотношение их с интересами всего общества (например, требования бастующих шахтеров);
3) общественное— выражает отношение к праву всего общества, отражает его интересы.
Общественное и групповое правосознание проявляется не иначе как через индивидуальное правосознание, и в каждом человеке оно проходит сквозь призму личных интересов, черт характера. Было бы неточным говорить, что общественное и групповое сознание — это сумма суждений о праве каждого из членов социальных групп, народа (общества). Общественное и групповое правосознание выражает наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений членами социальных общностей.
По глубине отражения правовой действительности правосознание может быть:
1) обыденное, непрофессиональное — представляет собой житейские, порой поверхностные суждения о праве человека, соприкасающегося с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и иных сферах жизни. Оно складывается, прежде всего, как результат того юридического воспитания, которое он получает, будучи членом упорядоченного общества;
2) профессиональное — специализированные правовые знания, используемые в работе профессионалами-юристами (в суде прокурор — обвиняет, адвокат — защищает и др.). Оно включает:
а) научное (теоретическое)правосознание ученых, преподавателей вузов;
б) практическоеправосознание судей, юрисконсультов, адвокатов, прокуроров и др. Правосознание юриста предполагает высокий уровень правового мышления, во многом детерминировано действующим правом.
Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе:
1) оценочную;
2) регулятивную;
3) познавательную;
4) прогностическую.
Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям.
Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.
Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.
Познавательная функция состоит в том, что правосознание аккумулирует в себе обширный комплекс знаний о правовой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.
Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.
Вывод: Правосознание— это система идей, представлений, эмоций и чувств, выражающих отношение индивида, группы, общества к действующему, и желаемому праву, а также к деятельности, связанной с правом.