Государственный (политический) режим: понятие и виды
Политический режим – совокупность способов, средств и методов, с помощью которых осуществляется власть в государстве.
Наряду с формой государственного устройства и формой правления политический режим является одной из важнейших характеристик государства:
- форма государственного устройства показывает, как государство построено территориально (и как власть разделена по «вертикали» - между центром и составными частями страны);
- форма правления характеризует систему построения и взаимодействия органов государственной власти (и распределение власти «по горизонтали» - между органами, представляющими различные ветви государственной власти);
- политический режим указывает на сам характер государственной власти.
Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо не демократично).
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
В зависимости от конкретных средств и методов осуществления власти политический режим традиционно принято делить на три основных вида:
- демократический;
- тоталитарный;
- авторитарный.
Демократический политический режим имеет следующие признаки:
- признание государством, уважение, обеспечение и защита основополагающих прав и свобод человека;
- реально действующий конституциализм, правовой характер государства;
- разделение властей;
- отсутствие обязательной идеологии, религии, каких-либо иных форм нравственного принуждения общества;
- политический и идеологический плюрализм, многопартийность;
- регулярные и свободные выборы, на которых граждане самостоятельно и объективно могут избирать (и периодически менять) государственную власть;
- эффективная и сильная судебная власть (независимый, быстрый и справедливый суд);
- свобода мысли, слова, совести;
- свобода средств массовой информации.
В настоящее время демократический политический режим установлен в большинстве государств Европы: как республиках, так и монархиях, как в унитарных государствах, так и в федеративных.
Тоталитарный политический режим (от лат.слова totalis – целостный) во многом противоположен демократическому и предполагает полное господство государства над личностью. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного режима:
- полное игнорирование государством прав и свобод человека, хотя официально они могут провозглашаться и быть записанными в конституции;
- несвязанность правом действий государственных органов и должностных лиц;
- стремление государства полностью подчинить себе личность в политической, экономической, духовной, семейной и иных сферах;
- наличие общеобязательной и проникающей во все сферы жизни государственной идеологии;
- воспитание человека в духе официальной идеологии с самого детства;
- наличие, как правило, единственной правящей партии, основанной на централизации и жесткой дисциплине;
- подчиненность всех иных органов государства правящей партии;
- как правило, наличие единоличного вождя (руководителя монопольно правящей партии) с чертами обожествления;
- формальность судебной власти, её использование правящей партией в качестве карательного механизма;
- наличие мощной и разветвленной системы «силовых» структур – армии, разведки, тайной полиции;
- постоянная расправа (в том числе физическая) с инакомыслящими;
- отсутствие свободных и объективных выборов;
- доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор;
- милитаристкий характер государства.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.
Авторитарный политический режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитарный, но жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа.
Признаки авторитарного режима:
- государство имеет очень сильную власть, но полностью не подавляет человека;
- поддерживает видимость законности и соблюдения прав и свобод человека;
- репрессии против неугодных проходят в псевдоправовых формах и с оглядкой на общественное мнение;
- власть правящей (как правило, монопольно) партии закамуфлирована под деятельность демократических институтов – парламента, правительства, президента, хотя в реальности данные органы носят номинальный характер и служат «ширмой» для правящей группировки;
- средства массовой информации служат в интересах правящих сил, хотя в разрешенных дозах допускается критика;
- как правило, экономика основана на рыночных отношениях и всецело не подчинена государству;
- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные.
Примерами государств с авторитарным режимом могут служить:
- Чили при Пиночете (1973-1990 гг.);
- Южная Корея в 70-80 гг.
- Индонезия при Сухарто (1967-1998 гг.) и др.