Обратный путь из индии
Первого января 1399 года чагатаиды отступили, чтобы нагрянуть в другие местности. Они продвинулись дальше на восток и уже через восемь дней стояли у верхнего течения Ганга. Они нашли брод, и часть из них переправилась через реку. На одну ночь Тимур остался на этом берегу и только на следующий день решил напасть на расположенное в верхнем течении местечко с названием Туджлук. «Господин счастливых обстоятельств» во время всего этого похода был в дурном настроении, болезненная опухоль предплечья причиняла ему много забот. Неожиданно он получил сообщение о приближении врага на 48 кораблях. Тимур приказал своим войскам немедленно двигаться к воде, «и в горячем стремлении бороться за веру и за звание борца за религию бесследно исчезла досада, которая появилась до того. И когда море искрящейся натуры великого властителя разбушевалось у берега, тогда настоящее море затихло, испуганное брызгами волн, в поту стыда...»36 Не обращая внимания на опасности, чагатаиды на своих лошадях бросились в воду, и завязался знаменательный бой, счастливый исход которого для Тимура снова дает возможность Насир-ад-дину Умару блеснуть словами. Последовали дальнейшие завоевания; как-то в один день «господин счастливых обстоятельств» захватил три крепости. Как сообщает летописец, все устроилось таким образом, который не мог бы быть благоприятнее. Тимур был неутолим; когда бы и где бы ни сообщалось ему о скоплении неверных, он приказывал атаковать. Некоторые из его эмиров советовали ему пощадить себя. Он отказывался: «Религиозная война приносит двойную пользу: прекрасное искупление (в потустороннем мире) и богатая награда (в земной жизни)... Преследуя эту двойную пользу, я стремлюсь к тому, чтобы завоевать для самого себя оставшееся счастье и немедленную выгоду для бедных в войске, у которых нет ке мула... Заботиться о подданных — хороший обычай справедливых царей...» — Ответ, который нужно бынаписать темным зрачком на белке глаза или закрепить золотыми чернилами, считает Насир-ад-дину Умар 37.
Разбойничьи набеги следовали один за другим; все области на Ганге, заселенные «неверными», должны платить султанату Дели подушную подать, однако в период неурядиц на престоле платежи приостанавливались38. Так звучит оправдание для ярости. Но в этих походах Тимур и с самим собой не считался ни капли. Он пробирался в джунгли, которые казались ему еще гуще, чем леса Мазендерана, — ничто не могло ему помешать. И он преследовал всех, кто не исповедовал исламскую веру, с присущей ему хитростью. «И слава этих прославленных завоеваний во всех частях света достигла степени достоверности самым лучшим образом засвидетельствованного слова Пророка... неверие и многобожие были отменены... и восторжествовал закон шариата»39.
После событий в верхнем течении Ганга Тимур обратил свое внимание на северо-запад. Большая войсковая группа была откомандирована в Лахор. Полководец сам приступил к подготовке завоевания Кашмира; его правителя он уже в Дели призывал подчиниться. Чагатаиды дошли до Джамму, когда узнали, что власть «господина счастливых обстоятельств» признается, и ему должны быть переданы тридцать тысяч лошадей, как требовали послы Тимура; их поставка, конечно, продлится еще некоторое время, поэтому князь еще не может явиться к Тимуру для целования ковра. Тимур был недоволен этим результатом миссии; его посредники слишком много потребовали. В тот момент, когда войско благодаря многочисленным разбойничьим набегам не терпело нужды, Тимур, очевидно, придавал большое значение быстрому выполнению формального акта порабощения. 25 февраля он велел передать князю Кашмира, чтобы в течение четырех недель он появился на Инде.
В то же самое время Тимур получил сообщение о завоевании Лахора; население, как обычно, заплатило значительными суммами за безопасность для жизни. Немного позже до Тимура дошли вести от его сыновей, которых он оставил на западе для сохранения империи. Они сообщали ему, как обстоят дела в Египте и Анатолии, в Сирии и Ираке, в Кипчакской степи и в Иране, и велели передать ему подарки. Он сам отправил одного посла в Самарканд, чтобы там были проинформированы о его великих победах в Индии и как подобает встречали его по возвращении. Его сыновья, оставшиеся в столице, должны были (таково было его желание) выступить ему навстречу, и он сам теперь больше не мог оставаться со своими главными военными силами. Он обогнал их, «для того чтобы его дети и знатные люди империи, даже все подданные удостоились чести увидеть его сияющий лик»40.
Десятого марта он снова переправился через Инд, где тем временем соорудили мост. Под Газни он на несколько дней задержался, чтобы проконтролировать продолжение работ у местной крепости. Немного позже он проехал по долине, в которой почитался один святой, Ахмед Ходжа Афган. На его долю выпало неоценимое счастье «встретить» Богом избранного завоевателя мира. «Теперь считается святостью расстелить скатерть званого обеда... но также предложить от богатых даров из дома правоведения еду для ума, сердца и души. Его высочество обладает — нужно благодарить Бога! — таким глубоким знанием божественных вещей, что святым этого мира подобает внимательно прислушиваться на кайме царского ковра, для чего они украшают себе уши жемчугами слов правителя. При этой представившейся возможности... победоносные воины ожидали... что (Ахмед Ходжа Афган) от себя устроит званый обед... Однако он подарил только милость своего присутствия и не пригласил за стол; несмотря на его яркое присутствие он не принес войскам никакой пользы... Он был, как обманчивая молния, которая после вспышки не увлажняет горло жаждущего... Принято сохранять внешность и внутреннюю часть чистыми, как с водой... так как форма и содержание, оба связаны друг с другом; обозначение и обозначаемое, оба следует учитывать при сообщении об общем или об особенном, которое проявляется в какой-нибудь личности»41. Но такая скупость повлияла на то, что вера в святость того самого Ахмеда Ходжи была поколеблена42.
Восемнадцатого марта Тимур прибыл в Кабул. Его мучил тяжелый приступ подагры; он не был больше в состоянии держать повод своего коня, и поэтому пришлось его нести. Прибытие части его гарема из Самарканда смогло в этих мучениях его немного утешить. Лишь постепенно улучшалось его состояние, после того как дали богатую милостыню43. Через область Баглан ехали к Оксу, через который переправились под Термезом. Туда выступили ему навстречу другие члены его семьи, а также многие сановники из Самарканда, и теперь устроили подобающий пир. В середине апреля Тимур отдыхал две недели на своей родине в Кеше, в конце месяца он снова был в Самарканде. Первое, что он там сделал — перед этим он только выделил время для одной ванны — было посещение могилы Кутама аль-Аббаса44. В нем жители Самарканда почитали близкого родственника пророка Мухаммеда и одновременно борца за веру, который там умер мучительной смертью в 677 году45.