Правовые последствия лишения родительских прав
1. Для родителей
Если родительских прав лишен один родитель, ребенок передается второму родителю. Если это невозможно или суд лишил родительских прав обоих родителей, ребенка передают на попечение органа опеки и попечительства.
Родитель, лишенный родительских прав, обязан содержать своего ребенка, однако он теряет все права, основанные на факте родства с ребенком. А именно:
· право воспитывать его,
· защищать его интересы,
· давать согласие на эмансипацию несовершеннолетнего ребенка,
· право получать содержание от совершеннолетнего ребенка,
· право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка,
· право на наследование по закону,
· право получать назначенные ребенку пенсии, пособия, алименты, иные платежи. Также он лишается права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей
Кроме того, прекращается право женщины на материнский капитал в случае лишения ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло такое право.
2. Для ребенка
Усыновить ребенка, чей родитель или родители лишены родительских прав, можно не раньше чем через шесть месяцев со дня принятия решения о лишении прав.
Ребенок, родитель которого лишен родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, в котором проживает с родителем. При этом родителя - нанимателя такого жилого помещения можно выселить из него без предоставления другого жилого помещения, если суд признает их совместное проживание невозможным. Также ребенок сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в частности право на наследство.
Кроме того, ребенок (или дети в равных долях) в случаях, установленных законом, имеет право на материнский капитал, в том числе:
- если родитель (усыновитель) лишен родительских прав и он являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал;
Ограничение родительских прав
Лишение родительских прав не всегда целесообразно или возможно. В связи с этим Семейный кодекс предусматривает случаи, связанные с отобранием детей у родителей независимо от лишения их родительских прав. Такое отобрание рассматривается в ст. 73 Кодекса как ограничение родительских прав.
Под отобранием ребенка (ограничением родительских прав) подразумевается принудительное изъятие ребенка у родителей, основанное на судебном решении. Обязательным условием ограничения родительских прав является опасность оставления у них ребенка. Помимо этого предусматриваются право и обязанность органа опеки и попечительства по истечении 6 месяцев, а в интересах ребенка - и до истечения этого срока предъявить иск о лишении родительских прав, если родители (или один из них) не изменят своего поведения.
В результате ограничения родительских прав их обладатели утрачивают прежде всего право на личное воспитание своих детей, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. За ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение и право пользования жилым помещением.
Статья 75 Кодекса допускает с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок, контакты родителей с ребенком.
При отпадении оснований, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений.
При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Ювенальная юстиция
Говоря о лишении родительских прав, нельзя не упомянуть печально известную и давшую отрицательные результаты на Западе ювенальную юстицию. В.В. Путин официально заявлял о том, что считает ювенальную юстицию угрозой для института семьи, однако в России все равно был принят закон и с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В Российском законодательстве термин « ювенальная юстиция» заменен на «дружественное детям правосудие», однако суть и принципы действия не отличаются от ювенальных.
Официально под «ювенальной юстицией» понимается, во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребёнка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов. И во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие.
К сожалению, «книжные» определения ювенальной юстиции ныне, и особенно, как раз на Западе, давно потеряли свое изначальное значение. Да, в России существуют и «инспекции по делам несовершеннолетних», и гуманизированное насчёт малолетних преступников законодательство, и спецшколы, и воспитательно-трудовые колонии, и программы реабилитации и профилактики. Аналоги всего этого обычно есть и в большинстве западных стран. Однако есть и оборотная сторона – изымание детей у родителей на совершенно абсурдных основаниях, не прописанных в Семейном Кодексе, и она с принятием вышеупомянутого закона стала набирать силу. Поэтому народ активно не принимает введение в России принципов ювенальной юстиции и участвует в общественных мероприятиях против изъятия детей из семей.
Общественный деятель Андрей Добрынин отметил, что в обход Семейного Кодекса РФ детей из семьи стали не «отбирать», а «изымать». Согласно данным органов опеки в Тюменской области уже 4 года нет «отобраний», но сотни «изъятий» детей. Ни в Семейном кодексе РФ, нигде в российском законодательстве понятия «изъятия ребенка» не существует. Но есть понятие «отобрание ребенка». И оно четко регламентировано. Отобрание ребенка должно производиться по Приказу соответствующего органа, должен составляться акт, копия акта должна выдаваться родителям. Факт отобрания ребенка в порядке ст. 77 СК РФ обязывает органы опеки в течение 7 дней обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав. И самое главное: для отобрания детей должны быть очень веские, несомненные основания и доказательства того, что жизни и здоровью ребенка угрожает очевидная опасность. И это надо доказать в суде. А при «изъятии» ребенка ничего этого не нужно.
«"Изъятые" дети, - рассказали в Тюменском родительском комитете, - оторванные от родителей, могут "без суда и следствия" по произволу чиновников и полицейских месяцами, а иногда и годами томиться в спецучреждениях. И не у каждой семьи есть возможность и сила духа противостоять этой беззаконной системе. В этой формуле отчетливо виден не только дикий коррупциогенный фактор, но и откровенный произвол. А страдания и психологическая травма детей, лишенных родителей, не становится меньше оттого, что все это назвали термином "изъятие".
Детский педагог и психолог Татьяна Шишова уверена, что применение ювенальной юстиции приведёт к растлению детей, так как родители и учителя юридически потеряют рычаги воздействия на них, к ухудшению школьной дисциплины, поскольку под ювенальным контролем ребёнок будет сам решать, что он хочет делать, и в случае противодействия взрослых, сможет подавать на них в суд, что подтверждается опытом, полученным на Западе.
Возможно, кому-то такое негативное отношение людей к ювенальной юстиции может показаться лишь проявлением антиамериканских и антиевропейских настроений в обществе. Однако это не так. И в подтверждение я привожу мнение компетентных людей, которые, я надеюсь, думают о духовно-нравственном здоровье страны и основывают свои изречения на благих помыслах.
«Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран… власть может вмешиваться в семейную жизнь лишь тогда, когда есть доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребёнка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения», – говорится в принятом на Соборе документе "Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции".
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIV Всемирного русского народного собора в своём выступлении, говоря о ювенальной юстиции, в частности, отметил следующее: «Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определённых норм в общении с противоположным полом, а до определённого возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убеждён, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии».
Чтобы окончательно убедиться в разрушительном действии ювенальной юстиции на институт семьи, обратимся к ситуации в станах, где она уже активно действует. В Норвегии, например, уже около четверти детей живёт в детских домах и приёмных семьях. И это при живых родителях, в мирное и благополучное время, в одной из самых богатых европейских стран.
«Служба защиты детей» давно превратилась в Европе в доходный бизнес, когда юные граждане по малейшему поводу изымаются от родителей и передаются в богатые, но бездетные семьи. И причиной этому может стать что угодно.
Так, 5-летнего сына Ирины Бергсет Оскара норвежские власти забрали в приёмную семью за то, что мальчик имел неосторожность рассказать в школе, как мама помогла ему удалить молочный зуб.
Примечателен случай, произошедший во Франции, описанный писателем Анатолием Гладилиным, в котором полиция долго ждала, пока одному малолетнему преступнику исполнится 18 лет (во Франции по достижению человеком 18 лет, на него перестает распространяться действие ювенальной юстиции), когда же его арестовали, то оказалось, что за свою несовершеннолетнюю жизнь он совершил несколько сот тяжких преступлений, причем иногда совершал 5-7 преступлений в день.
Таким образом, защита детей от растления и насилия со стороны родителей путем лишения родителей их прав у нас достаточно развита и имеет четкие основания, прописанные в Семейном Кодексе. Однако намного меньшее влияние уделяется тому, что происходит с детьми, оставшимися без попечения родителей…Жизнь в детском доме без любви, без искренней заботы и внимания, порой с минимумом удобств – неужели это все, на что может рассчитывать маленький человек, пришедший в этот мир с верой в доброту и красоту всех людей, в их способность любить?.. Конечно, жизнь с родителями-наркоманами, ценящими лишь дозу и наплевательски, а часто и грубо относящимися к собственному ребенку намного опаснее, но все же хочется, чтобы каждый ребенок в нашей стране имел не только формальное право, но и возможность расти и воспитываться в любви. Но тут, конечно, мало введения новых законов об улучшении условий в детских домах или разработки проектов, популяризирующих усыновление. Только повышение осознанности людей, только пропагадирование семьи и теплых взаимоотношений между ее членами как одной из высших ценностей человеческой жизни способны внести какие-то изменения в существующую обстановку.