Образование Русского централизованного государства и его роль в судьбах народов Поволжья
Если до татаро-монгольского нашествия Русь находилась на уровне социально-экономического развития передовых европейских стран, то в результате разорения, произведённого завоевателями, и установления их господства Русь в экономическом отношении начала отставать от стран Западной Европы. Всё же в конце XV в. в результате объединения русских земель сложилось единое Русское государство, центром которого стала Москва. Основной причиной его образования был подъём производительных сил, выразившийся в росте общественного разделения труда, развитии ремесла, усилении товарно-денежных отношений и рыночных связей в стране. Создавались условия, способствовавшие ликвидации феодальной раздробленности. Ускоряющим фактором в создании Русского централизованного государства явилась необходимость борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и прежде всего с золотоордынскими ханами. Однако в период создания Русского централизованного государства экономическая раздробленность на Руси ещё не была преодолена.
Золотая Орда представляла собой государство, лишённое единой экономической базы, обязанное своим расцветом в значительной степени ограблению покорённых народов. Уровень развития многих из этих народов был значительно выше уровня завоевателей. Отсутствие единой экономической базы и постоянные распри ордынских феодалов делали неизбежным распад Золотой Орды. Упорная борьба завоёванных народов и прежде всего русского народа против татаро-монгольского владычества была мощным фактором, способствовавшим падению золотоордынского государства.
После победы, одержанной русским народом над войсками Мамая на Куликовом поле, усилился распад Золотой Орды на отдельные ханства. Основное её ядро — Большая Орда, кочевавшая в низовьях Волги, всё более слабела. Во второй четверти XV в. в Среднем Поволжье образовалось новое государство — Казанское ханство. Оно вело борьбу с Русским государством за господство в Среднем Поволжье. Войска первых казанских ханов Улу Мухаммеда и его сыновей Юсуфа и Махмутека грабили русские земли, доходя до Москвы. Но в то время как в русских землях шёл процесс государственной централизации, в Казанском ханстве отсутствовало политическое единство: там происходили постоянные феодальные усобицы.
В Нижнем Поволжье в середине XV в. возникло другое феодальное государство — Астраханское ханство. Это ханство, представлявшее также большую опасность для Руси, стремились использовать против неё крымские ханы. В XV в. на территории Западной Сибири, между реками Тоболом, Турой, Иртышом и Обью, подчинив себе хантов, манси и другие местные народы, образовалось Сибирское ханство. Большим политическим влиянием в Казанском, Астраханском и Сибирском ханствах пользовалась Ногайская Орда, возникшая в конце XIV в. и кочевавшая на пространстве от Волги до Иртыша.
Народы Поволжья (мордва, мари, чуваши, удмурты, башкиры и др.) с XIII в. находились под властью Золотой Орды, а после её распада — под властью Казанского ханства. Они занимались преимущественно земледелием и скотоводством. Большую роль в их жизни играли промыслы — охота, рыболовство и бортничество. В процессе феодализации у народов Поволжья выделилась знать — князьки, которые жили в укреплённых городках. Укреплённые городки строили на землях народов Поволжья и татарские мурзы. Татарские феодалы взимали с местного населения подать натурой (ясак).
Татаро-монгольское завоевание не прервало связей Руси с нерусскими народами Поволжья. В конце XIV в. нижегородские князья подчинили себе часть Мордовской земли, которая затем вместе с Нижегородским княжеством вошла в состав Русского централизованного государства.
10. Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Поход русских войск на Казань в 1552г. Историческое значение присоединения Чувашского края к России.
Потеря болгаро-чувашами своей государственности, монголо-татарское иго, опустошение Болгарской земли в основном татаро-монголами, массовый геноцид болгаро-чувашского населения, перемещение оставшихся в живых болгаро-чувашей с плодородных лесо-степных земель в менее плодородные лесные районы с довольно суровыми климатическими условиями – все это составляет первую глубинную важнейшую предпосылку мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к Российскому государству.
У луговых марийцев и удмуртов, не говоря уже о татарах, такая предпосылка отсутствовала. Луговые марийцы и удмурты в болгарское время своей государственности не имели, поэтому от опустошения Болгарской земли во второй половине ХIV – первой трети ХV в. непосредственно не пострадали.
Вторая важнейшая предпосылка мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России – это угнетенное и унизительное, очень трудное положение чувашского народа в Казанском ханстве.
В ханстве господствующим народом были татары, из которых состояли светская и духовная элита и военнослужилые люди, а ясачных людей не было, угнетенными являлись ясачные народы: чуваши, марийцы, удмурты, остяки, восточная мордва и западные башкиры. Луговые марийцы и удмурты относились к татарским феодалам вследствие своего географического и социального положения, а также характера столкновений с русскими войсками иначе, чем чуваши и горные марийцы.
Третьей предпосылкой мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России являлось установление добрососедских отношений между правобережными чувашами и русским населением Нижегородского Поволжья. Как уже указывалось, территория центральной и северной частей нынешней Чувашской Республики в массовом порядке была занята чувашами во второй половине ХIV – начале ХV века. В ХIV в. рубежи русских земель вплотную подошли к р. Суре. В 1372 г. городецкий князь Борис Константинович, чье удельное владение входило в Нижегородское княжество, основал на р. Суре г. Курмыш. На рубеже ХIV и ХV вв., после присоединения Нижегородского княжества к Московскому великому княжеству, Курмыш со всеми селами и с Алгашем, расположенным на правобережье р. Суры, стал принадлежать московскому великому князю Василию Дмитриевичу.
Чуваши близко общались с русскими, вели с ними торговлю, устанавливали деловые связи. Интересны в этом отношении предания, записанные К.А.Шуловым из пос. Ибреси в 1928 г. и объединенные под названием “Жизнь чуваш до взятия Казани”. Занятия чувашей, говорится в записях, заключались в хлебопашестве, скотоводстве, сборе орехов и желудей, заготовке лыка и плетении лаптей, которые сбывались за Суру. В сентябре приступали к ловле куницы, зайца, хорька, сурка и норки… Многие необходимые изделия чуваши покупали за Сурой у русских. “Дружба между русскими и чувашами все более росла, в свободное время они играли, боролись. Чуваши стали ходить к русским за Суру на регулярные заработки и проводили с ними целые годы. Научились некоторым русским обычаям, а также говорить по-русски”. Чуваши восприняли от русских их древний языческий праздник Семик. Происходило сближение чувашей и с русскими полоняниками, которые для обработки ханских земель размещались в чувашских селениях. Чуваши входили в контакт с русскими и во время походов московских войск на Казань. Хотя чувашские лучники-ополченцы, подчиняясь казанским ханам, военачальникам и своим сотным и десятным князьям, служили в ханской армии и не раз участвовали в боях против русских войск, но русские полки, направляясь на Казань, не встречали в Чувашии никаких препятствий и противодействия со стороны местного населения.
Со времени основания Hижнего Hовгорода (1221 г.) чуваши оказались в непосредственном соседстве с русскими. В 1372 г. русские основали на Суре город Курмыш. В 1523 г. на месте впадения Суры в Волгу возник город Васильсурск.
Известно, что московское правительство добилось присоединения Горной стороны (т.е. Чувашского края) к Русскому государству в ХVI в. путем реализации заранее продуманного плана, направленного прежде всего на создание здесь надежного во всех отношениях тыла, плацдарма для ведения военных операций против Казани. Поэтому в отношении чувашей и горных марийцев русские применяли не только военные экспедиции, но и проводили целенаправленную политику прямого подкупа их влиятельных предводителей, раздачи им щедрых обещаний,Летом 1546 г. в Казани воцарился московский ставленник — касимовский хан Шах-Али. Однако через месяц его сменил Сафа-Гирей — ярый сторонник Османской империи. Пообещав ногайским князьям передать им Горную и Арскую стороны Казанского ханства, Сафа-Гирей получил помощь и овладел Казанью. Возобладание в Казани сильного анти-русского движения привело к тому, что 7 декабря 1546 г. в Москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили великого князя Ивана IV о том, «чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань», и обещали свою помощь русскому войску. В феврале 1547 г. Иван IV направил против Казани несколько полков.
Судя по имеющимся летописным данным, не только горные, но и заказанские чуваши тоже имели промосковские настроения. В частности, в одной из летописей об арских чувашах говорится следующее: «При царе Иоанне IV московские ратные люди ходили на Казань в 1545, 1547, 1548, 1550, 1552 годаx... Tогда горные черемисы и чуваши передались России... Скоро и другие инородцы края потребовали от Казани подчинения России. Tак, ярские (арские. — Ред.) чуваши с оружием явились на ханский двор и стали требовать, чтобы хан покорился Москве».
Очередной поход на Казань в 1550 г. возглавлял сам Иван IV. В конце февраля царь остановился в устье Свияги и велел соорудить здесь город-крепость. Новый город — Свияжск — был заложен 24 мая 1551 г. и построен за четыре недели. В его строительстве участвовали чуваши и марийцы.
Летом в Москву прибыли послы горных людей во главе с Магметом Бозубовым и Ахкубеком Tогаевым. Они «с товарищами государю били челом отвсе горние стороны...» — от чувашей, черемисов, татар, чтобы царь «воевати их не велел...". Это означало отделение от ханства его Горной стороны. Иван IV приказал взять горных людей в подданство "к своему Свияжьскому городу». Горная сторона была признана самостоятельной областью, ее центром стал новорубленный город Свияжск. Московское правительство на три года освободило население Горной стороны от уплаты ясака.
До взятия Казани русские пытались удержать «горных людей» под своим влиянием. Втечение всего лета 1551 г. в Москву к Ивану IV ездили депутации чувашей и горных марийцев, насчитывавшие по 500—600 человек. Летописец отмечает, что царь жаловал горных людей «паче ж своих воинов», и что никогда доселе таких пожалований не было.
В июне 1552 г. войска во главе с Иваном IV в составе 150 тысяч воинов при 150 пушках выступили из Москвы. Они следовали двумя колоннами — через Муром и через Рязань; в начале августа полки достигли реки Суры выше устья Алатыря. Часть войск и снаряжение были отправлены по Оке и Волге.от Суры основное ядро войска в течение восьми дней продвигалось до Свияжска примерно по линии современной юго-восточной границы Чувашии, а левый полк — по ее территории, В осаде Казани, которая продолжалась более месяца, активно участвовали чуваши и горные марийцы. 2 октября 1552 г. русские войска штурмом взяли Казань.
Вхождение в состав России было прогрессивным событием для чувашей, так как в ее составе они обрели возможность жить в мирных условиях: прекратились бесконечные разорительные военные действия на территории Чувашии, а также опустошительные набеги ногайцев, крымцев и других кочевников.
Чуваши, оказавшись «в тисках» между Москвой и Казанью, действительно, желали прекращения войн, не хотели ни с кем воевать, тем более с русскими, за которыми была огромная сила. У чувашей не было другого выхода, кроме выбора наименьшего зла. Потому и пошли чуваши и горномарийцы на поклон к царю, хотя татарский гнет сменялся на русский, который нисколько не был слабее старого. В Русском государстве социальный и национальный гнет над чувашским народом сохранился. Чувашские крестьяне были зачислены в разряд «черных людей», как называли в России крестьян и ремесленников, платили многочисленные подати и поборы, выполняли тяжелые повинности. Царские власти не допускали чувашей, как и другие нерусские народы России, к государственному управлению, подавляли их самобытную культуру. Под бременем многовекового национального гнета чувашский народ отставал в своем экономическом, политическом и культурном развитии.
Вхождение Чувашского края в состав Русского государства в ХVI в. и последствия этого события, в том числе последующее обращение чувашей в православие, оказались для них событиями эпохального значения. Они определили весь ход новой социальной и этнической истории чувашей, избавив их, в частности, от исламизации и, как следствие, реальной перспективы исчезновения как этноса