Думская монархия и реформы П.А. Столыпина
После революции самодержавие было вынуждено приспосабливаться к новым реалиям. Государственная Дума стала постоянно действующим представительным органом высшей власти. Она обладала известной законодательной силой. В III Думе оппозиционные правительству силы не составляли абсолютного большинства. В ней существовало определенное равновесие между правыми — черносотенцами, центром — октябристами и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов. Черносотенцы полностью поддерживали карательные меры Столыпина, но выступали против его реформ. Либералы же пытались противостоять реакции, однако склонны были со вниманием отнестись к столыпинским преобразованиям. Решающей была позиция центра — октябристов, которых называли столыпинской партией. С первых же заседаний III Думы, начавшихся осенью 1907 г., в ней заработал механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту консервативного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами. Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников. Этот механизм позволял Столыпину, не имевшему постоянного думского большинства, проводить необходимую ему политику.
III Государственная Дума за весь предусмотренный законом пятилетний срок (1907 — 1912) провела 611 заседаний и рассмотрела 2572 законопроекта (205 законопроектов были выдвинуты по инициативе Думы). В числе основных законопроектов стали столыпинские реформы. Дума занялась рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905 — 1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным.
В 1912 г. Дума приняла закон о страховании рабочих, о некотором сокращении рабочего дня, но отклонила законопроект о ненаказуемости за стачки. Противоречивостью отличались и меры по национальному вопросу. В 1910 г. на Правобережной Украине и Белоруссии вводилось земское самоуправление по типу великорусских губерний. Но в том же году был принят закон, ущемлявший автономию Финляндии. Дума оказывала определенное влияние на решение бюджетных вопросов и увеличила ассигнование средств на народное образование. Однако законодательные права Государственной Думы были ограничены. Предлагаемые ею законы нередко блокировались Государственным Coвeтом или не утверждались императором.
В 1912 г. состоялись выборы в IV Думу. В ней усилились оппозиционные выступления депутатов как слева, так и справа. Деятельность Думы в предвоенные годы сводилась лишь к запросам, утверждению бюджета, декларированию своих партийных взглядов при обсуждении, законопроектов. Парламентская работа депутатов крайне правых и левых партий носила деструктивный характер, что постепенно превращало Думу в один из факторов внутриполитической нестабильности в стране.
В период думской монархии особую роль сыграл П. А. Столыпин, являвшийся с 1906 г. председателем Совета министров. Столыпин был последним крупным государственным деятелем царской России. Свою главную задачу он видел в создании «великой России». Его деятельность нельзя оценить однозначно. Столыпин вел беспощадную борьбу с революционным движением. При нем массовый характер приобрела ссылка на каторжные работы, обыденным явлением стала смертная казнь (за 1907 — 1909 гг. по приговорам военных судов было казнено более 3,5 тыс. человек).
И все же главным в политике Столыпина были реформы. Он считал, что для модернизации страны необходимы три условия: сделать крестьян полновластными собственниками земли, осуществить обязательное начальное образование, добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка. Программа П. А. Столыпина предусматривала расширение и переустройство местного самоуправления, преобразование местного суда и принятие закона о неприкосновенности личности.
Ключевое место в преобразованиях заняла аграрная реформа. Столыпин стремился создать мощный слой зажиточного крестьянства, которое должно было стать надежной спорой государственной власти. В основу реформы было положено разрушение общины. Теперь для выхода из общины не требовалось согласие схода. Выходя из общины, крестьянин мог требовать передачи в личную собственность причитающейся ему части общинной земли.
На укрепление слоя зажиточных крестьян была направлена и деятельность Крестьянского банка, который скупал земли у помещиков и перепродавал ее в кредит крестьянам. Реформа включала в себя переселение, главным образом, бедных крестьян в осваиваемые районы страны, прежде всего в Сибирь.
Несмотря на значительные трудности и противоречивость в проведении реформы (нехватка средств, агротехнического персонала, неумелые действия представителей власти, сопротивление реформе со стороны различных политических сил, некоторых земств, психологическая неподготовленность большей части крестьянства к новому укладу жизни, сложности с переселением и т. п.), в целом она развивалась успешно. Хотя к началу мировой войны из общины вышло немногим более 25% крестьян, а количество перешедших к хуторам и отрубам составило примерно 10% от их совокупного числа, реформа дала мощный импульс развитию аграрного сектора. К 1915 г. валовой сбор зерна в России вырос, по сравнению с началом века, в 1,7 раза. На Россию приходилось18% мирового производства пшеницы, 52% ржи, 25% мирового экспорта зерна. Повысилась товарность сельского хозяйства, выросла покупательная способность населения.
Аграрная реформа сопровождалась промышленным подъемом. С 1908 г. по 1918 г. промышленное производство возросло на 54%, а общее количество рабочих увеличилось на 31%. Но, несмотря на такой подъем промышленности, ее общий уровень в 1913 г. оставался в два с половиной раза меньше, чем промышленное производство во Франции, в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 14 раз ниже, чем в США.
С 1906 г. по 1914 г. втрое увеличился бюджет по народному образованию. Однако всеобщее начальное образование в России введено не было. Основная масса населения оставалась неграмотной, что затрудняло модернизацию страны.
П. А. Столыпину не удалось провести в жизнь большую часть задуманных им реформ. Из 43 проектов было реализовано лишь 9. Николай II, оправившись от революционных потрясений, под давлением реакционных сил стал саботировать претворение в жизнь столыпинской программы, стремясь вернуть Россию к неограниченному самодержавию. Убийство П. А. Столыпина в 1911 г. приостановило попытки целенаправленного реформирования политического строя и модернизации России.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состояли особенности социально-экономического развития России в конце XIX — начале XX в.?
2. В чем заключались особенности образования российских политических партий?
3. Причины и основные этапы первой русской революции.
4. Охарактеризуйте итоги революции 1905 — 1907 гг.
5. Каких функций не хватало российскому парламенту для того, чтобы быть полноценным?
6. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершены?
Литература
Аврех А. Я. Столыпин и судьба реформ в России. — М., 1991.
Верт Н. История советского государства. 1900 — 1991. — М., 2002.
Витте С. Ю. Избранные воспоминания. — М., 1991.
Ерошкин Н. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1968.
История политических партий России. — М., 1994.
Милюков П. Н. Воспоминания. — М., 1991.
Новейшая история Отечества. ХХ в. / Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. Т. 1. – М., 1998.
Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. — М., 1992.
Сeменникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 2002.