Думская монархия и реформы П.А. Столыпина

После революции самодержавие было вынуждено приспосабливаться к новым реалиям. Государственная Дума стала постоянно действующим представительным органом высшей власти. Она обладала известной законодатель­ной силой. В III Думе оппозиционные правительству силы не составляли абсо­лютного большинства. В ней существовало определенное равновесие между правыми — черносотенцами, центром — октябристами и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов. Черносотенцы полно­стью поддерживали карательные меры Столыпина, но выступали против его реформ. Либералы же пытались противостоять реакции, однако склонны были со вниманием отнестись к столыпинским преобразованиям. Решающей была позиция центра — октябристов, которых называли столыпинской партией. С первых же заседаний III Думы, начавшихся осенью 1907 г., в ней заработал механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту консервативного характера, октябристы голосова­ли вместе с черносотенцами. Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников. Этот механизм позволял Столыпину, не имевшему постоянного думского большинства, проводить необходимую ему политику.

III Государственная Дума за весь предусмотренный законом пятилетний срок (1907 — 1912) провела 611 заседаний и рассмотрела 2572 законопроекта (205 законопроектов были выдвинуты по инициативе Думы). В числе основных за­конопроектов стали столыпинские реформы. Дума занялась рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905 — 1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным.

В 1912 г. Дума приняла закон о страховании рабочих, о некотором сокращении рабочего дня, но отклонила законопроект о ненаказуемости за стачки. Противоречивостью отличались и меры по национальному вопросу. В 1910 г. на Правобережной Украине и Белоруссии вводилось земское самоуправление по типу великорусских губерний. Но в том же году был принят закон, ущемлявший автономию Финляндии. Дума оказывала определенное влияние на решение бюджетных вопросов и увеличила ассигнование средств на народное образование. Однако законодательные права Государственной Думы были ограничены. Предлагаемые ею законы нередко блокировались Государственным Coвeтом или не утверждались императором.

В 1912 г. состоялись выборы в IV Думу. В ней усилились оппозиционные выступления депутатов как слева, так и справа. Деятельность Думы в предвоенные годы сводилась лишь к запросам, утверждению бюджета, декларирова­нию своих партийных взглядов при обсуждении, законопроектов. Парламентс­кая работа депутатов крайне правых и левых партий носила деструктивный характер, что постепенно превращало Думу в один из факторов внутриполити­ческой нестабильности в стране.

В период думской монархии особую роль сыграл П. А. Столыпин, являвшийся с 1906 г. председателем Совета министров. Столыпин был последним крупным государственным деятелем царской России. Свою главную задачу он видел в создании «великой России». Его деятельность нельзя оценить одно­значно. Столыпин вел беспощадную борьбу с революционным движением. При нем массовый характер приобрела ссылка на каторжные работы, обыденным явлением стала смертная казнь (за 1907 — 1909 гг. по приговорам военных судов было казнено более 3,5 тыс. человек).

И все же главным в политике Столыпина были реформы. Он считал, что для модернизации страны необходимы три условия: сделать крестьян полновластными собственниками земли, осуществить обязательное начальное обра­зование, добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного разви­тием внутреннего рынка. Программа П. А. Столыпина предусматривала рас­ширение и переустройство местного самоуправления, преобразование мест­ного суда и принятие закона о неприкосновенности личности.

Ключевое место в преобразованиях заняла аграрная реформа. Столыпин стремился создать мощный слой зажиточного крестьянства, которое должно было стать надежной спорой государственной власти. В основу реформы было положено разрушение общины. Теперь для выхода из общины не требовалось согласие схода. Выходя из общины, крестьянин мог требовать передачи в личную собственность причитающейся ему части общинной земли.

На укрепление слоя зажиточных крестьян была направлена и деятельность Крестьянского банка, который скупал земли у помещиков и перепродавал ее в кредит крестьянам. Реформа включала в себя переселение, главным образом, бедных крестьян в осваиваемые районы страны, прежде всего в Сибирь.

Несмотря на значительные трудности и противоречивость в проведении реформы (нехватка средств, агротехнического персонала, неумелые действия представителей власти, сопротивление реформе со стороны различных политических сил, некоторых земств, психологическая неподготовленность большей части крестьянства к новому укладу жизни, сложности с переселением и т. п.), в целом она развивалась успешно. Хотя к началу мировой войны из общины вышло немногим более 25% крестьян, а количество перешедших к хуторам и отрубам составило примерно 10% от их совокупного числа, реформа дала мощный импульс развитию аграрного сектора. К 1915 г. валовой сбор зерна в России вырос, по сравнению с началом века, в 1,7 раза. На Россию приходилось18% мирового производства пшеницы, 52% ржи, 25% мирового экспорта зерна. Повысилась товарность сельского хозяйства, выросла покупательная способность населения.

Аграрная реформа сопровождалась промышленным подъемом. С 1908 г. по 1918 г. промышленное производство возросло на 54%, а общее количество рабочих увеличилось на 31%. Но, несмотря на такой подъем промышленности, ее общий уровень в 1913 г. оставался в два с половиной раза меньше, чем промышленное производство во Франции, в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 14 раз ниже, чем в США.

С 1906 г. по 1914 г. втрое увеличился бюджет по народному образованию. Однако всеобщее начальное образование в России введено не было. Основная масса населения оставалась неграмотной, что затрудняло модернизацию страны.

П. А. Столыпину не удалось провести в жизнь большую часть задуманных им реформ. Из 43 проектов было реализовано лишь 9. Николай II, оправив­шись от революционных потрясений, под давлением реакционных сил стал саботировать претворение в жизнь столыпинской программы, стремясь вернуть Россию к неограниченному самодержавию. Убийство П. А. Столыпина в 1911 г. приостановило попытки целенаправленного реформирования политического строя и модернизации России.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояли особенности социально-экономического развития России в конце XIX — начале XX в.?

2. В чем заключались особенности образования российских политических партий?

3. Причины и основные этапы первой русской революции.

4. Охарактеризуйте итоги революции 1905 — 1907 гг.

5. Каких функций не хватало российскому парламенту для того, чтобы быть полноценным?

6. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завер­шены?

Литература

Аврех А. Я. Столыпин и судьба реформ в России. — М., 1991.

Верт Н. История советского государства. 1900 — 1991. — М., 2002.

Витте С. Ю. Избранные воспоминания. — М., 1991.

Ерошкин Н. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1968.

История политических партий России. — М., 1994.

Милюков П. Н. Воспоминания. — М., 1991.

Новейшая история Отечества. ХХ в. / Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. Т. 1. – М., 1998.

Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. — М., 1992.

Сeменникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 2002.

Наши рекомендации