Участие населения в определении территориальной структуры
Сегодня в условиях проводимого руководством страны курса на демократизацию власти, перехода к прямым выборам губернаторов и мэров* особенно актуально расширение возможностей непосредственного участия населения в процессах совершенствования территориальной организации местного самоуправления. Однако тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что федеральный законодатель идет по пути упрощения территориальных преобразований, все больше прибегая к использованию опосредованного учета мнения населения через позицию представительного органа.
Так, Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена положением, согласно которому объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного их представительными органами, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. При этом объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.
Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"в Федеральный закон № 131-ФЗбыла введена норма, согласно которой объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого поселения, выраженного представительным органом каждого объединяемого поселения.
По мнению многих экспертов, данная тенденция явилась следствием ситуаций, когда трансформация территориальной организации местного самоуправления наталкивалась на серьезное сопротивление со стороны общества.
ПРИМЕР:В 2012 г. в Волгоградской области был принят Закон Волгоградской области от 28.06.2012 № 65-ОД «Об объединении сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района Волгоградской области, с городским округом город Михайловка Волгоградской области, внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25.03.2005 № 1033-ОД "Об установлении границ и наделении статусом города Михайловки Волгоградской области" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгградской области». Больше половины опрошенных жителей Михайловского района были против объединения с городским округом. Таковыми оказались итоги исследования, проведенного в форме телефонного опроса жителей района. Были опрошены жители 33 населенных пунктов района на предмет выяснения их отношения к процессу объединения городского округа с сельскими поселениями. Из 4000 человек, проживающих в хуторах района, было опрошено 1235 человек. Из них 24,69% высказались за слияние, 55,31 - против, а 20% и вовсе оказались не в курсе этого события. В некоторых населенных пунктах около 90% населения высказались против объединения города и района. Самый высокий процент неприятия населением идеи слияния оказался в хуторах Раздоры, Сухов 2-й, Субботин, Большемедведецкий, Страховский, Орлы, Ильменский 1 -й, Курин, Фролов, Отруба и т.д. Тем не менее на основании ч. 3.1 ст. 13 Федерального закона № 131 -ФЗ (которая гласит, что объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района) согласие населения на объединение сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района Волгоградской области, с городским округом город Михайлов-ка было выражено Михайловской городской Думой, представительными органами сельских поселений Михайловского муниципального района с учетом мнения населения Михайловского муниципального района, выраженного Михайловской районной Думой.
Такое принудительное создание муниципалитета, без учета мнения жителей района, посредством объединения уже существующих на его уровне сельских поселений хоть и не противоречит федеральному законодательству, но может вызвать серьезные политические и социально-экономические последствия. В этом случае власть должна считаться с мнением жителей, проживающих на различных территориях, где предполагаются изменения в территориальной организации местного самоуправления.