Глава 2. Юридическое образование и главное о профессии юриста, адвоката
§ 2.1. Современное юридическое образование
В современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы, правоохранительной и правоисполнительной систем для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути, для удовлетворения интересов, нужд и потребностей, естественных природных прав человека и гражданина. Правовые системы и системы обеспечения их действия определяют сущность любой общественной формации. Гарантом осуществления этих задач служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов.
Система юридического образования охватывает государственные и негосударственные вузы, муниципальные образовательные учреждения. До начала перестройки государство полностью управляло образовательными учреждениями, но положение изменилось после проведённых в стране реформ конца 80-х – начала 90-х годов. Роль государства в управлении образования стала определяться Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года (с изменениями от 18 июля 2011г.). В нём значительно расширена самостоятельность учебных заведений и введена самоуправляемость. Допущены платные дополнительные образовательные услуги, разрабатывать образовательные программы учебных курсов.
Свободный план по программе подготовки юристов - специалистов был разработан ещё в 80-х годах, однако вузы с тез пор внесли в него по своей инициативе много изменений и дополнений. Были исключены марксистко-ленинская философия, научный коммунизм, научный атеизм, народный контроль. В число основных курсов были введены экологическое право, психология, компьютерное право, коммерческое право, арбитражный процесс. Особое внимание уделено теории государства и права, она поставлена как основополагающая наука в образовании юристов.
Проблемам развития юридического образования уделяется значительное внимание законодательной и исполнительной власти, прежде всего Министерства образования и науки Российской Федерации. Помимо государственной системы юридического образования создана мощная не бюджетная система образования, которая вносит существенный вклад в подготовку специалистов – юристов и в развитие юридических наук. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками реформирования сферы воспитания и образования нашего общества и его граждан.
В общей системе образования особое место должно занимать юридическое образование. Конституция России провозгласила диктатуру закона: закон и законность, особенно в деятельности государственной власти, должны обеспечивать действенность таких общечеловеческих гражданских критериев – оценочных принципов, как свобода, равенство, справедливость. Закон – принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законность – строгое и неуклонное соблюдение и исполнение Конституции и федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Чтобы обеспечить верховенство закона, каждый гражданин должен быть юридически грамотным, государственные чиновники должны быть юристами – профессионалами в сфере своей деятельности, а работники правоохранительной, правоприменительной сферы и правосудия должны быть профессионалами – юристами высокого класса и высокообразованными людьми в сфере философии, социологии и специальных отраслевых знаний.
Юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы, оно призвано сыграть особую роль в формировании гражданского общества. Юридическая наука Российской Федерации получает качественно новые основы для собственного развития, ей предоставляется возможность стать важнейшим институтом гражданского общества, а задача учёных юристов – это помощь в реализации этой возможности.
Россия является одной из самых отсталых стран по количеству работающих юристов в производственной и управленческой сфере. Так, в конце 80-90-х годов в СССР в сфере всего производства работало 85 тыс. юристов. В сфере правоохранительной деятельности, судебной власти СССР работало юристов до 50%, а в системе МВД работало до 70% лиц, не имеющих юридического образования. Подобное положение сохраняется и в современной России: в органах МВД только около 60% лиц с юридическим образованием, 80% из них со стажем работы до 3 лет; в уголовно-исполнительной системе юристов около 20%; в прокуратуре на оперативных должностях до 70% юристов со стажем работы до 3 лет.
Непрерывное образование признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и духовно- нравственных смыслах. Как считал Аристотель «разница между образованным человеком и необразованным, такая же, как между живым и мёртвым»[4]. В настоящее время Российское законодательство пытается реформировать систему высшего образования, приближая её к мировым стандартам. Необходимо решить проблему, как сделать Российское высшее образование более современным, эффективным, более приспособленным к потребностям сегодняшнего дня.
§ 2.2. Профессия юрист
Юрист (от лат. jus или juris – право) – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющие применять их в практической деятельности. Профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ обеспечивают функционирование правовой системы. Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности, но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой заметно сказываются на качестве жизни людей, и все они, так или иначе, находятся под контролем общества, привлекая к себе внимание.
Это сложная, и очень важная работа. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций, и наконец, порядок на улице, безопасность граждан и всей страны. Ошибки юристов, например, такие как незаконный арест, неверное решение суда, бездействие в ситуации, требующей вмешательства, могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества, и на собственном авторитете юриста. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Авторитет юриста – с одной стороны это признание за юристом со стороны других людей права на принятие решений, влияющих на их поведение и судьбы, и с другой стороны это степень влияния юриста на разрешение жизненных вопросов, ситуаций.
Справедливость чаще всего расценивается как синоним правосудия, а юриста, осуществляющего правосудие, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Отсюда и высшее качество любого юриста – это его справедливость во всём и всегда. Справедливость включает в себя и такие ценностные для юриста свойства как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализованному выражению справедливости. Требование справедливости есть органическая часть более широкой нравственной категории, какой является профессиональный долг. Профессиональный долг выступает в качестве движущей силы трудового процесса. Личность с высокоразвитым чувством профессионального долга чётко представляет себе, что надо делать в той или иной жизненной ситуации, как и во имя чего это делать. Профессионал сознательно и добросовестно исполняющий свои обязанности всегда понимает, что выполняет он их в интересах общества, коллектива, конкретного человека.
Понимая высшее юридическое образование как инструмент подготовки к профессиональной деятельности, в качестве формального критерия соответствия стандарта и программ образования потребностям практической работы представляется возможным использовать информацию о должностных обязанностях, изложенную в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих[5]. А также можно использовать результаты обобщения должностных обязанностей в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях государственных органов.
Анализ квалификационных требований к работникам юридических специальностей, в самом общем виде позволяет выделить четыре элемента квалификации юриста (Приложение Г):
должен знать законодательство и обычаи делового оборота;
должен владеть навыками проведения правовой экспертизы и исследований;
должен уметь разрешать социальные конфликты;
должен иметь навыки составления документов, в том числе нормативных.
Для всех юристов совершенно необходимыми и общими для всех направлений юридической деятельности являются: овладение профессиональным правовым подходом; освоение методики работы с документами; осуществление межличностных коммуникаций; постановка, осознание и решение возникающих правовых задач; оценка и реализация результатов своей деятельности. Это означает, что юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приёмами с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой.
Марк Тулий Цицерон говорил, что истинный законовед – «это тот, кто сведущ в законах и обычном праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента»[6].
Юрист должен владеть высокой культурой диалога, должен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения. Юристу необходимо определить свою роль в социальной жизни, экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, обязан владеть приёмами решения стандартных и неординарных правовых задач. Юрист – профессионал должен уметь сформулировать приемлемый и исполнимый проект решения, соответствующий закону, найти форму такого решения и реализовать его в доступных для юриста пределах.
Успех и неуспех в работе юриста, достижения или просчёты во многом зависят от того насколько он умеет работать с людьми, оперировать фактами и правом применять нужную форму. Понимание права и значимости не сводится лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а к прочному усвоению всей глубины права, его основополагающих принципов и идей. Содержание законов и юридических норм с течением времени могут изменяться, но фундаментальные основы остаются прежними.
§ 2.3. Профессия адвокат
В Российской Федерации юристом может быть лицо, получившее юридическое образование. По общему правилу, для производства защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, юрист должен сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом.
Адвокат (лат. advocates) – лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов в суде. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим, юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Под адвокатурой (ст. 3 Закона об адвокатуре) понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.
В России адвокат – это независимый профессиональный советник по правовым вопросом и принадлежит к людям так называемой свободной профессии. Согласно части 1 статьи 48 Конституции России, в случаях, предусмотренным законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, что является исключением из правила. После 1988 года адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, что сразу уменьшило доступность юридической помощи. В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту Положением об адвокатуре 1980 года предусматривались случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Согласно статье 22 Положения об адвокатуре, в РСФСР на протяжении 22 лет (с 1980 года до 1 июля 2002 года) коллегии адвокатов оказывали бесплатную юридическую помощь нескольким категориям граждан[7]:
истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья связанным с работой; о возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, наступившей в связи с работой; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей;
депутатам Советов народных депутатов при даче консультации по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;
членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.
Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, орган предварительного следствия, прокурор и суд (в производстве которых находится дело) был вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи. При освобождении гражданина от оплаты юридической помощи оплата труда адвоката должна была производиться из средств коллегии. При освобождении гражданина от оплаты юридической помощи органом предварительного следствия, прокурором или судом расходы по оплате труда адвоката относились в установленном порядке на счёт государства.
Статья 26 Закона об адвокатуре до внесения в неё изменения Федеральным законом от 28 октября 2003 года устанавливала два императивных условия, при которых гражданам оказывалась бесплатная юридическая помощь. Во-первых, такая помощь оказывалась гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта России. Во-вторых, к таким гражданам относятся:
истцы – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
ветераны Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
граждане, пострадавшие от политических репрессий - по вопросам, связанным с реабилитацией;
граждане, которым требуется составление заявлений о назначении пенсий и пособий.
Федеральным законом от 28 октября 2003 года № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», вступившем в силу с 31 октября 2003 года, пункт 1 часть 1 статья 26 изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно…»[3].
Адвокаты сторонятся бесплатной помощи, пытаются избежать общения с гражданами, добивающиеся назначения им «бесплатного» адвоката. Вполне объяснимо то, что качество помощи, оказываемой по соглашению, и бесплатной помощи будет существенно различаться. Однако, помимо адвокатов, юридическую помощь по гражданским делам могут оказывать и другие лица.
Согласно статье 49 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведения дела (доверенность) [4]. Таким образом, адвокат не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства. За последние несколько лет в России получили своё развитие общественные неправительственные организации по защите прав человека, как правило, специализирующиеся на определённых делах и помогающие малообеспеченным гражданам бесплатно. Общественные организации – объединения граждан, основанные на фиксированном членстве и создаваемые для защиты граждан. Однако, необходимо создание государственных юридических приёмных, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи.
Заключение
Интеллектуальное развитие личности заключается в развитии её физических способностей – мышления, памяти, воображения, анализа, прогнозирования, в приобретении и скоплении известного запаса знаний. Воспитание и образование неотделимы. Образование можно получить в результате изучения законов, теорий, а воспитание – только в результате научения, применения права и жизни по праву, в соответствии с законом. Юридическое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование получается в определённой системе и в определённое время, делится на уровни, категории и влечёт за собой приобретение юридической профессии.
Теория государства и права – одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права даёт студентам первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.
Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому, как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». Теория государства и права развивает абстрактное, аналитическое мышление, формирует политическую и правовую культуру, то есть обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку. Профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права, именно из него я почерпнул целый ряд принципиально правовых положений, имеющих широкое применение».
Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы – понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому, как в математике невозможно произвести какие-либо расчёты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями. Основные понятия теории государства и права пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода её азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести право, источники права, правовые акты, норма права, правовые отношения и так далее.
Из всего вышеизложенного, мы можем сделать выводы, что теория государства и права-основополагающая наука в юридической специальности, она вносит свой огромный вклад в подготовку будущих юристов, так как без знания основ государства и его правовой системы невозможно говорить о юридической грамотности. Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов. В юридической науке значение теории и государства возрастает, она стала основой для всей юриспруденции.
Глоссарий