Вопрос 2. Место исполнительной власти в системе разделения властей
Теория разделения властей (государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу – угроза создания тоталитарного, антидемократического режима). Государственная власть должна строиться на функционально-компетенционной специализации, не нарушающей ее единства (власть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия) – единая основа функционирования субъектов, олицетворяющих каждую ее ветвь). Разделение властных функций – необходимая потребность (3 ветви государственной власти, отличаются степенью самостоятельности, каждой из них соответствуют субъекты, выражающие ее (органы государственной власти)).
Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.
Главные цели исполнительной власти :
обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
Признаки исполнительной власти:
универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);
предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);
принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);
организующий характер.
Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:
каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;
приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам;
не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;
осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;
гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;
для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.
Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:
отношения власти с гражданином;
хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений;
отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.
ИВ – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций в установленной законом компетенции.
Вопрос 3. Исполнительная власть:
1) относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ (тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями);
2) самостоятельна (в функционально-компетенционном смысле, ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе – используются государственно-властные полномочия) (она – подсистема системы единой государственной власти, ее механизма);
3) всегда существует наряду с законодательной и судебной властями;
4) способна и имеет возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле (отличительный признак – реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества (в общегосударственном масштабе, в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера));
5) не может отождествляться с видом государственной деятельности (соответствующий вид деятельности – только форма практической реализации власти) (исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности, власть – сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности – исполнительная власть не тождественна государственному управлению, характеризуемому как вид государственно-властной деятельности);
6) выражается в особом виде государственной деятельности, по сути правоприменительна (для нее характерно правоприменение позитивного характера (прямое исполнение требований законодательства в целях организации нормальной эффективной работы всех объектов);
7) имеет субъектное выражение (олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией) (представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти);
8) в ее распоряжении – все наиболее существенные атрибуты государственной власти (финансы, коммуникации, армия, милиция, уголовно-исполнительные учреждения);
9) в процессе реализации выступает как организованный институт (весь ее механизм организует исполнение законов, этот механизм необходимым образом организован).
Исполнительная власть – категория политико-правовая, государственное управление – организационно-правовая.
Государственное управление – вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Понятие государственное управление более широкое, чем исполнительная власть, которая определяет объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности.
Государственное управление – вид деятельности, направленный на практическую реализацию исполнительной власти, составляющей содержание деятельности по государственному управлению.
Все субъекты исполнительной власти – одновременно звенья системы государственного управления (но не все эти звенья – субъекты исполнительной власти в ее конституционном смысле).