Сущность права.Соотношение общечеловеческих и классовых начал в праве

Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором общественных отношений. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения; правовые положения становятся общеобязательным правилом поведения для тех, кому они адресованы. Эти основные характеристики права и составляют его сущность. Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении. Совокупность внутренних характерных черт и свойств права, без которых явление теряет свою особенность и своеобразие. Таким образом, сущность права – это главная внутренняя относительно устойчивая внутренняя особенность права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Проблемы сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из аспектов проблемы сущности права заключается в попытке выделить в праве главный основополагающий компонент. Каков он? Нормативность, общеобязательность, принудительность или что-то иное? Марксистская концепция права определяла классово-волевой аспект. Маркс и Энгельс рассматривали право как возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Классово-волевое понимание было затем распространено на понимание сущности советского права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражались через волю господствующего класса в виде законов. Сторонники этого подхода определяли или называли сущности права. Что же понимается под волей? Воля в психологическом смысле – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (принятие решений, борьба мотивов и т.д.). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в веление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств (авторитет, насилие, принуждение и т.д.). В 30е-50е годы прошлого столетия эта теория легла в основу правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение считали, что именно они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление и закрепляя, например, в таких законах, как закон об упрощенном уголовном судопроизводстве, принятом в 1934-37 годах. Таким образом юридическая наука в это время приняла как догму классово-волевой подход к сущности права.

В юридической науке выделяетсятакже и общесоциальный подход. В рамках этого подхода, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Право здесь используется как средство закрепления обеспечения прав человека, экономической свободы, демократии и т.д. Кроме названных подходов, выделяют такие подходы, которые разводят право, как явление общественной жизни, и закон, как форму выражения права. Право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права. Например, несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти, в фашистской Германии, в Советском государстве при Сталине нельзя говорить о правовом характере этих законов. Здесь право и закон не совпадают. Однако существуют и законы, соответствующие правовым критериям, когда право и закон совпадают. Что же считать критерием для разграничения? Ответа на этот вопрос до сих пор не найдено. Например, в качестве критерия для разграничения правовых и не правовых законов в конце XIX – начале XX века предлагалось считать общую волю, волю всего общества, нации, народности. Следовало считать правовыми законы, которые адекватно отражают эту волю. Другие законы следовало относить к разряду не правовых. Противники такого критерия задаются вопросом: кто и каким образом может определить, содержится в том или ином законе общая воля или нет? Французский ученый Лион Дюги в работе «общество, личность и государство», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, полагал, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. И если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение его.

24. Понятие права как государственного регулятора общественных отно­шений. Функции права.

Право, как и государство, является продуктом общественного развитая. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

—право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

—право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

—право частной собственности является основой всех прав человека;

—право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически-развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека.

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Солидаристская концепция права.

В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности — экономикой, политикой, моралью — в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда — акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.

под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

· общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

· межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

· отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

· функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

25. Право и экономика.

Слово "экономика" греческого происхождения и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества ("экономического строя"), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что "право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества".

В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.

Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике "социалистического строительства". Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

а) определение целей экономического развития

б) закрепление равноправия всех форм собственности

в) определение круга субъектов рыночных отношений

г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции

д) продуманная налоговая политика;

е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики

ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

26. Право и политика.

Политика – деятельность государства и иных политических институтов (прежде всего – политических партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – государство как политическая организация всего общества.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;

2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Государство проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Государство может использовать и иные механизмы, как правомерные (например, разъяснение политики государства в печати, обращения к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (например, запугивание полит, оппонентов). Для правового государства является аксиомой, что всякое действие государства, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.

3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конституции об основах конституционного строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конституция:

1. провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;

2. указывает на демократический социальный и правовой характер государства;

3. гарантирует свободу эконом, деятельности;

4. гарантирует разделение властей;

5. запрещает цензуру и т. п.

По этим и многим другим вопросам политика государства жестко связана правом.

Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в политической деятельности;

4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Например, в случае принятия политического решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодательного процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

27. Право и мораль.

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Наши рекомендации