Внешняя политика Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II была достаточно успешной. Благодаря успехам императрицы в этой области Россия приобрела небывалый авторитет в Европе.
Сразу же после восшествия на престол Екатерина расторгла военный союз с Пруссией, заключенный Петром III. При Екатерине сформировался новый внешнеполитический курс России, который заключался в том, чтобы действовать в соответствии с собственными интересами,не находясь в постоянной зависимости от других государств.
Екатерине пришлось решать три проблемы, оставшиеся ей в наследство:
- Возврат белорусских и украинских земель, остававшихся в составе Польши;
- Обеспечение безопасности южных окраин России и выход к Черному морю;
- Упрочение России на берегах Балтийского моря.
С Курляндией и Польшей дела были улажены дипломатическим путем, без войны. Решение же черноморской проблемы потребовало серьезных военных усилий. Интересы России и Турции сталкивались не только в Причерноморье, но и в православной Молдавии и на Северном Кавказе и в Закавказье, где наметилась пророссийская ориентация правящих кругов Грузии и Армении.
В конце 1768 г. Турция объявила войну России. Военные действия развернулись на трех фронтах: в Крыму, на Дунае и в Закавказье, куда русские войска вошли по просьбе Грузии. Война с Турцией закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.), по которому к России отошли значительные территории. Но в 1787 г. началась вторая русско-турецкая война. В ней проявил свои полководческие таланты А.В. Суворов. Война закончилась победой России в 1791 г.
Пока шла русско-турецкая война, Австрия и Пруссия, без участия России, начали дележ Польши. В этих условиях Россия, которой была выгодна единая, но зависящая от России Польша, вынуждена была включиться в переговоры о разделе этой страны. В результате соглашения между тремя государствами Польша перестала существовать как независимое государство, после трех разделов (1772, 1793, 1795 гг.) вся ее территория была поделена между Австро-Венгрией, Пруссией и Россией.
36. Русская культура эпохи "просвещенного абсолютизма" ( вторая половина XVIII в)
В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.рые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.
Главным центром научной деятельности была академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.
Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.
В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.
Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.
Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).
В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.
Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д.Кваренги, Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.
Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.