Обоснование необходимости разработки и реализации Концепции
Псковской области
Общие положения
Концепция комплексной профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними
в образовательной среде Псковской области (далее – Концепция) разработана в целях организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также профилактики жестокого обращения с детьми, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Концепция разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального
и регионального уровня: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Семейным кодексом Российской Федерации (СК РФ), Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», письмом Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2009 г. № 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (вместе с рекомендациями «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»), Законом Псковской области от 4 декабря 2009 г. № 920-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному и нравственному развитию».
Сроки реализации
Период реализации мероприятий в рамках Концепции – 2012-2016 годы.
Обоснование необходимости разработки и реализации Концепции
Проблема обеспечения для всех детей благоприятных условий жизни, развития и воспитания, гарантий защищенного детства, свободного от жестокости и насилия – одна из главных задач социальной политики государства.
Актуальность решения проблемы жестокого обращения с детьми и подростками, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних усилилась в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся экономическим положением многих семей. В сегодняшней России жестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, лишение детей должного ухода, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития, как самих детей, так и благополучия семьи, общества в целом. Эта проблема носит сложный и болезненный характер.
Следует отметить, что в России на обсуждение проблемы насилия над детьми, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени сохранялось своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы.
Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран (а может быть
и в большей степени), подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов.
В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран мира, одним из значимых индикаторов социально-экономического развития общества является количество зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми и подростками. Россия стоит
на первом месте в Европе по числу убийств детей и молодежи – такие данные опубликованы
в докладе Всемирной организации здравоохранения.
В России в год регистрируют от 100 до 130 тыс. случаев жестокого обращения с детьми.
Так, по состоянию на 2010 г., было зарегистрировано 108,7 тыс. преступных посягательств
в отношении несовершеннолетних, от которых погибли 1,6 тыс. детей и подростков, 2,4 тыс. – получили тяжкий вред здоровью.
В 2010 г. в России зарегистрировано свыше 2,5 тыс. преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних, включающие развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей.
В Псковской области по состоянию в 2010 году зарегистрировано 630 преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них:
- причинение вреда здоровью – 36 случаев
- побои – 79 случаев
- преступления против половой неприкосновенности – 15 случаев.
Надо отметить, что, если в общем по России наблюдается положительная динамика
по показателю «преступные посягательства в отношении несовершеннолетних» (126 тыс. преступлений в 2009 г. и 108,7 тыс. в 2010 г.), то на территории Псковской области количество преступлений такого рода увеличилось (566 случаев в 2009 г. и 630 случаев в 2010 г.). Подобная ситуация в Псковской области разворачивается на фоне сокращения числа детского населения региона (2008 г. – 118270 чел.; 2009 г. – 114771 чел. 2010 г. – 112841чел.)
На основании данных о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних в России можно сделать вывод о том, что жизнь, права и законные интересы детей и подростков недостаточно охраняются государством. В настоящее время это проблема считается одной из важнейших в сфере общественного здоровья и является главной причиной детского травматизма и детской смертности во многих регионах страны. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, деликвентности, суицидов и несчастных случаев
с летальным исходом.
Высокая смертность, выраженная социальная дезадаптация, криминализация, поражение ВИЧ-инфекцией, зависимое и суицидальное поведение среди детей и подростков – вот далеко не полный перечень последствий жестокого обращения с детьми и подростками
и пренебрежения их нуждами.
Косвенными показателями степени развития проблемы жестокого обращения с детьми могут служить следующие индикаторы.
- Беспризорность и безнадзорность. По разным подсчетам, в России количество беспризорников колеблется от 2 до 5 млн. человек. Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания.
В России насчитывается около 1 млн. безнадзорных детей, у которых есть родители. Из них более 367 тыс. – в возрасте от 6 до 17 лет – не учатся, более 200 тыс. – находятся в приютах, у 182 тыс. родители лишены родительских прав, около 30 тыс. безнадзорных находятся
в приемниках-распределителях.
В Псковской области, по ситуации на 2010 г., в семьях с фактором социального риска проживают более 6 тыс. несовершеннолетних, 2461 ребенок находятся под опекой. Особого внимания специалистов требуют дети-сироты.
В настоящее время на территории области функционируют 15 сиротских учреждений, где проживают 2110 детей и подростков, из них около 1200 несовершеннолетних находятся
в детских учреждениях по заявлению родителей.
- Преступления, совершенные несовершеннолетними. В 2010 году число преступлений совершенных несовершеннолетними в возрасте 14-15 лет составило 94,7 тыс. противоправных акта, из которых 29,6 тыс. – тяжкие и особо тяжкие преступления. На сегодняшний день 286,2 тыс. детей и подростков состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. В Псковской области в 2010 году несовершеннолетними было совершено 290 преступлений, из которых тяжких и особо тяжких – 76 случаев.
- Суицидальное поведение несовершеннолетних. Россия входит в число государств с наиболее неблагоприятной суицидологической обстановкой. В нашей стране ежегодно кончают жизнь самоубийством 2 тыс. детей и подростков. В структуре смертности от внешних причин смертность от преднамеренных самоповреждений (самоубийств) среди подростков 15–19 лет в 2008 году составляла 18,4%.
- Зависимое поведение несовершеннолетних. По данным государственной статистики количество подростков, больных наркологическими расстройствами, последние годы колеблется в пределах 12,6–12,7 тыс. человек, т.е. около 1,8% от численности подросткового населения. В 2006 г. показатель распространенности данных расстройств составил 1898,7 на 100 тыс. детей в возрасте 15–17 лет. При этом на потребителей алкоголя пришлось 75%, наркотиков – 9,6%, ненаркотических ПАВ – 15,4%. Среди них удельный вес больных
с синдромом зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания) составил 7,1%.
Вышеперечисленные показатели убедительно свидетельствуют о том, что большая часть случаев жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей в России, не приводящих
к гибели или травме ребенка, остается без внимания соответствующих служб.
Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только
в крайних случаях. Латентный характер насилия над детьми, отсутствие широкой практики применения технологий раннего выявления, дефицит квалифицированных кадров ведут
к невозможности своевременной помощи и реабилитации, тяжелым последствиям для здоровья и личности ребенка. Помещение в специальные учреждения, проституция, алкоголизм
и наркомания, антисоциальное и криминальное поведение, чрезмерное использование служб охраны психического здоровья - включая госпитализацию в психиатрические клиники и плохое обращение с детьми в следующем поколении, - все это представляется возможными отрицательными результатами этой проблемы.
Статистика показывает, что дети, подвергавшиеся насилию, 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками, 10 раз чаще совершают попытки суицида. Дети-жертвы в 85% случаев становятся пациентами психиатрических клиник и составляют 98% от людей страдающих множественными личностными расстройствами. Несовершеннолетние, подвергшиеся жестокому обращению, составляют 70% от общего количества детей, сбежавших из дома, они дают 98% детской проституции.
Как показывает практика, явление жестокого обращения с детьми, насилие над ними,
в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев общества.
В благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь
и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, оскорбления, запугивания, лишение ребенка общения т.д. Анонимный опрос родителей, проведенный в 2002 и 2008 годах, представил прирост семейного насилия таким образом:
Вид наказания | 2002 год | 2008 год |
Слова | 47% | 76% |
Шлепок | 20% | 30% |
Лишения | 10% | 16% |
Ремень | 8% | 8% |
Игнорирование | 8% | 10% |
Данные исследования наглядно демонстрируют, что физическое, психологическое
и эмоциональное насилие в нашей стране в большинстве семей являются допустимой нормой. Результаты исследования «Семья и родительство», проведенного Институтом социологии РАН, заставляют задуматься. Около половины опрошенных (46%) заявили, что в детстве подвергались физическому насилию.
При этом в настоящее время в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Она переживает только начальный период своего становления. Президентом и Правительством РФ поставлены задачи принять меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся
в социально опасном положении, профилактики социального сиротства, обеспечения прав
и законных интересов всех без исключения детей и подростков нашей страны.
Реализация данных задач требует принятия на региональном и муниципальном уровнях комплексных решений в области профилактики жестокого обращения с детьми и подростками.
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики жестокого обращения с детьми и подростками является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечить комплексное и системное воздействие на всех участников образовательного процесса.
В настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических
и организационных основ профилактической деятельности в сфере профилактики жестокого обращения, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном пространстве Псковской области. Она обусловлена как существующими в области проблемами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, так и изменениями государственной политики в отношении детей. С одной стороны, профилактическая деятельность должна быть ориентирована на усиление и ужесточения контроля за действиями, тем или иным образом нарушающими права ребенка, с другой – определять приоритет задач первичной профилактики жестокого обращения с детьми и подростками, направленной на просвещение участников образовательного процесса в области предотвращения насилия над несовершеннолетними и повышение уровня их психологической компетенции.
Указанные социальные тенденции нашли свое отражение в Концепции комплексной профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними в образовательной среде Псковской области.
Концепция является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению
в образовательном пространстве Псковской области таких социальных явлений как жестокое обращения с детьми и подростками, насилие над ними или пренебрежение их нуждами.
Мероприятия Концепции призваны дополнить существующую в области систему защиты детей и стать действенным каналом оказания помощи участникам образовательного процесса.
Концепция развивает и расширяет сферу задач системы образования Псковской области, как одного из субъектов профилактики жестокого обращения, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, а именно:
- определяет условия для осуществления системной и комплексной профилактической деятельности в образовательной среде, базирующейся на общих для всех участников профилактики методологических основаниях;
- поддерживает и совершенствует уже сложившуюся в образовательной среде инфраструктуру и механизмы реализации профилактики, определяя сферу задач
и ответственности каждого из ее участников, а также принципы взаимодействия между субъектами профилактики в образовательной среде;
- выделяет единые критерии и индикаторы для оценки профилактической деятельности в образовательной среде;
- выполняет организационно-методическую и регламентирующую функцию при разработке программы, направленной на профилактику жестокого обращения
с детьми и подростками.
Основная часть