Кризис территориального устройства СССР и попытки его разрешения в 1980—1991 годах
На рубеже 1970—1980 годов стали очевидны недостатки административно-территориальной системы, влиявшие как на экономическое, так и на политическое развитие государства. Основной диспропорцией являлось фактическое отсутствие равноценного среднего звена. Крупные экономические районы оставались ,за бортом планового управления, так как при централизованном ведомственном управлении их предложения носили рекомендательный характер.
Вследствие быстрых темпов развития, концентрации и специализации производства разрыв между экономическими районами различного ранга и административно-территориальной системой становился все глубже. В этой связи в начале 1980-х годов наметилась, правда только теоретически, попытка реабилитировать принцип единства экономического и административно-территориального устройства государства. Большинство единиц районного уровня было дробным и исходило из потребностей обеспечить руководство сельским хозяйством. По-прежнему имели место как мелкие области с ограниченными возможностями промышленного развития, так и чрезвычайно большие, численностью населения и объемом промышленного производства иногда в сотни раз превосходившие мелкие области81.
Необходимость улучшения областного и районного деления была обусловлена не только экономическими, но и организационными моментами. Согласно кибернетической концепции, из одного центра целесообразно управлять не более чем 20—25 единицами. Выход из создавшегося положения виделся в восстановлении крупных, экономически и организационно обоснованных территориальных единицах среднего звена. Среднее звено должно было стать основным в административно-территориальном делении как наиболее приспособленное к самоуправлению и самофинансированию.
230 .
В конце 1960 — начале 1970-х годов наметилась тенденция к идеологическому обоснованию преимущества советской системы. Широко пропагандировалась идеологема о сформировавшейся новой исторической интернациональной общности людей — советском народе. При подготовке Конституции СССР 1977 года С. А. Авакьян, входивший в рабочую группу, предложил использовать при определении государственного устройства СССР формулировку, что «Российское государство олицетворяет государственное единство русского народа и других народов». Впервые была "названа государствообразующая нация, что снимало вопрос, возникший в 1922 году, о существовании так называемой Русской республики82. Однако предложение не было принято.
В качестве одного из направлений совершенствования государственного устройства рассматривалось создание правовых актов СССР и союзных республик об административно-территориальном устройстве. Сама Конституция СССР 1977 года весьма показательна в этом отношении, так как в ней впервые этим вопросам вместо одной главы посвящен целый раздел., включающий четыре главы, 19 статей.
В конституциях и иных источниках государственного права фиксировались лишь общие положения: порядок и основания изменения правового статуса административно-территориальных единиц, границ между ними, классификация населенных пунктов и их признаки. Правовое поле было представлено многочисленными актами, регулирующими классификацию населенных пунктов и порядок изменения границ, принятыми в разное время и в значительной мере устаревшими и противоречивыми. В некоторых союзных республиках они вообще не принимались (например, в Литовской ССР).
Встал вопрос о целесообразности издания союзного акта об основах административно-территориального устройства и принятия в соответствии с ними законов в союзных и автономных республиках. Расширение союзно-республиканских начал в правовом регулировании применительно к данной области должно было обеспечить унификацию республиканского законодательства, внести необходимую четкость в решение территориальных вопросов83.
Первым таким актом стало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР»84. Одновременно началась разработка Закона РСФСР «Об автономных округах» (1980 г.). Новое наименование округов — «автономные» было установлено Конституцией СССР
1977 года в связи с превращением их в многонациональные образования. Однако их правовой статус оставался открытым вплоть до принятия закона, включавшего план экономического и социального развития автономного округа в план края, а его бюджет — в бюджет края. Правовое положение округа определялось подчинением краю как административно-территориальной единице.
В середине 1980 — начале 1990-х годов обострился кризис административно-территориального устройства СССР, что было связано не только с объективными причинами его несостоятельности и половинчатостью реформирования в предшествующий период, но и с политикой «перестройки», кардинально изменившей прежние механизмы сдерживания противоречий экономического и политического развития государства.
Проведение выборов на альтернативной основе в соответствии с решением январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС «О-перестройке и кадровой политике» способствовало появлению новой формации региональных руководителей, а решение в 1988 году XIX партийной конференции избирать депутатов от первичных ячеек еще более усугубило эту тенденцию.
Разрушение ведомственной вертикали поставило вопрос об изменении управления хозяйственным комплексом85. Основное внимание уделялось увеличению политической и экономической самостоятельности республик, некоторые из которых продолжали рассматриваться как «подрайонные» крупных экономических районов (Прибалтика, Средняя Азия, Закавказье). Признавалась целесообразность перехода к управлению по крупным регионам, но некоторые ученые, предвидя, что автономные республики вряд ли согласятся на это при существующем районировании, предложили создать новые экономические районы путем слияния двух-трех областей. В этом случае высший уровень территориального деления в РСФСР был бы представлен новыми областями и существующими автономными республиками86. Для эффективного осуществления хозрасчета в них предлагалось создать специальные органы управления, равные по статусу республиканским правительствам. Правда, упускалось из виду, что параллельные хозяйственные структуры управления уже однажды были испробованы и их существование привело к полному нарушению вертикали власти.
Характерной особенностью советской системы управления была недооценка роли местного самоуправления. Его игнорирование в условиях проведения экономических и политических преобразований стало губительным для страны. Разрабатывае-
232'
мый Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» должен был в какой-то степени исправить сложившуюся ситуацию и снизить остроту противоречий центра и республик путем расширения компетенции местных советов. Один из авторов проекта С. Д. Валентей считал, что подобные меры переориентируют граждан с вопросов суверенизации республик на решение местных задач и деятельность более доступных для них органов власти. Местные советы по закону, принятому 9 апреля 1990 года, рассматривались как «основное звено в системе местного самоуправления». Значительно расширялась их экономическая база, вводилось понятие «коммунальная собственность», изменилась их финансовая основа, состоявшая теперь из бюджетных и внебюджетных средств, им предоставлялось право самостоятельного установления внешнеэкономических связей87.
Отсутствие опыта самоуправления, смешение этих функций в советском государстве в лице советов и строгая иерархия их построения привели к тому, что большая часть положений разработанного закона перекочевала в акты, регламентирующие отношения союзного центра и республик88. Это привело к полному подчинению местных органов республиканским и создало предпосылку для еще большей их самостоятельности, а переход к рынку при заведомо различном уровне социально-экономического развития повлиял на стремление пересмотреть полномочия центра и регионов. В дальнейшем вопрос о реформировании административно-территориального устройства мог быть решен только путем урегулирования отношений центра и республик.
В основе почти всех предложений лежали уже апробированные способы, уходящие корнями в административно-командную систему. Проблема федеративного устройства государства сводилась, по сути, к децентрализации (полной или частичной) системы государственного управления. В этом ракурсе в апреле 1990 года был принят пакет законов, направленных на совершенствование федерации89.
Осенью 1990 года кризис советской государственности вступил в новую фазу. О своем суверенитете заявили автономии РСФСР, Азербайджана, а также национальные меньшинства Грузии, Молдавии, Литвы и Эстонии, ставившие вопрос не только о политическом суверенитете, но и о праве на природные ресурсы и производственные фонды «своих» республик. Остро встал вопрос о коренном обновлении советской федерации. Появившиеся проекты отличались и по отношению к национальному принципу государственного устройства, и по радикальности
предлагаемых преобразований. Одни предлагали отказаться от национального момента, уйти от иерархии народов по формам национальной государственности90, другие в разряд союзных республик переводили не все автономии, а только имеющие статус республики и области, сохраняя в их составе национальные округа и районы91.
Идея о равноправных субъектах федерации в практическую плоскость политики была переведена Межрегиональной депутатской группой. В подготовленном А. Д. Сахаровым проекте Конституции в основу нового Союза Советских республик Европы и Азии была положена не иерархическая, а горизонтальная связь92. На территории РСФСР после выхода из нее всех автономий образуется республика Россия, разделенная в свою оче-!редь на четыре экономических района (Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь), имеющих полную экономическую самостоятельность93. Примечательно, что в ходе обсуждения вопроса о будущем устройстве наметился возврат к созданию в регионах СССР новых федераций по географическому принципу94.
Однако наиболее распространен был традиционный подход, предполагавший сохранение национальной федерации. Основным стало расширение суверенных прав союзных республик и повышение уровня суверенности всеми автономными образованиями, создание новых национальных образований различного уровня (районов, поселков, сельсоветов) для народов, не имевших прежде национальных образований на территории СССР. Новым было то, что помимо национально-территориального принципа использовался отвергавшийся ранее принцип культурно-национальной автономии. Такая позиция легла в основу концепции нового Союзного договора, который так и не был подписан.
Доставшееся советскому государству в наследство административно-территориальное устройство не отвечало ни закономерным потребностям развития страны, ни политическим требованиям новой власти. Водоворот революционных событий и отсутствие у большевиков четкой программы преобразований предопределили ее экспериментальный характер и зависимость от политических задач. Провозгласив федеративный принцип устройства России, большевики пошли по пути создания национальной государственности, целесообразной с тактической точки зрения и представлявшей на тот момент меньшую опасность
сепаратистских настроений, чем любое территориальное объединение. Однако ее полное осуществление в условиях колоссального этнического разнообразия, дисперсного рассредоточенного расселения и различного экономического развития регионов изначально было невозможно.
Потенциальное различие экономического развития регионов России служило серьезным препятствием для создания интегрированной экономики и вообще единого экономического пространства. Невозможность сочетать одновременно национальный и экономический факторы привела к созданию многослойной модели территориального устройства. Ретроспективный взгляд на реформы 1920-х и 1950—1960 годов показывает, что само обращение к экономическому районированию связывалось с диспропорциональностью административных единиц и что ни разу не удалось преодолеть мощное сопротивление административно-командной системы, для которой измельчение административно-территориального деления — это такой же инструмент власти, как и ведомственная раздробленность.
Начиная с первых лет советской власти, стала складываться чрезвычайно централизованная система управления, оформившаяся в своих основных чертах к концу 1920-х годов и затем почти без изменений просуществовавшая до распада СССР. Ее структура разветвлялась и усложнялась по мере превращения государства в монопольного собственника средств производства, введения тотальной регламентации и контроля всех сфер жизни. Со второй половины 1920-х годов наметилось усиление ведомственного управления, приведшее к утере советами ряда своих функций. Характерной особенностью советской системы управления было то, что она возглавлялась аппаратом партии, который использовал ее для реализации своих решений и дублировал, а часто и подменял советскую систему на всех уровнях. В практике государственного управления все решения предварительно рассматривались и санкционировались партийными инстанциями различного уровня. Идея советов как органов, обладающих полной властью и пронизывающих всю государственную систему от села до Союза, оказалась не реализованной.
Важнейшей частью советской системы управления была номенклатура, главная задача которой состояла в проведении всех решений партии. Она пронизывала не только всю систему ведомств и советов, но и распространялась на выборные должности, превращая конституционные положения о выборах в советские органы в фикцию.
Централизованная модель государственного управления, изначально отстаиваемая большевиками, предопределила реализацию федеративного принципа устройства советского государства таким образом, чтобы было возможно корректировать компетенцию центра и республик. На протяжении всего периода объем, полномочия и права Союза ССР и республик не были стабильными, они менялись в сторону расширения прав органов власти и управления СССР.
Строгая централизованная система советского управления, с одной стороны, позволила относительно «выровнить» регионы по уровню экономического развития и осуществить преобразования в области промышленности и сельского хозяйства. Вместе с тем она способствовала расширению бюрократических методов управления, ликвидации полной хозяйственной самостоятельности регионов как залога их политического развития, подмене профессионализма в государственном аппарате политической лояльностью.
К 1990-м годам сложилось административно-территориальное устройство, которое может быть охарактеризовано как чрезвычайно дробное, состоящее из неравнозначных, чаще всего маломощных административно-территориальных единиц и сочетавшееся с многоступенчатой национально-территориальной организацией. После провозглашения курса на демократизацию и развитие рынка диспропорция административно-территориального устройства усилила неустойчивость социально-экономической и политической ситуации, поскольку при крайне «зацентрализованной» системе советского административного управления одновременно существовала высокая экономическая и национальная дифференциация. Фатальный итог был предопределен тем, что реформы начались не в экономике, а в политике и были направлены на разрушение политического союза, партийного стержня и ведомственности, которые являлись основой союзного государства.
Динамика административно-территориального устройства, при которой противоречия предшествующего периода не решались, а камуфлировались, способствовала накоплению трудноразрешимых проблем. Она была приспособлена к существованию только соответствующей политической системы и при ее крушении начала давать сбои, решить которые прежними методами уже не было возможности. Однако опыт реформирования Российской Федерации свидетельствует, что урок истории, к сожалению, недостаточно проанализирован и методы разрешения проблем, по сути, остаются прежними.
В наследство от советской системы новой России досталась не только национальная государственность, но и экономическая диспропорция в развитии отдельных регионов, а также асимметричность, сочетающая национальные и административные образования.
1 СУ РСФСР. 1917. № 12. Ст. 179.
2 Лужин А. От волости к району. О реорганизация волости в РСФСР.
М., 1929. Сб.
3 СУ РСФСР. 1918. № 91. Ст. 318.
4 Ленин В. И. ПСС. Т. 7. С. 105.
5 См. подробнее: Королева-Конопляная Г. И. Вопросы национально-госу
дарственного устройства в программах политических партий и движений
России XX века. М., 1997. С. 17.
6 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК. М., 1983. № 1. С. 446-447.
7 Сенцов А. А. Национально-государственное устройство России на
кануне Октября 1917 г. // Советское государство и право. 1990. № 11
С. 124.
8 Ленин В. И. ПСС. Т. 32. С. 285-286.
9 VII (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б). М., 1958
С. 212, 282-283.
10 СУ РСФСР. 1917. №7. Ст. 105.
11 СУ РСФСР. 1918. № 15. Ст. 215.
12 Ленин В. И. ПСС. Т. 40. С. 4—47. '
13 Цит. по: Гурвич Г. С. История Советской Конституции. М 1923
С. 97.
14 СУ РСФСР. 1918. № 99. Ст. 1019.
15 Цит по: Кукушкин Ю. С, Чистяков О. И. Очерк истории советской
конституции. М., 1980. С. 42.
|в Рейснер М. А. Революция и федерация. Пг., 1917. С. 21.
Кукушкин Ю. С, Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции. С. 43.
!' Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. М., 1991. С. 342.
Впервые это предположение было высказано И.Д.Левиным в 1948 г., а затем прочно утвердилось в исследовательской литературе. См.: Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948. С. 311.
Из состава России вышли четыре государственных образования — Украина, Польша, Финляндия и Тува.
См.: ЛетифовА.Л. Исторический опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Махачкала, 1972. С. 31.
Съезд Советов в постановлениях и резолюциях. М 1935 С 127 ^ Ленин В. И. ПСС. Т. 24. С. 149.
Чистяков О. И. Проблемы демократизации и федерализма в первой советской конституции. М., 1977. С. 96—97.
См.: Там же. С. 97—98; Колюшин Е. И. Опыт российского федеративного строительства в составе СССР и форма союзного государства // На-
циональный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2001. С. 56.
26 Всего к 1934 г. в стране насчитывалось 240 национальных районов и свы
ше 5300 национальных сельсовета. Подробнее см.: Петров Н. В., Глезер О. Б.
Территориально-государственное строительство в России в прошлом, настоя
щем и будущем // Конституционный вестник. 1991. № 7. С. 11.
27 См.: Девятый Съезд РКП(б). Март—апрель 1920 г. Протоколы. М.,
1960. С. 503.
28 См.: Жизнь национальностей. 1923. № 1. С. 22.
29 Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-ле
тия / Сост. А. П. Ненароков. М., 1992. С. 109.
30 Правда. 1922. 24 янв.
31 Гимпельсон Е. Г. Советские управленцы. 1917—1920 гг. М., 1998. С. 37—
38.
32 Сталин И. В. Соч. Т. 4. С. 70-71.
33 Ст. 5 «О федеральных учреждениях» допускала договорные отношения,
но на практике такой вариант не получил распространения. Переговоры в
Москве вела Туркестанская АССР, а на основе соглашения возникла толь
ко Башкирская АССР. Подробнее см.: История советской конституции
1917-1956. М., 1957. С. 126.
34 Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-ле
тия / Сост. А. П. Ненароков. М., 1992. С. 109.
35 СУ РСФСР. 1920. № 45. Ст. 203.
36 СУ РСФСР. 1926. № 11. Ст. 82.
37 Константинов С. В. И. В. Сталин и национально-государственное пе
реустройство России. 1917—1941 гг.: Диссертация. М., 1997 С. 74—76.
38 Ананов И. Н. Очерки федеративного управления СССР. М., 1925. С. 3.
39 Филимонов В. Г. Государственное устройство РСФСР (историко-право-
вое исследование): Автореферат. М., 1961. С. 17.
40 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 108.
41 Подробнее см.: Гимпельсон Е. Г. Советские управленцы 1917—1920 гг.
М., 1998. С. 121.
42 Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-ле
тия / Сост. А. П. Ненароков. М., 1992. С. 108^110.
43 Из истории образования СССР // Известия ЦК КПСС. 1991. № 5.
С. 169-170.
44 Подробнее см.: Калашникова Т. Территориальное управления хозяй
ством. История вопроса // Федерализм. 1992. №2. С. 113—126.
45 СУ РСФСР. 1921. № 7. Ст. 106.
46 Тезисы, выработанные комиссией при ВЦИК по вопросу об экономиче
ском районировании России // Вопросы экономического районирования. М.,
1957. С. 103.
47 Подробнее см.: Лепешкин А. И. Советы — власть трудящихся. 1917—
1936 гг. М. 1966. С. 331-332.
48 Карелин Е. Г. Проведение реформы районирования СССР в 1920-е
годы (на материалах Западной области РСФСР) // Вестник Моск. ун-та.
Сер. 8. История. 1991. №1. С. 61.
49 XII съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1968. С. 469.
50 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК. М., 1983. Т.З. С. 89.
51 В ноябре 1923 г. была образована Уральская область, в состав кото
рой вошли Екатеринбургская, Пермская, Тюменская и Челябинская губер
нии (СУ РСФСР. 1923. № 103—104. Ст. 1028); в феврале 1924 г. — Юго-
Восточная область, куда вошел Северный Кавказ (СУ РСФСР. 1924. № 23.
Ст. 227; и др.).
52 СУ РСФСР. 1924. № 82. Ст. 827.
53 Болдырев М. Ф. Оживление Советов. М.-Л., 1926. С. 33.
54 См.: Гимпельсон Е. Г. НЭП и советская политическая система в 20-е
годы. 55 56 |
М., 2000. С. НО.
КПСС в резолюциях... М., 1983. Т.З. С. 55.
Подробнее см.: Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7.
57 См.: Гимпельсон Е. Г. НЭП и советская политическая система в
20-е годы. М., 2000. С. 366; Коммунисты в составе аппаратов госучреж
дений и общественных организаций. Итоги всесоюзной партийной пе
реписи 1927 г. М., 1929. С. 13; Итоги выборов в горсоветы. 1927 г. М.,
1928. С. 17.
58 Четырнадцатая конференция РКП(б). Стеногр. отчет. С. 39.
59 КПСС в резолюциях... М., 1983. Т. 4. С. 274—288.
60 Цит. по.: Карелин Е. Г. Проведение реформы районирования СССР в
1920-е годы (на материалах Западной области РСФСР) // Вестник Моск.
ун-та. Сер. 8. История. 1991. № 1. С. 64, 67.
61 Плановое хозяйство. 1927. № 2. С. 74.
62 Сталин И. В. Соч. Т. 33. С. 88.
63 КПСС в резолюциях... М., 1983. Т. 5. С. 139.
64 СЗ СССР. 1930. № 37. Ст. 400.
65 СУ РСФСР. 1931. № 11. Ст. 142; СУ РСФСР. 1933. № 29. Ст. 103.
66 Подробнее см.: Административно-территориальное устройство РСФСР:
оценка опыта реформ 1957—1965 гг. Л., 1990. С. 22.
67 В 1932 г. были образованы области в Украинской ССР. — СУ УССР.
1932. №5. Ст. 28, № 22-23. С?. 138; № 28. Ст. 170; и др.
2 КПСС в резолюциях... М., 1983. Т. 6. С. 186-191.
Данные, приводятся по: Барахтян В. А., Павловский Р. С. Создание и развитие советского административно-территориального устройства / Ученые записки Харьковского юридического ин-та. Т. 11. Вып. 1. Харьков, 1957. С 121.
70 Якубовская С. И. Развитие СССР как' союзного государства. 1922—
1936 гг. С. 154.
71 СЗ СССР. 1929. № 51. Ст. 459.
™ Там же. 1929. № 56. Ст. 521.
73 Округа образованы Постановлнием ВЦИК 10 февраля 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народов Севера». С 1977 г. — автономные округа; национальные районы и сельсоветы упразднены в начале 1940-х гг.
Закон «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства» // Известия. 1957. 12 февр.
75 Постановление Президиума Верховного Совета УССР от 4 сентября
1956 г. «О передаче некоторых вопросов административно-территориально
го деления на разрешение исполнительных областных Советов депутатов
трудящихся» // Ведомости Верховного Совета УССР. 1956. 38. Ст. 138 и др.
76 Павловский Р. С, Шафир М. А. О некоторых вопросах советского ад
министративно-территориального устройства // Советское государство и
право. 1961. №5. С. 43.
77 См.: Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. С. 255.
78 После Пленума была проведена реорганизация «совнархозовской си
стемы». В РСФСР вместо 67 были созданы 24 экономических района, в
УССР — 7 вместо 14, в Средней Азии — единый межреспубликанский со
внархоз и т. д. Общее число совнархозов сократилось до 47.
79 Данные приводятся по: Павловский Р. С, Шафир М. А. О некоторых
вопросах советского административно-территориального устройства // Со
ветское государство и право. 1961. № 5. С. 44.
80 Саломаткин А. С. Административно-территориальное устройство Рос
сийской Федерации. (Вопросы теории и практики). М., 1995. С. 43.
81 Шафир М. А. Административно-территориальное устройство и задачи
комплексного экономического и социального развития // Государственное
руководство комплексным развитием территории в СССР. М., 1981. С. 171.
82 Авакьян С. А. Национальный вопрос и государственное строительство:
проблемы России и опыт зарубежных стран // Национальный вопрос и го
сударственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран.
Материалы научной конференции 27—28 апреля 2000 г. М., 2001. С. 6.
83 Шафир М.А. Административно-территориальное устройство и задачи
комплексного экономического и социального развития // Государственное
руководство комплексным развитием территории в СССР. М., 1981. С. 173.
84 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 34. Ст. 1271.
85 Бугаев В. К. Проблемы совершенствования административно-террито
риального деления страны // Проблемы государственного строительства и
правового регулирования. Владивосток, 1999. С. 33.
86 Витязева В. А., Лаженцев В. Н. Автономная республика в системе со
циально-экономического районирования РСФСР: Проблемы совершенство
вания административно-территориального деления страны // Проблемы го
сударственного строительства и правового регулирования. Владивосток,
1999. С. 138-139.
87 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР.
1990. •№ 16. Ст. 267.
88 Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реаль
ность. М., 1998. С. 17.
89 Закон СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связан
ных с выходом союзной республики из СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР.
1990. № 15. Ст. 252; Закон СССР от 10 апреля 1990 г. «Об основах экономиче
ских отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомос
ти СНД и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 270; Закон СССР от 26 апреля 1990 г.
«О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации»
// Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329.
90 См.: Баграмов Э. Границы суверенитета // Комсомольская правда. 1989.
24авг.; Баграмов Э., Морозова М., Никонов А. Сталинские барьеры, или Как
поеодочеть четыре ступени // Союз. 1990. № 35. С. 6—7; Каипбергенов Т. Исправлять ошибки никогда не поздно, или Об одном из путей устранения межнациональных конфликтов // Известия. 1989. 11 дек.
91 Абдулатипов Р. Порочность российского дома // Советская Россия.
1990 26 авг.; Ананченко Н. РСФСР — сегодня и завтра // Знания — народу.
1990 № 1- С. 5.
92 См : Сахаров А. Д. Конституция Союза Советских республик Европы
,. Азии Проект // Позиция. 1989. № 6. С. 3.
' 93 Новое время. 1989. № 52. С.27.
94 Кириченко М. Г., Пертцик В. А. Конституционные проблемы национальных отношений в СССР // Правовые проблемы гармонизации межнациональных отношений в СССР. М., 1989. С. 16-17: Соколов В. Демократия и границы // Литературная газета. 1989. 2 авг.
Глава 8