Структура юридической нормы

Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность.

Следует различать структуру исходных юридических норм и норм-правил поведения.

Исходные юридические нормы законодательно закрепляют какое-либо правовое положение материального или процедурного характера путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Эти обозначения и признаки и составляют содержание таких норм и их структуру. В исходных нормах бессмысленно искать гипотезу, диспозицию и санкцию.

Для юридической нормы-правила поведения логическая структура нормы права состоит из трёх важнейших элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – структурная часть нормы, которая указывает на условия, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Это те условия, при которых у субъектов права возникают конкретные права и обязанности:

- определение круга лиц, которым адресована норма;

- жизненные обстоятельства, на которые она рассчитана.

С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения применяется к конкретному жизненному случаю.

Гипотезы классифицируются по различным основаниям.

По количеству условий: простая, сложная и альтернативная гипотеза.

Простая гипотеза указывает одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.

Сложная гипотеза ставит действие юридической нормы в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная гипотеза ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных обстоятельств.

По характеру содержания: общая и конкретная.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия нормы общими признаками.

Конкретная гипотеза устанавливает специальные условия действия нормы.

По степени определенности: абсолютно определенная, абсолютно неопределенная и относительно определенная.

Абсолютно определенная гипотеза устанавливает конкретные факты, обусловливающие её действие.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает конкретных условий ее действия, предоставляя правоприменительным органам реализовать норму в типичных случаях.

Относительно определенная гипотеза указывает на ограниченные условия действия нормы.

Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. В ней заключается содержание юридических прав и обязанностей, определение предписываемого поведения.

Виды диспозиций: представительно-обязывающая, обязывающая и управомочивающая.

Представительно обязывающая закрепляет права и обязанности у всех сторон (взаимные).

Обязывающая диспозиция предусматривает определенное поведение обязанного лица.

Управомочивающая диспозиция предоставляет субъектам конкретные права и возможность их реализации.

Санкциянормы права – часть юридической нормы, указывающая на последствия, возникающие в связи с нарушением (или соблюдением) диспозиции правовой нормы.

Виды санкций: абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. Кроме того, отдельные авторы выделяют кумулятивную санкцию.

Абсолютно определенные санкции точно указывают размер последствий.

Относительно определенные – границы последствий указаны от минимального до максимального.

Альтернативные санкции предусматривают несколько последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное на его взгляд.

Кумулятивные санкции предусматривают, наряду с основными, принятие дополнительных мер.

Санкция может предусматривать:

- меры ответственности (лишение свободы, штраф, материальный ущерб и т. п.) – штрафные или карательные санкции;

- меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание и т. п.) – предупредительные санкции или меры обеспечения;

- меры защиты (восстановление на работе и т. п.) – устранение причиненного вреда и восстановление нарушенных прав;

- неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения субъектом установленного режима (лишение премии, утрата пособия по временной нетрудоспособности).

Санкция – наиболее мобильный, динамичный элемент структуры юридической нормы. Можно, изменяя лишь санкции, приспосабливать
юридические нормы к изменяющимся условиям социальной действительности.

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Под негативными санкциями понимаются неблагоприятные последствия за нарушение диспозиции нормы права. Они предполагают обязанность виновного лица претерпеть лишения организационного, материального или морального характера. И такое понимание санкции является традиционным.

Позитивные санкции предусматривают поощрения, под которыми понимается определенная форма юридического одобрения правомерного поведения, выраженного в выполнении и перевыполнении требований, указанных в диспозиции нормы права. В ходе применения этой санкции субъект получает вознаграждение.

Позитивные и негативные санкции имеют общие черты и различия.

Общие признаки:

- они являются правовыми средствами воздействия на субъектов;

- их применение обусловлено соблюдением или нарушением диспозиции нормы права;

- их применение регламентируется определенными процедурами;

- санкции реализуются только определенным кругом лиц;

- их применение обеспечивается государством;

- для их применения необходимо определенное субъективное состояние лица, выраженное либо в заслуге, либо в форме вины.

Различия:

- если наказание служит средством защиты общества, то поощрение формирует положительное поведение, цели и мотивы субъектов права;

- если поощрение отражает полезность для общества деяний субъекта, то наказание отражает вредный характер деяний;

- если поощрение вызывает положительные эмоции у субъекта и общества, то наказание вызывает негативную реакцию субъекта и, как правило, положительную – у общества;

- наказание стимулирует поведение на уровне нормы, а поощрение стимулирует поведение выше уровня, установленного диспозицией
нормы;

- поощрение представляет собой более гибкое средство воздействия, чем наказание.

Профессор Венгеров А. Б. предполагает, что поощрительные меры, предусмотренные нормами права можно отнести скорее к диспозиции юридической нормы, а не к санкциям.[126] Такие взгляды на структуру поощрительной правовой нормы имеют, конечно, дискуссионный характер.

Однако трудно не согласиться, что выделение поощрительной санкции достаточно адекватно отражает действительность и имеет право на существование. Такую позицию можно аргументировать следующими положениями.

Санкция – важнейшее средство социального контроля. Этимологически слово санкция (sanction – строжайшее постановление) имеет несколько значений. Одно из них означает меру воздействия. Советский энциклопедический словарь различает негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие, одобряемые обществом.[127]

Позитивные санкции как благоприятные последствия полезного для общества поведения присущи всем видам социальных норм.

Правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Санкции призваны не только оценивать уже совершенное деяние, но и регулировать намерения, формировать благоприятную для общества мотивацию субъектов.

Поощрительные санкции предусмотрены многими нормативно-правовыми актами (Трудовой кодекс, закон «О полиции» и т. д.).

Таким образом, нельзя игнорировать реальную действительность, исходя только из сложившейся терминологической традиции. Если юридические нормы предусматривают возможные благоприятные последствия, то это означает, что санкции могут предусматривать не только наказание, но и поощрение.

Каждый из элементов логической структуры нормы права занимает своё место и играет особую роль: без гипотезы норма абстрактна, без диспозиции бессмысленна, без санкции бессильна. Поэтому суждения о возможности существования двухчленной структуры нормы права свидетельствуют видимо о заблуждении авторов таких высказываний. Это заблуждение объясняется тем, что авторы не учитывают существование различных способов изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Наши рекомендации