Дублинское восстание 1916 г. и его последствия

Отправной точкой нового подъема национально-освободительного движения явилось ирландское восстание конца апреля 1916 г., получившее в народе имя «Красной» или «Кровавой пасхи». Идея восстания вынашивалась в национально-революционных кругах, близких к неофенианскому Ирландскому республиканскому братству, и оно осуществлялось под его эгидой. В качестве главной ударной силы должны были выступить Ирландские волонтеры (отколовшаяся в 1914 г., после начала мировой войны, и отказавшая в поддержке британскому империализму часть прежних Национальных волонтеров) и Гражданская армия — красная гвардия ирландских рабочих. Она насчитывала несколько сот человек и была создана Дж.Конноли в ходе всеобщей забастовки 1913-1914 гг. для защиты забастовщиков от произвола властей.

По замыслам политических вождей и главных военных руководителей дублинского восстания Падрейга Пирса и Дж.Конноли, восставшие должны были захватить ряд важнейших стратегических пунктов ирландской столицы. Это послужило бы сигналом к восстанию на периферии. Вожди восстания полагали, что пример повстанцев приведет к общенациональному взрыву и в условиях, когда основные вооруженные силы Англии были скованы на фронтах мировой войны, к освобождению страны от колониального рабства. 24 апреля 1916 г., в первый день восстания, премьер-министр созданного повстанцами правительства и главнокомандующий их силами П.Пирс объявил о создании независимой Ирландской республики. Его заместителем и командиром дублинских подразделений повстанцев был Дж.Конноли.

Основной документ восстания — Республиканская декларация, — буржуазно-демократический по своему характеру, был обращен ко всему ирландскому народу и имел целью способствовать созданию общенациональной, антиимпериалистической коалиции. Декларация явилась плодом союза радикально-демократического крыла национально-освободительного движения с авангардом ирландских рабочих. Авторы ее — Пирс и Конноли — призывали народ к оружию во имя его права «неограниченно и полно владеть своей страной и распоряжаться ее судьбами». Они обещали ирландцам всю полноту демократических свобод, счастье и процветание всей нации.

Планам восставших не суждено было сбыться. Идею восстания в последний момент отказалось поддержать официальное руководство Ирландских волонтеров. В результате из их общего числа — 15—18 тыс. человек в боевых действиях приняло участие немногим более 1 тыс. человек. Несмотря на это, повстанцы в Дублине в течение недели (с 24 по 30 апреля) героически сражались против многократно превосходящих сил противника. После разгрома восстания сдавшиеся вожди были зверски расстреляны британскими карателями. Несколько тысяч человек были брошены в концлагеря. В стране воцарились насилие и террор. «Я навсегда отобью у ирландцев охоту бунтовать», — заявил командующий британскими карательными силами в Ирландии генерал Дж.Максуэлл. Массовые репрессии против деятелей национально-освободительного движения продолжались и в последующие годы.

Восстание 1916 г. произошло в момент, когда в Ирландии еще не сложилась революционная ситуация, в связи с чем, не считая нескольких относительно слабых вспышек на периферии, восстание локализовалось в Дублине и не приняло массового характера.

Тем не менее ирландское восстание 1916 г. сыграло особую роль в подготовке национально-освободительной революции; после ею подавления революционный процесс продолжал неуклонно развиваться, захватывая все более широкие массы народа.

Большое значение этому событию придавал В.И.Ленин, который отстаивал закономерность и историческую прогрессивность ирландской «Красной пасхи». Выступая против несостоятельных попыток объявить ее «путчем», В.И.Ленин отмечал: «Ирландское национальное движение, имея за собой века, проходя через различные этапы и сочетания классовых интересов, выразилось, между прочим, в массовом ирландском национальном конгрессе в Америке... высказавшемся за независимость Ирландии, — выразилось в уличных битвах части городской мелкой буржуазии и части рабочих, после долговременной массовой агитации, демонстраций, запрещения газет и т.п. Кто назовет такое восстание путчем, тот либо злейший реакционер, либо доктринер, безнадежно неспособный представить себе социальную революцию как живое явление».

В первых попытках угнетенных наций стряхнуть с себя империалистическое колониальное иго, используя крайнее обострение всех империалистических противоречий, В.И.Ленин различил новую, очень важную тенденцию мирового развития. Предвидя мощный подъем национально-освободительного движения и как его итог распад колониальной системы империализма, он предлагал рассматривать подобные выступления как часть мирового революционного процесса, важный компонент революционного преобразования старого мира. В.И.Ленин был убежден, что ирландское восстание 1916 г. сыграло свою позитивную роль в общем натиске передовых общественных сил на империализм.

Восстание 1916 г. явилось мощным импульсом усиления процесса консолидации ирландской нации, фактором быстрого роста национального самосознания. Пример героев 1916 г. значительно радикализировал широкие массы, заставив даже умеренные элементы считаться с возможностью вынужденного перехода к более решительным формам борьбы. Ранее незаметный Шин-фейн, сократившийся в первые военные годы до маленькой группки наиболее близких единомышленников и друзей Гриффитса, неожиданно зажил новой, небывалой жизнью. Под знамена этой организации, которой англичане создали своеобразную рекламу, необоснованно объявив восстание делом рук Шин-фейна, потянулись десятки и сотни тысяч людей. Уже в 1917 г. в городах и сельских округах Ирландии действовало 1,2 тыс. (но другим данным — 2 тыс.) местных отделений Шин-фейна. К ним причисляло себя 250—300 тыс. человек. Курс гомрулеров на «полное сотрудничество и объединение военных усилий Ирландии и Англии» доказал свою полную несостоятельность^

Наши рекомендации