Вопрос 1. административно-правовой статус граждан рф
АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ
Кафедра административного и финансового права
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры административного
И финансового права
Капитан внутренней службы
_________________________ Д.А. Гришин
«___» ______________ 2007 г.
Тема 3. Административно-правовой статус физических лиц
Фондовая лекция
Для курсантов, студентов и слушателей
Рязань 2007
Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры административного и финансового права кандидатом юридических наук М.В. Карасевым.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «___» ___________ 2007 г.
Рецензенты:
План:
Введение
Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ
Вопрос 2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список литературы
Введение
Настоящая лекция посвящена административно-правовому статусу физических лиц. К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмотрим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Граждане России, выступая в роли субъекта административного право, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.
Административно-правовой статус гражданина включаеткомплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.
Административно-правовой статус граждан России как значительная часть норм общего правового статуса закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.
Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ
Необходимость использования термина «физические лица» обусловлена прежде всего их множественностью и разным объемом административной правосубъектности (правоспособность и дееспособность в единстве и развитии). Кроме этого в новом административном законодательстве об административных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.
К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмотрим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Особым признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и является его обязанностью (ст. 2 Конституции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ).Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.
Граждане России, выступая в роли субъекта административного право, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.
Административно-правовой статус гражданина включаеткомплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.
Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 28.02.1997 г. № 1-ФКЗ", ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ, ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, указом Президента РФ от 14.11.2002 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.
В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФи правила,регулирующие вопросы гражданства РФ:
• принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
• гражданство РФ является единым и равным, независимо от оснований его приобретения;
• проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ;
• гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;
• гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству;
• РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
• наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, таким образом,- теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.
Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
Гражданство России приобретается (ст. 11) по рождению; в результате приема в гражданство России; в результате восстановления в гражданстве России; по иным основаниям, предусмотренным настоящим федеральным законом или международным договором России (ст. 11).
В ст. 14 регламентирован упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации лиц, которые
• имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;
■ имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами безгражданства и другие условия.
Отклоняются заявления о приеме в гражданство России и о восстановлении в гражданстве России (ст. 16), поданные лицами, которые:
• выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности России;
• в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство России или о восстановлении в гражданстве России, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;
• использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
• состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
• имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
• преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами- иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
• осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
• не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим ФЗ.
Полномочными органами, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации являются:
• Президент Российской Федерации;
• МВД РФ и его территориальные органы;
• МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.
В полномочия Президента России входит:
• утверждение положений о порядке рассмотрения вопросов 1 гражданства РФ;
• обеспечивение согласованного функционирования и взаимодействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве России, в связи с исполнением настоящего федерального закона;
• издание указов по вопросам гражданства России.
МВД России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
• определяют наличие гражданства России у лиц, проживающих на территории России;
• принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства России;
• проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства России документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
• направляют Президенту РФ документы и иные материалы по вопросам принятия гражданства исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства России;
• рассматривают заявления по вопросам гражданства России, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с законом;
• ведут учет лиц, в отношении которых приняты уполномоченным органом решения об изменении гражданства;
• оформляют гражданство России в соответствии с законом; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства России в случаях, определенных законом.
Решения по вопросам гражданства России в общем порядке принимаются и рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.
Решения о приеме в гражданство России в упрощенном порядке принимаются:
• МВД России и его территориальными органами;
• МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации..
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства России и принятие решений о приеме в гражданство России в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Административно-правовой статус граждан России как значительная часть норм общего правового статуса закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.
О расширении административно-правового статуса граждан России свидетельствует также ФЗ № 67 «Об обеспечении гарантий избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», принятый 12.06.2002 г. Этим законом регламентировано конституционное положение (п. 3 ст. 3) о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Субъектами административного права вообще являются все физические и юридические лица, которые потенциально могут вступить в административно-правовые отношения. Многие из них длительное время, являясь субъектами административного права, могут не вступать в конкретные административные правоотношения. Следовательно, реализация административных правоотношений является как бы следствием волеизъявления одной из сторон. Поэтому необходимо различатьпонятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».
Субъекты административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и другие юридические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра или факультет вуза. Они могут также в течение длительного времени не вступать в административные правоотношения.
Субъект же правоотношениявсегда определен. Субъекты административных правоотношений — это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами всфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством.
Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются три условия:
• административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов правоотношений);
• юридический факт (правомерное или неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;
• административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений.
На практике эти общие условия для каждого субъекта административного права осуществляются по-разному.
Особенностью физических лицкак участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т. е., реализуют свои субъективные права и обязанности человека и гражданина в сфере исполнительной власти, государственного управления, а не права и обязанности юридических лиц или их уполномоченных должностных лиц.
Административные правоотношениямежду физическими лицами, с одной стороны, обладающими правами и обязанностями в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, и, с другой стороны, в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут возникать в связи:
• с реализацией физическими лицами своих конституционных прав в сфере административно-правовых отношений;
• с нарушением, совершаемым органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ, их должностными лицами прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
• с осуществлением обязанностей физическими лицами в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;
• с нарушением физическими лицами своих правовых обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов МСУ.
Согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государствакак непосредственно, гак и через своих представителей. Они имеют право избирать и ()ыть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.
Всоответствии со ст. 33 граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами пределен целый ряд специальных правовых норм,которые направлены на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27). Конституцией РФ установлено (ст. 45, ), что в России каждому человеку гарантируется судебная защита in прав и свобод.
Законодательством установлен определенный процессуальный порядок,который является гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ. В новом КоАП РФ расширен состав норм процессуальной защиты прав человека и гражданина.
В ст. 80 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения вопроса соответствующим судом РФ.
Специальные юридические гарантии осуществляют органы исполнительной власти (в форме контроля), суды (контроль, частное определение, решение, постановление) и прокуратура (постановление, протест, определение, письменное предостережение) по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, а также обеспечивают в соответствии с законом привлечение к ответственности виновных должностных лиц.
В зависимости от ситуации и условий административно-правовое положение физических лиц может быть различным. Административно-правовой статус физических лиц определяется объемом и характером их административной правосубъектности.
По закону граждане обладают равным объемом административной правоспособности во всех сферах хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни. Она не может быть отчуждаема или передаваема. При этом правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных действующим законодательством.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности,под которой понимается способность гражданина своими личными действиямиприобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления. В законодательстве нет однозначного -возраста для осуществления административной дееспособности. Например, ребенок с 6 лет может осуществить своими действиями право на образование, а с 14 лет за свои действия, нарушившие соответствующие нормы УК РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности (преступления против личности).
Наиболее полная административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 16 лет. С этого возраста .он может быть субъектом административной ответственности. По закону граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья некоторые граждане в судебном порядке могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, ст. 2.8 КоАП РФ определено, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
Все дееспособные граждане могут осуществлять своими действиями субъективные права и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ или быть стороной, реализующей принадлежащие ей права (например право на жалобу). Административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной государственно-властными полномочиями.
Как правило, правовые нормы содержат указания на фактические обстоятельства, с которыми практически связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношения, например: государственная регистрация общественного объединения, зачисление на должность, реализация права гражданина России на выезд из России и въезд в Россию и др.
Гражданин России не может быть лишен права на въезд в Россию.
Порядок пересечения Государственной границы России при осуществлении выезда из России и въезда в Россию регулируется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и федеральным законом «О порядке выезда из России и въезда в Россию».
Граждане России, пребывающие за пределами России, находятся под защитой и покровительством России.
Дипломатические представительства и консульские учреждения России обязаны обеспечивать меры по защите граждан России и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством России и международными договорами России.
В Конституции РФ (ст. 18) определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В целях повышения уровня обеспечения прав и свобод граждан в нашей стране определена система экономических, политических и юридических гарантий.
Экономические гарантиивключают в себя создание материальных условий для практической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, что в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан.
К политическим гарантиям относятся:
• народ носитель и источник власти, он реализует конституционное право в форме «избирать и быть избранным» (ст. 3);
• участие граждан в управлении государственными и общественными делами (ст. 32);
• признание, соблюдение и зашита прав и свобод граждан государством (ст. 2, 15, 18 и др.).
Юридические гарантии— это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также средства их защиты.
Юридические гарантии реализуются государством, уполномоченными должностными лицами специальными способами в виде прокурорского надзора, судебного контроля, государственного и общественного контроля, а также правом на обжалование незаконных решений и действий органов и должностных лиц с правом на судебную защиту и возмещение государством ущерба, причиненного не-. законными действиями либо бездействием органов государственной власти.