Истории государства и права зарубежных стран
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, так как они имеют прямое отношение и к науке истории, и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран является правовой наукой. Она входит в число основных учебных курсов, представляющих собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом. Они изучают исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
История государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и т. п. Однако она не представляет собой простого набора знаний о прошлом государства и права.
Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимают в нем особое положение, обладают относительной самостоятельностью.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другими юридическими науками – теорией государства и права, конституционным правом, административным правом, уголовным правом и др.
Таким образом, история государства изучает государство и право зарубежных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю. Она берет свое начало с конца XVIII – начала XIX в. Большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии, которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Наиболее видными представителями ее были Г. Пухт и Ф. Савиньи.
В последующем значительный вклад в накопление историко-правовых знаний внесли Э. Лабуле, Р. Дарост (Франция), Г. Мэн, Г. Спенсер (Англия), А. Пост (Германия), П. Г. Виноградов, Н. И. Кареев (Россия) и др.
В западной литературе по вопросам государства и права в XIX – XX вв. был собран и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: “Истории права” немецких ученых Й. Колера и Л. Венгера (1914), “Истории права” (1924) и “Панорамы правовых систем” (1928) американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля. После второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др.
Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также зарубежного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России.
Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Эта учебная дисциплина формирует у студенческой молодежи историческое сознание, позволяет не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов необходимыми знаниями, которые помогут им в дальнейшем в практической деятельности.
Методология науки и курса истории государства и права. Историко-правовой наукой, как отмечалось, накоплен значительный арсенал различных методологичных приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. В историко-правовой литературе разных стран можно встретить много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламкий фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.
В историко-правовой литературе последних лет показываются ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствующей в течение ряда десятилетий марксистской формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер такой исторической системы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только производственных связей, но и личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в постсоветской науке понятия “цивилизация”, которое сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.
При рассмотрении той или иной цивилизации ее сторонники ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.
Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную систему историю ряда обществ, прежде всего восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций – Запада и Востока.
Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, “азиатской”, системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.
В истории государства и права зарубежных стран особо важное значение имеет использование конкретно-исторического, сравнительно-правового и системного подходов и методов.
К о н к р е т н о - и с т о р и ч е с к и й подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в той социальной среде, в которой они сложились и получили развитие. Использование с р а в н и т е л ь н о г о метода позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных средах исторических эпох (диахронное сравнение).
В историко-правовых исследованиях большой эффект дает с и с т е м н ы й а н а л и з. С его помощью возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.
Периодизация истории государства и права. В современной литературе принято выделять следующие основные периоды истории человечества:
I период – Государство и право древних веков (IV тысячелетие до н. э. – V в. н. э.).
II период – история государства и права средних веков (V в. н.э. – XVII – XVIII вв.).
III период – История государства и права нового времени (XVII – XVIII вв. – начало XX в.).
IV период – история государства и права новейшего времени (начало XX в. – по настоящее время).
Каждый из этих периодов предоставляет собой историческую ступень в развитии государства и права.
РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2. Древний Египет, Древние государства Месопотамии, Древняя Индия, Древний Китай
1. Понятие “Древний Восток”.
2. Древний Египет.
3. Древние государства Месопотамии.
4. Древняя Индия.
5. Древний Китай.
6. Основные кодификации стран Древнего Востока.
1. Понятие “Древний Восток”
Понятие Восток используется в исторической науке не только как географическое, но и как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновение античных государств в I тысячелетии до н. э. дихотомию, т. е. последовательное деление целого на две части, а затем каждой части снова на две и т. д., Восток – Запад.
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократического общественного самоуправления с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовых гарантий его частных интересов, прав и свобод.
Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупных региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.
2. Древний Египет
На рубеже IV – III тысячелетий до н. э. в Древнем Египте складывается “40 номов”, или областей. Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял царь. Он же являлся верховным жрецом местного культа и обладателем титула “начальника канала”.
Объединение областей произошло не сразу. Сначала возникли два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства (XXX – XXVIII вв. до н. э.) они, скорее всего, были насильственно объединены фараоном Нармером.
Последующая история Древнего Египта распадается на три основных периода, каждый из которых занимает многие сотни лет:
1. Древнее царство (XXVIII – XXIV вв. до н. э.).
2. Среднее царство (конец III тысячелетия – XVI в. до н. э.).
3. Новое царство (XVI – XII вв. до н. э.).
Начало Древнего царства открывает собой период победы классового общества и государства.
Общественный строй. Господствующий класс древнеегипетского общества составляли рабовладельческая знать и жречество. Положение знатных людей определялось:
– древностью рода;
– величиной землевладения;
– значением занимаемой должности.
Составной частью египетского общества являлись крестьяне – общинники и рабы.
В конце Древнего царства (XXVIII – XXIV вв. до н. э.), воспользовавшись ослаблением центральной власти, светская аристократия, особенно номовая, добивается почти полной независимости. Благодаря “защитительным” (иммунитетным) грамотам, испрашиваемым у правительства, собственники провинциальных имений получают освобождение от тягот и повинностей в пользу государства. Особенно преуспевают в этом провинциальные правители – номархи. В конечном счете это приводит к распаду Древнего царства.
В период Среднего царства (конец III тысячелетия – XVI в. до н. э.) номовая аристократия, несмотря на выдающиеся успехи централизации, сохранила и упрочила свои позиции. Свои имения она сделала наследственными, т. е. не зависящими от воли правительства. Наследственными стали титулы и даже должности.
В период Нового царства (XVI – XII вв. до н. э.) положение светской аристократии меняется к худшему. Она вынуждена была примириться с деспотическим господством фараона и его правительства, а также выдвижением жречества.
Положение, которое приобретает замкнутое жреческое сословие в период Нового царства, заслуживает особого внимания. Храмы и жрецы в отдельности стали собственниками земли и драгоценностей. В определенных семьях жреческое звание стало наследственным. Назначение на церковные должности производилось независимо от правительства.
Доступ к государственным должностям не был закрытым. Удачливый чиновник или офицер не раз делали блестящую карьеру.
Основная масса сельского населения Древнего Египта, сохраняя личную свободу, жила в деревнях общиной. Существовавшая у всех народов древнего мира сельская община возникла вместе с разложениями рода. От родовых порядков сохранилась коллективная собственность на землю. Каждая принадлежавшая к сельской общине семья владела особым участком вначале временно, а затем постоянно. В общем пользовании общины оставались свободные земли. Управление общиной осуществлялось общим собранием, советом, старейшиной.
Сельская община являлась переходной формой от коллективной собственности на землю к частной, индивидуальной. В условиях Древнего Востока она сохранилась и после того, как возникло классовое общество. Это объясняется тем, что земледелие здесь было возможно только как орошаемое, требовавшее коллективного труда. В этом главная причина того, что сельская община не погибла и с определенными изменениями сохранялась на протяжении столетий и тысячелетий.
Зависимость от данной системы ирригации мешала богатым крестьянам разорвать с общиной. Они к своему наделу добавляли новые земли, которые находились за пределами общины (так называемые высокие поля).
Но таких крестьян было мало. Большая же часть их в результате дробления общинных земель беднела, попадала в зависимость от знати и жила на ее довольствии. Это было обычным явлением для эпохи Среднего царства.
В эпоху Нового царства большинство египетских крестьян работает на государственной и храмовой земле. Забота об орошении становится делом центрального правительства. Старая община изживает себя.
Работавший на государственной земле крестьянин (“царский человек”) не имел ни семян, ни волов. И тем, и другим его снабжало государство. Полученный урожай подлежал строгому учету. Большая часть полученного урожая отбиралась.
Принудительный труд был связан с системой насильственного прикрепления людей к определенным профессиям. Платой за него служила выдача продовольствия и одежды.
В период Нового царства, с распространением системы принудительного труда, различия в положении рабов и свободных тружеников постепенно стирались. Рабский труд, вытесняя труд свободный из многих сфер деятельности, особенно в ирригации, налагал отпечаток на все общество и особенно сказался на судьбе крестьянина-общинника и ремесленника, которые постепенно попадают в зависимость. Весь ход этой эволюции был отмечен сильнейшим влиянием рабовладельческих порядков.
Государственный строй. Во все периоды истории Древнего Египта его главой был царь, которого вслед за древними греками называли фараоном.
Религия, которая была в Древнем Египте государственной, причисляла его к богам. Фараон считался посредником между землей и небесами.
Наследование престола осуществлялось в пределах одной и той же царствовавшей фамилии (от отца к старшему сыну). Законным считался только тот фараон, который родился от брака между принцем и принцессой царствующего дома.
Брак с единоутробной сестрой был в Древнем Египте обыкновенным делом. Царицы были почти всегда родными сестрами своих мужей.
Власть фараона была фактически неограниченной и осуществлялась через чиновников. Центральное управление возглавлял сановник (визирь). Он издавал законы, повышал в чинах, устанавливал пограничные знаки, творил суд и осуществлял высшие полицейские функции.
Кроме визиря (джати), одним из самых важных сановников государства был главный казначей, затем – “начальник работ”, который наблюдал за оросительной системой. В одном ряду с ними стоял сановник, который комплектовал армию и снабжал ее оружием.
В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания, объезды областей, переписи населения, податные списки.
Аппарат управления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли профессиональные части. В период Нового царства почти вся армия была профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев.
Для Древнего Египта характерен весьма развитый полицейский аппарат. Судебное устройство не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.
Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников. Каждый ном имел своего особого бога – покровителя, свое провинциальное чиновничество, свои публичные работы, подати, войско.
3. Древние государства Месопотамии
В конце 20-х годов XX в. при раскопках в г. Ура в Древнем Шумере (недалеко от места слияния Тигра и Евфрата) были обнаружены “царские погребения”, относящиеся к началу III тысячелетия до н. э., в которых находились искусно сделанные золотые и серебряные сосуды, инкрустированные перламутром украшения, оружие, боевые колесницы. На предметах раскопок изображены вереницы пленных, а также десятки принесенных в жертву людей.
Наличие социального неравенства и сильной власти свидетельствовало о том, что в начале III тысячелетия до н. э. шумерийское общество вступило в период государственного существования. Первобытнообщинный строй еще не был полностью разрушен, но уже побежден.
Во время многочисленных войн то один, то другой город Шумера добивался господства над Двуречьем, пока царь Вавилона Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) не подчинил себе земли, простиравшиеся от Персидского залива на юге до старой Ниневии на севере, т. е. верхнего течения реки Тигр. После чего наступает новый этап в многовековой истории Двуречья – этап возвышения и господства Вавилона.
Общественный строй. В своих основных чертах древневавилонское общество подобно египетскому. В нем имелись светская и церковная знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельские общинники, купцы, торговцы, разные категории рабов.
Различия между этими обществами весьма существенны. Свободные люди делились на две категории: “сынов мужа” – авилум, что подчеркивало их свободное, полноправное существование, и мушкенум. Одни исследователи относят мушкенум к разряду отпущенных на волю рабов, другие считают их неполноправными гражданами.
Несмотря на высокие урожаи орошаемых земель Двуречья, положение крестьян-общинников было тяжелым. Они закладывали свои земли, а также жену и детей, если не было другого имущества, ростовщикам, арендовали чужую землю, продавали земельные участки, сады, а также своих детей.
Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. У каждого состоятельного человека были рабы. В сельской общине они находились в коллективной собственности. Тысячи рабов были заняты в царском и храмовых хозяйствах.
Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкенум иметь семью, дом и имущество.
Особую группу рабов составляли неоплатные должники – те граждане Вавилона, которые не смогли выплатить долг в установленный срок. По законам Вавилона они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет.
Долговое рабство свойственно истории всех народов древности. Его происхождение может быть объяснено коллективным характером земельной собственности.
Став господином в своей семье, мужчина приобретал право продавать детей и жен в рабство. Когда отец продавал в рабство своих детей, он продавал их навсегда, без права истребования.
Ни египетская, ни вавилонская история не сохранила сведений о правительственных мерах, которые преследовали общинные порядки или стимулировали их прекращение.
Государственный строй. Установление монархического строя в Древнем Шумере произошло не ранее середины III тысячелетия до н. э. До этого времени шумерийские города представляли, скорее всего, своеобразные республики с выборным и подотчетным собранию граждан вождем.
Когда семиты начали свое проникновение на юг Двуречья и знаменитый царь Саргон (3000 г. до н. э.) – основатель аккадской династии – во главе отборной дружины (5400 воинов) отправился на завоевание богатого Шумера, наступил новый период в многовековой истории этого района – период гегемонии семитов. Шумерийские города, ослабленные распрями аристократических клик и междоусобными войнами, стали легкой добычей завоевателей, впервые в истории человечества провозгласивших идею всемирной монархии и сумевших ее осуществить на пространстве от Средиземного моря до Персидского залива.
Особенного расцвета государство семитов (амореев) достигло при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Из своей столицы (Вавилона) он управлял колоссальной империей от Персидского залива на юге до далекой Ниневии на севере.
Царствование Хаммурапи было ознаменовано успешными войнами, великолепными сооружениями, кодексом законов. Власть Хаммурапи была неограниченной.
Управителями городов и районов страны царь Вавилона назначал своих сановников, наделяя их административными и судебными функциями.
Особой заботой была окружена армия. Старой дружины давно не было. Профессиональные воины наделялись землей, которая служила им платой за службу. Купля-продажа земельного участка воина-илку была строго запрещена. Взрослый сын воина, если он желал стать солдатом, сохранял за собой участок отца.
4. Древняя Индия
В середине II тысячелетия до н. э. после продолжительного движения с Запада на Восток на севере Индии появились племена, говорящие на языке, родственном основным европейским – греческому, латинскому, германским, славянским. Люди этих племен называли себя ариями (арьями), что в переводе означает “полноправный”. Священные книги ариев – Веды – рассказывают, что, вступив в Индию, арии выдержали трудную борьбу с коренными жителями.
Основным занятием ариев было скотоводство. Земледелием они стали заниматься уже на новой родине.
В ходе завоевания и расселения происходили обогащение и усиление родовой и военной знати. Расселялись арии, как правило, по течению рек родовыми коллективами и племенами. Управляли ими вожди-раджи и советы старейшин.
Постепенно должность раджи из выборной становится наследственной. Одновременно с раджами выдвигаются старейшины и жрецы племени. На другом полюсе оказывается незнатное население, главным образом крестьяне и ремесленники. Ниже их – рабы и близкие к ним элементы из среды покоренного населения.
Общественный строй. Своеобразие общественного строя Древней Индии связано с существованием особых сословий – варн. Их было четыре. Первой по важности и привилегиям считалась варна жрецов – брахманов. Ко второй принадлежала военная знать – кшатрии. Обе эти варны составляли господствующую знать, господствующий класс.
Две другие варны – непривилегированные. Принадлежавшие к третьей варне вайшьи были крестьянами, ремесленниками, торговцами. Четвертую варну составляли шудры. Сюда входили обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Шудра мог иметь семью. Его дети наследовали имущество. Путь к обогащению ему не был закрыт. Но, тем не менее, он не был свободен.
Шудру можно было продавать, покупать, а его имущество мог отнять хозяин. Шудра наказывался строже, ему запрещались религиозные обряды.
Положение раба (даса) немногим отличалось от положения шудры. Раб также мог иметь семью, имущество, право наследования после отца, мог требовать освобождения за плату.
Как член варны шудра на ступень выше раба. То, что для раба может быть счастливым исключением (семья, имущество), для шудры – обычное его состояние. Он может прибегать к суду, его нельзя убить безнаказанно. Шудра – полураб, полусвободный.
Принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую был строго воспрещен.
В первоначальных варнах все было проще: браки между брахманами и шудрами не воспрещались, хотя и не поощрялись. Брахманы могли выполнять работу, которая впоследствии была признана позорящей – охранять караваны и пр.
В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения. В этот период происходит процесс преобразования варн в касты, которые впоследствии превратились в замкнутые общественные группы. Касты создавались по профессиям. Эта принадлежность была пожизненной и передавалась детям. Произошло насильственное прикрепление людей к их профессиям. Наименее привилегированными были касты пастухов, гончаров, ткачей. Они считались принадлежащими к варне шудр.
Презираемые профессии (могильщики, поденщики и пр.) стали частью так называемых неприкасаемых. Всякий, кто принадлежал к “чистым кастам”, не мог иметь с ними общения.
Государственный строй. Воины Александра Македонского (IV в. до н. э.), войдя в пределы северо-западной Индии, были весьма удивлены, увидев здесь ожившие предания своей родины: общинную собственность на землю, равенство в пользовании ею, обособленность городов-полисов. Северо-запад Индии предстал перед завоевателями страной племен, которыми управляли вожди-раджи. Племена эти объединялись в союзы, которые греки называли царствами.
Завоевания Александра Македонского ускорили объединение индийских княжеств. В конце IV в. до н. э. из них создается государство Маурья, глава которого царь Чандрагупта стал основателем династии.
Империю Маурья одни исследователи рассматривают как государство с типичными чертами восточной деспотии, другие склонны считать его ранней рабовладельческой монархией с еще значительными элементами первобытнообщинной демократии.
В законодательстве и суде, кроме светских чиновников, большую роль играли брахманы. Древнеиндийские Законы Ману были составлены одной из брахманских школ.
Замещение высших должностей являлось привилегией небольшой группы аристократических семей, что немало ограничивало царскую власть.
Многочисленные чиновники страны были разбиты на две категории – столичных и провинциальных. Их функции были строго регламентированны.
Местное управление строилось на основе десятичной системы, по которой объединялись семьи в десятки, двадцатки, сотни, тысячи.
Армия была профессиональной и в мирное время распределялась по гарнизонам.
5. Древний Китай
Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей стал царем.
По археологическим раскопкам установлено, что в Иньском государстве широкое распространение получили все виды земледельческой техники того времени: соха и плуг (с металлическим сошником), борона, мотыга и др. Земледелие было основной отраслью деятельности. Существовали ремесла, торговля и денежное обращение.
Письменные источники свидетельствуют, что в государстве уже были распространены собственность, а также обычай, по которому власть сановников стала передаваться по наследству.
Общественный строй. Ни египетская, ни вавилонская история не сохранила сведений о правительственных мерах, которые преследовали общинные порядки или стимулировали их прекращение. Пример такого рода дает нам история Древнего Китая (Циньское царство). В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шан Яна была проведена реформа, которой были узаконены свободная продажа и покупка земли. Мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство, было предписано разделиться.
Той же реформой были ликвидированы прежние территориальные деления, идущие от первобытнообщинного строя, и введено новое деление – уезды. Была сохранена и упрочена круговая порука. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку-пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Пять пятидворок составляли “деревню”, пять деревень – клан и т. д. вплоть до округов и областей.
Шан Ян перенес принцип “пятерок” на армию. Солдаты были связаны круговой порукой: за провинность одного отвечали все пять.
Народные выступления вынуждали правительство проводить реформы, важнейшей из которых являлась реформа императора Ван Мана (I в. н. э.). В соответствии с ней была запрещена продажа земель, все земли были объявлены государственными. Никто не мог иметь больше определенного количества земли. Все безземельные могли получить земли по закону. Одновременно были запрещены покупка и продажа рабов.
Однако крупные землевладельцы саботировали проведение реформы. Правительство не могло (или не хотело) преодолевать это сопротивление. Через три года свободная продажа земли и рабов была восстановлена.
Китайское общество в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры развивалось по пути превращения в феодальное общество.
Реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство помогло этому процессу. Реформы Ван Мана не удались и были отменены. Они противоречили историческому процессу.
Государственный строй. Древний Китай, управляемый ваном-царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, является типичным примером восточной деспотии. Со времени императора Цинской династии Цинь Шихуанди (III в до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, которые возглавляли гражданский и военные чиновники-губернаторы. Инспекторы центрального правительства, выезжая из центра, контролировали деятельность местных властей. Казначейство выпускало единую монету (металлическую). Налоговое обложение и налоговая политика были хорошо разработаны.
В следующий период, при правителях Ханьской династии (II в. до н. э. – II в. н. э.), в государственную практику были введены продажа должностей и продолжавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена. Это облегчало купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам проникать в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывало доступ к управлению людям из народа.
Как уже отмечалось, Древний Китай являлся типичным примером восточной деспотии. Эта форма государства была наиболее распространенной в странах Древнего Востока.
Когда говорят о “восточной деспотии”, имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:
– полномочия главы государства неограниченны;
– светская и церковная власть объединены в одном лице;
– осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;
– подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом “порядка”, традиции, веры.
Своеобразие восточной деспотии создается прежде всего ее социальной базой – сельской общиной, тесно связанной со своей ирригационной системой и от нее зависящей. Своей консервативностью и оторванностью от внешнего мира сельская община способствовала превращению центральной власти в деспотию.
Военное, финансовое и публичных работ ведомства составляли государственный бюрократический организованный аппарат власти.
6. Основные кодификации Древнего Востока.
Право Древней Месопотамии
Главным источником права Древней Месопотамии являются Законы царя Хаммурапи, древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья. Они состоят из 282 статей, из которых полностью сохранилось 247. В них последовательно отражено сословно-классовое деление общества, сурово карается посягательство на частную собственность, особенно на рабов (ст. 15, 16).
Ряд положений Законов закрепил старые обычаи родового строя, предусматривающие, например, коллективную ответственность общины за преступления, совершенные на ее территории.
Положения Законов направлены главным образом на правовое регулирование отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Так, ст. 6 – 25 посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом.
Следующая группа норм регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества (ст. 42 – 88).
Имеются статьи, регулирующие поземельные отношения. Особенно подробно регламентируется здесь правовое положение земельного участка (илкум), выделяемого воину. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца, если на наследника нельзя было переложить ту же службу.
Общинная земля находилась как в коллективном владении (выгоны для скота, луга и т. д.), так и в частносемейном. Свободный общинник-крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок, как любую другую недвижимую собственность (ст. 39 – 47, 60 – 65). При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.
Значительная часть статей Законов Хаммурапи посвящена договорам, в частности договору займа, ростовщическим операциям (ст. 89 – 107), которые вели такмары, царские чиновники, храмы. Несостоятельные должники должны были отдавать или свою землю, которая часто закладывалась в обеспечение долга, или членов своих семей в кабалу к кредитору. Но такмар не мог брать более 20% при займе серебра и 33, 5% при займе хлеба (ст. 89). Такие ограничения были направлены на предотвращение бурного процесса обезземеливания крестьян и стремительного упадка страны.
При договоре личного найма проводились четкие различия между наймом лиц “благородных” профессий: врачей, строителей, корабельщиков (ст. 215 – 225 и др.) и наймом сельскохозяйственных работников, а также при найме свободными рабов.
Брачно-семейные отношения. Семья в Вавилоне имела патриархальный характер. Однако вавилонскую женщину нельзя назвать полностью бесправной. Она могла быть свидетелем при заключении сделок в присутствии мужа или сына. В семейные отношения со свободными могли вступать и рабы.
Брак скреплялся договором, сторонами в котором чаще всего выступали жених и отец невесты. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата (тархатум), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток (библум).
Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя – двойную уплату и того, и другого.
Запрещались кровосмесительные браки между восходящими и нисходящими родственниками (ст. 154, 157), браки между свойственниками: мачехой и пасынками и др. (ст. 155, 158).
Брак был моногамным фактически только для женщины. Муж мог не только сожительствовать с рабыней, но и узаконить по собственному усмотрению детей от сожительства с нею. При бездетности жены муж мог взять наложницу. Развод был возможен для мужа при определенных условиях. Он мог покинуть бесплодную жену, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Заболевшую жену муж должен был содержать до смерти.
Патриархальные отношения связывали также отца и детей. Отец не имел права жизни и смерти детей, но мог отдать их в долговую кабалу, лишить сына наследства “за тяжкие грехи”, увеличить его наследственную долю, отдать дочь в жрицы или блудницы (ст. 165, 168).