Глава 4. Прохождение государственной службы и служебная карьера
В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.03.03 г. № 393-II (см. стар. ред.); Законом РК от 08.07.05 г. № 75-III (см. стар. ред.)
Статья 15. Испытание при поступлении на административную государственную должность
1. Для гражданина, принятого на административную государственную службу впервые или вновь после ее прекращения, а также принятого на административную государственную должность вышестоящей категории, может быть установлено испытание на срок до трех месяцев.
2. В срок испытания не засчитываются периоды, когда административный государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
3. При неудовлетворительном результате испытания административный государственный служащий может быть уволен как не прошедший испытательный срок по согласованию с уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.
4. Если срок испытания истек, а административный государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание, и срок испытания засчитывается в стаж государственной службы. Последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 14.12.12 г. № 59-V
Статья 15-1. Занятие административных государственных должностей корпуса «Б» в порядке перевода
1. Административный государственный служащий имеет право на занятие административной государственной должности корпуса «Б» в порядке перевода при условии его согласия, соответствия предъявляемым квалификационным требованиям и с учетом результатов его деятельности на последней должности.
Порядок проведения перевода регулируется Положением о порядке прохождения государственной службы, утверждаемым Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
В случаях, предусмотренных Положением о порядке прохождения государственной службы, занятие административной государственной должности корпуса «Б» в порядке перевода осуществляется с согласия уполномоченного органа или его территориального подразделения.
2. Занятие административной государственной должности корпуса «Б» в порядке перевода осуществляется внутри государственного органа, его ведомства, включая их территориальные подразделения, а также между ними.
3. Занятие административной государственной должности корпуса «Б» в порядке перевода из других государственных органов, их ведомств и их территориальных подразделений осуществляется в случаях, определяемых Положением о порядке прохождения государственной службы.
4. В течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания на государственного служащего за совершение коррупционного правонарушения или при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания за совершенное коррупционное правонарушение занятие административной государственной должности корпуса «Б» в порядке перевода не допускается.
В статью 16 внесены изменения Законом РК от 08.07.05 г. № 75-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 14.12.12 г. № 59-V (см. стар. ред.)
Статья 16. Оценка деятельности и аттестация административных государственных служащих
1. Государственными органами проводится ежегодная оценка деятельности административных государственных служащих для определения эффективности и качества их работы.
2. Результаты ежегодной оценки деятельности административных государственных служащих являются основанием для принятия решений по премированию, поощрению, обучению, карьерному планированию, ротации.
Результаты оценки деятельности административных государственных служащих в течение трех лет являются основанием для принятия решений по проведению их аттестации.
3. Аттестацией является процедура по определению уровня профессиональной подготовки административных государственных служащих корпуса «Б» и их способности выполнять должностные обязанности.
Аттестация включает тестирование и собеседование. Не подлежат тестированию административные государственные служащие корпуса «Б», имеющие стаж государственной службы не менее пятнадцати лет.
4. Порядок проведения оценки деятельности и аттестации административных государственных служащих утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
Административные государственные служащие корпуса «Б» в случае неявки на аттестацию без уважительных причин привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Административные государственные служащие корпуса «Б», получившие отрицательные результаты аттестации, подлежат понижению в должности либо увольнению.
Понижение в должности осуществляется при наличии вакантной нижестоящей административной государственной должности корпуса «Б», соответствии административного государственного служащего корпуса «Б» квалификационным требованиям, установленным к данной должности.
Административные государственные служащие корпуса «Б», подлежащие повторной аттестации, не могут быть назначены на равнозначные либо вышестоящие должности в порядке перевода до завершения повторной аттестации.
5. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание единой аттестационной комиссии для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая аттестационная комиссия областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению лица, имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.
Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой аттестационной комиссии в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая аттестационная комиссия районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или по решению вышестоящего органа.
Статья 17. Рабочее время
1. Продолжительность рабочего времени административных государственных служащих определяется в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV (см. стар. ред.)
2. Для выполнения неотложной и заранее непредвиденной работы, от срочного выполнения которой зависит в дальнейшем нормальная (бесперебойная) работа государственного органа в целом или его отдельных подразделений, по письменному распоряжению руководителя органа либо ответственного секретаря или иного должностного лица, определяемого Президентом Республики Казахстан, могут быть привлечены отдельные административные государственные служащие, которые обязаны являться на службу в выходные и праздничные дни, работа за которые компенсируется в соответствии с трудовым законодательством республики.
В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.03.03 г. № 393-II (см. стар. ред.)
Статья 18. Гарантии и компенсации при командировках
1. Государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки, в том числе и в иностранные государства в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
На государственных служащих распространяются предусмотренные законодательством Республики Казахстан гарантии и право на получение суточных за время нахождения в командировке, расходы по проезду к месту назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.
2. За командированными государственными служащими сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средняя заработная плата.
См.: Правила о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 2-р «Некоторые вопросы командировок и использования служебного автотранспорта».
Закон дополнен статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 75-III; изложена в редакции Закона РК от 14.12.12 г. № 59-V (см. стар. ред.)
Статья 18-1. Ротация
На государственной службе осуществляется ротация административных государственных служащих корпуса «А» по их согласию в рамках карьерного планирования.
Порядок проведения ротации определяется Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
Закон дополнен статьей 18-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV
Статья 18-2. Конфликт интересов
1. Государственному служащему запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов.
2. Государственный служащий должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
3. Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя или руководство государственного органа о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Непосредственный руководитель или руководство государственного органа по обращению государственного служащего или при получении информации из других источников должны своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе:
1) поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей государственного служащего по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;
2) изменить должностные обязанности государственного служащего;
3) перевести государственного служащего с его согласия на другую должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Государственный служащий, его непосредственный руководитель и руководство государственного органа несут дисциплинарную ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию известных им случаев конфликта интересов.
В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.03.03 г. № 393-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 14.12.12 г. № 59-V (см. стар. ред.)
Статья 19. Иные вопросы прохождения государственной службы
1. За лицами, впервые принятыми на административные государственные должности, закрепляются наставники в порядке, определяемом уполномоченным органом.
2. Стажировка государственных служащих и лиц, зачисленных в кадровый резерв административной государственной службы, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
3. Иные вопросы прохождения государственной службы, не урегулированные настоящим Законом, регламентируются законодательными актами Республики Казахстан, Положением о порядке прохождения государственной службы, утверждаемым Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.03.03 г. № 393-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 75-III (см. стар. ред.)
Статья 20. Кадровый резерв государственной службы
1. Для занятия политических и административных государственных должностей формируется кадровый резерв государственной службы.
2. Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о кадровом резерве государственной службы, утверждаемым Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
Закон дополнен главой 4-1 в соответствии с Законом РК от 14.12.12 г. № 59-V
Глава 4-1. Служебная этика государственных служащих
Статья 20-1. Требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики
1. Государственные служащие обязаны:
1) сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам;
2) соблюдать общепринятые морально-этические нормы;
3) проявлять вежливость и корректность в обращении с гражданами;
4) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим эффективному функционированию государственных органов;
5) служить примером уважительного отношения к государственным символам Республики Казахстан;
6) соблюдать установленные законами ограничения и запреты;
7) исполнять должностные обязанности добросовестно и на профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
8) не оказывать предпочтения физическим и юридическим лицам, быть независимыми от их влияния при исполнении должностных обязанностей;
9) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
10) не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности;
11) не требовать от подчиненных государственных служащих исполнения поручений, выходящих за рамки их должностных обязанностей;
12) не принуждать других лиц к совершению противоправных проступков или поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;
13) не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других государственных служащих.
2. Государственные служащие должны соблюдать нормы официального поведения в период исполнения должностных обязанностей.
3. Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.
Статья 20-2. Антикоррупционное поведение государственных служащих
1. Государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции.
2. Государственные служащие должны пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.
3. Государственный служащий, если располагает достоверной информацией о коррупционном правонарушении, должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения, в том числе незамедлительно в письменной форме информировать вышестоящего руководителя, руководство государственного органа, в котором он работает, уполномоченные государственные органы. Государственный служащий также обязан незамедлительно в письменной форме информировать указанные лица и органы о случаях склонения его другими лицами к совершению коррупционных правонарушений.
Руководство государственного органа обязано в месячный срок со дня получения информации принять меры по заявлениям государственного служащего о коррупционных правонарушениях, случаях склонения его к совершению данных нарушений, в том числе путем организации проверок и направления обращений в уполномоченные органы.
4. Руководство государственного органа обязано принять меры по защите государственного служащего, сообщившего о достоверных случаях коррупционных правонарушений, склонения его к совершению данных нарушений, от преследования, ущемляющего его права, законные интересы.
5. Государственные служащие не должны допускать действия (бездействие), затрудняющие реализацию физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов.
6. При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупции он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.
Статья 20-3. Публичные выступления
1. Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными должностными лицами государственного органа.
Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме.
2. Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики и деятельностью государственного органа.
Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности осуществляется государственным служащим от собственного имени как частного лица.