Правовая деятельность Временного правительства
После Февральской революции правовая система не подверглась слому. Продолжали действовать основные государственные законы и Свод законов Российской империи, сохраняли силу и многие царские указы. В ряде случаев Временное правительство издавало свои правовые акты в развитие или дополнение дореволюционных законов. Были отменены самые одиозные акты, касающиеся прав и компетенции власти монарха. Вместе с тем Временное правительство стремилось развернуть активную законодательную деятельность, для чего постановлением от 22 марта было создано Юридическое совещание, состоявшее из профессиональных юристов, как правило, членов партии кадетов. Юридическое совещание должно было разрабатывать проблемы публичного права, возникающие в связи с установлением нового государственного строя, давать предварительные юридические заключения по законодательным и иным предположениям Временного правительства.
В первое время после Февраля граждане России приобрели весьма широкие политические права и свободы. Некоторые из политических свобод предусматривались и старым законодательством, но их осуществление было крайне затруднительным. Теперь же реально стали действовать свободы слова, печати, собраний, демонстраций, митингов и т.д. Впервые было утверждено демократическое Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Оно имело конституционное значение, но это еще не была Конституция.
Для разработки новой Конституции была создана особая комиссия, которая действовала пассивно, поэтому проект Конституции даже не был вынесен для обсуждения в печати. По проекту, Россия должна была стать республикой во главе с президентом, которого должно было избрать само Учредительное собрание. Правовое положение президента очень напоминало статус императора по Основным законам 1906г. Предусматривалось и создание двухпалатного парламента с положением палат, аналогичным бывшей Госдуме и Госсовету. Однако этот проект так и не стал законом.
Большое внимание правительство уделяло вопросам демократизации местного управления и самоуправления. На это была нацелена деятельность Министерства внутренних дел во главе с министром Г.Е. Львовым. Однако главное внимание Львов уделял политической борьбе, а не конкретным направлениям работы министерства. При правительстве было создано Особое совещание по реформе местного управления и самоуправления. Деятельность совещания была весьма плодотворной, в результате чего было подготовлено значительное число законопроектов. Из 100 законодательных актов, изданных Временным правительством за 236 дней его существования, 44 акта касались вопросов местного управления и самоуправления. Основными актами являлись положения о волостном земстве, о поселковом управлении, о городском и земском самоуправлении. В них имелись действительно демократические положения с точки зрения буржуазного права.
Временное правительство признавало на словах необходимость отмены сословного деления общества и связанных с ним привилегий и ограничений. Под давлением советов в Министерстве юстиции была образована комиссия для проведения «великой реформы». Однако буржуазная печать решительно протестовала против данных реформ под предлогом их утопичности и несвоевременности. В юридическом журнале кадетов говорилось, что отменять сословия недопустимо, поскольку в таком случае пришлось бы пересмотреть все 16 томов Свода законов Российской империи. Журнал полагал это совершенно немыслимым и невозможным мероприятием. Данный вопрос рассматривало Юридическое совещание, которое признало необходимость этой реформы, но постановило, что практически осуществить эту меру невозможно, поскольку все гражданское законодательство основано на сословном строе и его отмена приведет к хаосу и гибели установленного порядка прежде всего распоряжения огромным имуществом, которым ведают сословные учреждения. 27 июля Временное правительство образовало специальную комиссию «для глубокого и всестороннего» изучения данного вопроса. Но эта комиссия так и не приступила к работе.
Временное правительство приняло многочисленные нормативные акты по второстепенным вопросам, а решение коренных вопросов демократизации общественной и политической жизни откладывалось до созыва Учредительного собрания. Сам же созыв Учредительного собрания постоянно переносился по срокам. Первый срок был установлен на 30 сентября, затем выборы были перенесены на 12 ноября, а созыв – на 28 ноября 1917 г. Такая оттяжка в решении неотложных задач сработала против самого Временного правительства, а лозунг Учредительного собрания стал средством обмана общественного мнения. На Государственном совещании, созванном в Москве 12 августа 1917 г., Временное правительство заявило о том, что оно отказывается от социальных и земельных реформ, от каких бы то ни было посягательств на частную собственность отдельных групп и сословий и будет продолжать войну до победного конца.
Временное правительство предприняло определенные меры в сфере уголовного права и уголовного судопроизводства. Так, по требованию масс, Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий правительство усиливает репрессии в отношении военнослужащих , не желающих продолжать кровопролитную войну. 12 июля 1917 г. последовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих. В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию.
С точки зрения буржуазии, идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст некоторых статей. Пока же на практике следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях.
Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле-августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. В этих же целях использовались и такие новые составы преступлений, как призыв к дезорганизации, анархии. Законом от 19 июля была установлена уголовная ответственность за забастовки железнодорожников. 2 августа военный министр и министр внутренних дел получили право арестовывать и высылать в административном порядке всех лиц, действия которых будут признаны опасными. Эта мера была направлена на высылку революционно настроенных рабочих Петрограда и других городов. Однако провести в жизнь такие меры по очистке городов не удалось. 4 августа правительство приняло очередной закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Однако попытки блокирования революционного движения путем уголовной репрессии оказались безуспешными.
В заключение следует сказать, что февральская революция дала массам самый серьезный опыт реального демократизма. Она завершила исторически длительный период развития России, как монархической империи. Она увенчала успехом борьбу разнообразных демократических сил против одного из самых реакционных режимов того времени.
Октябрьская революция 1917 года явилась одним из переломных моментов в истории России и положила начало новому этапу в развитии отечественного государства и права. Россия того времени переживала эпоху перехода от революции буржуазно-демократической к социалистической. Воспользовавшейся тяжелой экономической и политической ситуацией в стране, Российской социал-демократической партии (большевиков) удалось объединить и направить к единой цели такие революционные потоки как движение рабочего класса за свержение буржуазии, революционную борьбу крестьянства против помещиков, национально-освободительное движение народов России, всенародное требование мира и прекращения 1-й Мировой войны. Возглавив революцию, большевики стали правящей партией в Советской России, определили основные пути последующего развития Советского государства и права.
Переход власти в руки пролетариата начался в Петрограде в двадцатых числах октября 1917 года и осуществлялся в ходе вооруженного восстания. Решения о его подготовке были приняты на заседаниях ЦК РСДРП(б), состоявшихся 10 и 16 октября 1917 года. Согласно разработанному большевиками плану, центральное место в борьбе за развитие революции занимали Советы, перешедшие к этому времени в большинстве своем на их сторону. 12 октября 1917 года при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет, в состав которого вошел организованный ЦК РСДРП(б) Военно-революционный центр. Кроме того, был создан отдел Красной гвардии. Они стали органами непосредственной подготовки и проведения вооруженного восстания.
24 октября 1917 года рабочие и перешедшие на их сторону солдаты с оружием в руках приступили к захвату вокзалов, почтамта, телеграфного агентства и телеграфа, телефона, Госбанка, зданий министерств, Мариинского дворца, а также иных объектов Петрограда, имевших стратегическое значение. Зимний дворец, в котором находилось Временное правительство, был окружен восставшими. 25 октября 1917 года власть в столице взял Петроградский Военно-революционный комитет. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец был захвачен, а члены Временного правительства арестованы. Таким образом, весь Петроград оказался в руках восставших. Военно-революционный комитет объявил Временное правительство низложенным. Установленная в ходе революции диктатура пролетариата приобрела форму республики Советов рабочих и солдатских депутатов.
Образование Советского государства и права происходило при крайне неблагоприятных обстоятельствах как на внешней, так и на внутренней политической арене. С тем, чтобы выйти из 1-й Мировой войны, 3 марта 1918 года Советское правительство вынуждено было пойти на грабительский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, подписанный в Бресте. Классовая борьба внутри страны практически сразу же стала переходить в гражданскую войну. В первые дни после победы Октябрьской революции, Советская власть вынуждена была отражать вооруженное выступление войск Керенского-Краснова, а также ликвидировать мятеж юнкеров.