История становления и развития налогообложения
1. Причины появления налогов. Доналоговые платежи.
2. Налогообложение Римской империи.
3. Система налогообложения Киевской Руси.
4. Налогообложение гос-ва Российского. Подушная подать Петра Ι, её предназначение, сущность и роль в формировании экономики.
5. Налоговая система в период с петровских реформ до Октябрьской революции.
6. Налогообложение сов. гос-ва в период военного коммунизма.
7. Налогообложение в условиях НЭПа.
8. Налогообложение в условиях централизовано-плановой экономики (1930-1991гг.).
9. Становление и развитие налогообложения в РБ.
1. В истории развития механизма взымания налогов обычно выделяют 3 основных этапа:
1. Начальный (от др. мира до начала ср. веков). Характеризуется отсутствием финан-сового аппарата для определения и сбора налогов. Государство лишь устанавливало общую сумму средств, которые желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.
2. 16-19вв. В странах возникла сеть гос. учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций в сфере налогообложения: устанавливало квоту обложения, определяло и контролировало процесс сбора налогов.
3. Современный. Государство взяло в свои руки все функции установления и взымания налогов. Основные принципы и законы налогообложения выработаны.
На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно признавалось неписаным законом и имело форму прину-дительной выплаты или сбора, причём процентная ставка была достаточно определённой и составляла 10% от всех полученных доходов (десятину).
В Библии сказано: «Всякая десятина на Земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвёл в Киеве церковь Св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. По мере развития государства на ряду с церковной десятиной возникла десятина в пользу князей. Эта десятина имела различные формы в разных древних государствах. В Египте взымался поземельный налог, в Китае, Вавилоне, Персии – поголовный (подушный) налог, в Древней Греции – налог на доходы (1/10 или 1/20). В те времена уже были и акцизы в виде привратных сборов (у ворот города).
2. Первоначально всё древнеримское государство состояло из г. Рима и прилегающей к нему местности.
В мирное время расходы по управлению были минимальными и налогов не существо-вало. Все обязанности по покрытию расходов осуществляли магистраты. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, что покрывалось доходами от сдачи в аренду общественных земель.
Ещё в это время закладывались основы декларации о доходах, т.е. каждые 5 лет избран-ными чиновниками проводилось определение суммы налога по заявлению граждан Рима о своём имущественном состоянии и семейном положении.
Долгое время в Риме не существовало государственных финансовых органов, занимавшихся установлением и сбором налогов. Эту функцию выполняли откупщики, деятельность которых не контролировалась, что приводило к коррупции и злоупот-реблению властью.
Значит, изменения в области налогообложения было связано с именем Августа Октавиана:
1. Были созданы финансовые учреждения, осуществлялся контроль за налогообложе-нием. Роль Откупщиков была уменьшена.
2. Была проведена оценка налогового потенциала провинции. Для этого провели обмеры каждой государственной общины с её земельными угодьями и составили надостры с данными о землевладельцах. Чиновник, контролирующий проведение описи имел право уменьшить налог по причине снижения продуктивности хозяйства. Главным источником доходов был поземельный налог (1/10 доходов земельного участка). Подушная подать.
Косвенные налоги:
1. Налог с оборота (1%, 4% при торговле рабами, 5% при освобождении рабов).
2. В 6 веке н.э. был введён налог с наследства 5%. Им облагались лишь граждане Рима.
3. В Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и являлись стимулятором развития хозяйства, т.е. налоги необходимо было вносить деньгами, => плательщики должны были продавать излишки продукции.
3. Основным источником доходов княжеской казны при князе Олеге была дань.
Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю целевой сбор для содержа-ния наёмной дружины для обороны северных границ (300 гривен).
Дань взымалась двумя способами:
1. Повозом, когда она привозилась в Киев.
2. Полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за ней.
Известно в Киевской Руси и поземельное обложение.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и таможенных пошлин.
Торговые пошлины:
1. Пошлина «мыть» - взымалась за провоз товаров через горные заставы.
2. «Перевоз» - за перевоз через реку.
3. Частная пошлина – за право иметь склады.
4. Торговая пошлина – за право устраивать р-ки.
5. Пошлина «вес» и «мера» - за взвешивание и измерение товаров.
Судебные пошлины:
1. «Вира» - за убийство.
2. «Продажа» - за прочие преступления.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». Он взымался с каждой души мужского пола и с головы скота.
Др. ордынские тяготы: н-р, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам.
Уплата выхода была прекращена Иваном 3 в 1490 году, после чего снова началось создание финансовой системы Руси.
Было введено много прямых налогов, н-р, «данные деньги» с черносотенных крестьян и посадских людей.
При Иване Грозном основным объектом обложения служила земля.
Книги описывали качество, количество земель, их урожайность и населённость.
При Иване Грозном широко практиковались целевые налоги (стрелецкая подать и др.).
В царствование Алексея Михайловича была несколько упорядочена существующая сложная система управления государственными финансами.
В 1655г. был создан счётный приказ.
4. Многочисленные преобразования во время правления Петра 1 требовали источников покрытия расходов. Такими источниками служили налоги
Были введены военные налоги: «деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей».
Был введён гербовый сбор – подушный сбор с извозчиков (10% дохода от их наймов).
Налоги с постоянных дворов, с печей, плавных судов, счётного, с найма домов. Облагались также церковные верования. Раскольники были обязаны были уплачивать двойную подать. Была наложена подать на усы и бороды.
В дальнейшем произошло коренное изменение системы налогообложения – переход к подушной подати.
В 1718г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов. Размер подушной подати был определён следующим образом: расходы на содержании армии – 4 млн.руб. возложили на крестьян (4 коп. с души), содержание флота – на посадское население (1 руб. 14 коп.).
Подушные подати собирались в 3 срока: зимой, весной и осенью. Были учреждены комерколегии и штатсконтрколегии.
5. В последней трети 18 в. в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения.
В это же время в России основная роль по пополнению бюджета отведена косвенным налогам. В частности, питейным налогом. В бюджетах городов основную роль стали играть, так называемые оброчные статьи (налоги с содержания прорубей, с перевозом, с подвижных лодок и др.).
В период правления Екатерины 2 (1729-1796) система финансового управления продолжала совершенствоваться.
В 1780г. были созданы специальные государственные органы – экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взымания недоимок.
Для купечества была введена подать гильдейская - 1%-ный сбор введён в 1775 году для купцов 1, 2 и 3 гильдии вместо подушной подати.
Начиная с 1860г. с мещан вместо подушной подати стал взыматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.
2-ое место среди прямых налогов занимал оброк – плата казённых крестьян за пользование землёй.
Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные) сборы. В 80-х гг. 19в. на ряду с общей отменой подушной подати стало встречаться подоходное налогообложение.
Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, государственный квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой полис.
Существовали специальные государственные сборы: сбор с проезда по шоссе
С.-Питербург-Москва, сбор с пассажиров пароходов, пошлина с имущества, переходящего по наследству.
Среди косвенных налогов крупные доходы давали акцизы на алкогольные напитки, на табак, сахар, керосин, соль, спички и др.
В 1898г. Николай 2 утвердил положение о государственном промысловом налоге (до 1917г.).
В 1913г. были введены налоги на автоматические экипажи и на велосипеды.
6. После Февральской революции положение дел в стране сильно ухудшилось. Война с Германией продолжалась, хозяйство развалилось, финансовые источники иссякали. Выдержать бремя новых налогов никто уже не был в состоянии.
Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октябрьской революции 1917г. Основным доходом молодого сов. государства выступили эмиссия денег, контрибуция и продразверстка (метод государственной заготовки продуктов питания – с/х в период интервенции и гражданской войны 18-20гг.).
1-ые сов. налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
Введение единовременного сбора на обеспечение семей красноармейцев, который взымался с владельцев частных торговых предприятий, имевших наёмных работников.
Единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, который были обложены бюр. буржуазия и кулачество.
7. В период НЭПа существовали различные формы собственности, эк. законы, что является критерием главных условий функционирования налоговой системы.
Опыт 20-ых гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определённом построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления.
Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России.
Существовали следующие виды налогов:
1. Прямые (с/х, промысловый, подоходно-имущественный, рентный с земли, изъятых из с/х оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины).
2. Косвенные (акцизы и таможенные обложения).
Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, спичек.
Промысловым налогом облагались промышленные предприятия, а также единоличные ремёсла и промысловые занятия.
Он состоит из 2-х частей:
1. Патентного сбора.
2. Уравнительного сбора.
Подаходно-поимущественный налог.
Им облагались как физические, так и юридические лица. Это прежде всего налог на к-л. Государственные предприятия были освобождены от этого налога, но платили подоход-ный налог в размере 8 %.
С/х налог рассчитывался в зависимости от количества земли и количества голов скота на одного едока. Скот приравнивался к пошлине по соотношению: 1 голова рабочего скота = 0,5 десятины пошлины.
8. В связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием НЭПа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятия и перераспределением доли ресурсов через бюджет страна.
В 1930-1932гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в 2-х основных платежах: налоги с оборота и отчислениях от прибыли. Причём вся прибыль промышленных и торговых предприятий за исключением нормативных отчислений на формирование фондов изымалась в доход государства.
Налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства.
В связи с налогом ВОВ был введён военный налог (отменён в 1946г.), а также с целью мобилизации средств для оказания помощи многодетным матерям был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
Основным налоговым платежом того периода является налог с оборота (хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное).
Смена высшего руководства страны, проведение различных политических компаний непосредственно отражались на сов. налогах. Так программа Хрущёва по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960г. налога с заработной платы рабочих и служащих.
Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. вызвало необходимость возрождения отечественного налогообложе-ния. В рамках этого была предпринята попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.
14 июля 1990 г. был принят закон СССР о налогах с предприятий, объединений и организаций.
Налоги в этот период становятся инструментом политической борьбы.
Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и установления РБ, как политически самостоятельного государства. В связи с этим необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлена и принята основополагающая.
9. Изменения в налоговой системе были связаны прежде всего с приобретением РБ экономической и политической самостоятельности, необходимостью формирования гос. бюджета.
Возникла необходимость формирования собственной налоговой системы, отвечающей потребностям переходного периода к рыночным отношениям.
В государственную казну РБ стали зачисляться такие крупные источники, как налог с оборота и подоходный налог с населения.
Был принят ряд законов, регулирующих новую систему налогообложения:
1. Закон о бюджетной системе РБ.
2. Закон о налогах и сборах, взымаемых в бюджет РБ.
3. Закон о государственной налоговой инспекции РБ.
Были введены следующие налоги:
1. Чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
2. Налог на прибыль и доходы.
3. НДС.
4. Налог на недвижимость.
5. Акцизы.
6. Налог на топливо.
7. Земельный налог.
8. Экологический налог.
9. Государственные пошлины.
10. Налог на экспорт и импорт.
Впервые за последние 36 лет официально был запланирован дефицит бюджета в РБ в сумме 3,7 млрд.руб., т.е. налоговая система не стимулировала в должной мере рост производства бытовых услуг и предпринимательскую деятельность.
Новая система налогообложения была введена с началом 1996 г. Основу её составил закон о налогах и сборах, взымаемых в бюджет РБ, а также специальные акты налогового законодательства.
Первоначальная налоговая система включала 15 видов налогов, 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.
Налоговая система неоднократно корректировалась. Существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов. Снижался не только уровень налоговой нагрузки, но и задолженность плательщиков перед бюджетом. Существенно изменилась и структура налогов.
В настоящее время происходит принятие и разработка Налогового Кодекса РБ, т.е. единого систематизированного законодательного акта в сфере налогообложения. В настоящее время действующие в РБ налоги и другие обязательные платежи в бюджет могут быть объединены в 7 групп:
1. Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (НДС, налог с продажи а/м топлива, местные налоги и сборы, отчисления в республиканский фонд поддержки с/х предприятий, акцизы, целевые сборы в местные бюджетные фонды).
2. Налоги на прибыль и доходы (налог на прибыль, на дивиденды, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы ин. юридических лиц).
3. Налог на недвижимость.
4. Налоги и сборы, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков (налог на приобретение автотранспортных средств, целевые сборы, налоги на рекламу).
5. Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами пред-ва на себестоимость продукции (чрезвычайный налог, земельный налог, экономический и тд., в фонд занятости).
6. Упрощённые системы налогообложения (единый налог для предпринимателей с/х продукции, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц).
7. Прочие сборы.