Промежуточная аттестация

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся разработано в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2013г. (ст. 58) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по реализуемым основным профессиональным образовательным программам (далее – ОПОП).

- Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта (одобрены Научно-методическим советом Центром ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.).

- Уставом государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» (далее – Колледж»).

1.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся предусматривает решение следующих задач:

­ оценка качества освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы;

­ аттестация обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы СПО;

­ поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения обучающихся на уровне преподавателя, предметно-цикловой комиссии, отделения и Колледжа.

1.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля, промежуточной аттестации по каждой дисциплине модулю разрабатываются Колледжем самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Планирование и организация текущего контроля

2.1. Текущий контроль подразумевает регулярную проверку уровня освоения обучающимися содержания дисциплины (модуля) и способствует успешному овладению учебным материалом, умениями и компетенциями в разнообразных формах аудиторной работы, в процессе внеаудиторной подготовки (домашнее задание, самостоятельное изучение и т.п.).

2.2. Текущий контроль предполагает оценку результатов освоения каждым обучающимся определенной темы или раздела программы.

2.3. В рамках текущего контроля успеваемости преподаватель обязан производить учет посещения студентами всех видов аудиторных занятий, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины (модуля).

2.4. Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих учебных дисциплин, междисциплинарных курсов как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

2.5. Текущий контроль успеваемости проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий.

2.6. Обобщение результатов текущего контроля успеваемости проводится заведующими отделениями с целью принятия оперативных решений.

2.7. Результаты текущего контроля успеваемости на учебных занятиях оцениваются по пятибалльной системе и заносятся в журналы учета учебных часов по ОПОП в колонку, соответствующую дню проведения учебного занятия, на котором осуществлялся текущий контроль.

2.8. В колледже применяются следующие виды текущего контроля успеваемости:

ü входной контроль;

ü рубежный контроль;

ü итоговый контроль.

2.9. При планировании текущего контроля количество контрольных точек рекомендуется определять исходя из количества часов, выделенных на изучение конкретной учебной дисциплины (модуля).

2.10. Результаты текущего контроля выставляются в журналы учебных занятий не позднее чем через 7 дней со дня проведения проверочной работы (контрольной точки).

2.11. Сдача задолженностей или пересдача с целью повышения результата может проводиться в сроки, согласованные с заведующим отделением.

2.12. По окончании каждого семестра преподавателем выставляются итоговые оценки текущего (тематического) контроля.

2.13. Итоговые семестровые отметки по предметам, не выносимым на экзамены, учитываются при переводе на следующий курс.

2.14. Семестровая оценка достижений студентов по учебной дисциплине физическая культура (основная и подготовительная группы) осуществляется на основе текущей аттестации – качества выполнения студентами обязательных контрольных точек.

2.15. Обучающиеся, посещающие специальную медицинскую группу, получают зачет (при желании обучающегося - отметку) при условии посещения занятий и выполнения заданий, соответствующих их возможностям. Система оценки достижений обучающимся специальной медицинской группы не предполагает установления нормативов. Критерии и показатели оценки имеют индивидуальных характер и определяются педагогом с учетом возможностей и специфики заболевания обучающегося, согласуются с медицинским работником колледжа.

2.16. Временно освобожденные на основании медицинского заключения от учебных занятий по физической культуре на непродолжительный срок (менее 1 месяца) обязаны посещать учебные занятия. Допускается их привлечение педагогом к подготовке отдельных этапов учебного занятия.

2.17. Обучающиеся, освобожденные от посещения занятий по физической культуре на длительный отрезок времени (1 месяц и более), имеют право не посещать учебные занятия. Семестровая аттестация по физической культуре обучающихся данной категории осуществляется на основе оценки качества выполнения обязательных контрольных точек в форме тематических сообщений или тестов достижений.

2.18. При планировании и осуществлении текущего контроля педагоги колледжа отдают предпочтение практическим методам педагогического контроля, позволяющим максимально приблизить содержание контрольных заданий и процедуру их выполнения к условиям будущей профессиональной деятельности.

2.19. Уровень знаний в ходе текущего контроля оценивается по пятибалльной системе
оценки: 5(отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно),
1 (плохо) согласно критериям (Приложение 6).

2.20. Результаты текущего контроля успеваемости обучающихся служат основой для
промежуточной аттестации: получения зачёта по учебной дисциплине,
междисциплинарному курсу, учебной практике или допуска к экзамену по учебной
дисциплине или междисциплинарному курсу.

2.21. Текущая успеваемость обучающихся является обязательным условием промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация

3.1 Промежуточная аттестация, согласно требованиям ФГОС, является одной из форм оценки качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка освоения компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

3.2 Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку.

3.3 Промежуточная аттестация проводится с целью определения: - соответствия уровня и качества подготовки специалиста федеральным государственным образовательным стандартам по подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих;

- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу;

- сформированности компетенций.

3.4. Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре).

3.5 Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами, графиком учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

3.6 Промежуточная аттестация оценивает результат учебной деятельности обучающихся за семестр.

К каждой форме промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, полностью выполнившие учебный план: практические, лабораторные, контрольные и курсовые работы, не имеющие неудовлетворительных оценок по названным видам работ.

3.7. Учебные дисциплины, МДК и профессиональные модули являются обязательными для аттестации элементами ОПОП, их освоение должно завершаться одной из возможных форм промежуточной аттестации, определяемых рабочим учебным планом по специальности, профессии.

3.8 Основными формами промежуточной аттестации в Колледже являются:

­ экзамен по отдельной дисциплине;

­ экзамен по ряду дисциплин (комплексный);

­ экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;

­ зачет;

­ дифференцированный зачёт по отдельной дисциплине;

­ дифференцированный зачёт по производственной практике;

­ дифференцированный зачёт по учебной практике;

­ другие формы контроля (итоговая контрольная работа, тестовая работа и т.д.)

По дисциплинам «Физическая культура» формой промежуточной аттестации являются зачеты и дифференцированные зачеты которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов в учебном году.

3.9. Зачет и дифференцированный зачет по отдельной дисциплине или составным элементам программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практика) предусматриваются в том случае, если:

- согласно рабочему учебному плану они изучаются на протяжении нескольких семестров;

- на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне знаний.

По составным элементам программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практики) зачет или дифференцированный зачет проводятся по усмотрению Колледжа при соблюдении ограничений на количество зачетов и дифференцированных зачетов.

3.10. При выборе учебных дисциплин или составных элементов программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практики) для экзамена Колледж может руководствоваться следующим:

- значимостью дисциплины или МДК в подготовке специалиста;

- завершенностью изучения учебной дисциплины или МДК;

- завершенностью значимого раздела в дисциплине или МДК.

По составным элементам программы профессионального модуля (МДК) экзамен проводится по усмотрению Колледжа при соблюдении ограничений на количество экзаменов в учебном году.

3.11. Экзамен (квалификационный) является обязательной формойпромежуточной аттестации по профессиональному модулю.

Допуск к экзаменам (сессии) осуществляется заведующим отделения по результатам анализа сводных ведомостей группы. При наличии двух или более неудовлетворительных оценок за дисциплины, не выносимые на экзамены, обучающийся не допускается до экзаменационной сессии.

3.12. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине, МДК и профессиональному модулю разрабатываются Колледжем самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

3.13 По окончанию семестра заведующий отделением подводит итоги успеваемости студентов за семестр и составляет сводную (семестровую) ведомость.

Проведение промежуточной аттестации по общеобразовательным дисциплинам при реализации программ среднего общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ

4.1 Образовательная программа среднего общего образования, реализуемая в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, осваивается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

4.2. Освоение образовательной программы среднего общего образования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральными государственными образовательными стандартами.

4.3. Итоговый контроль по результатам освоения обучающимися программы среднего общего образования проводится в форме дифференцированных зачётов, зачетов и экзаменов.

Экзамены проводятся за счёт времени, выделяемого ФГОС на промежуточную аттестацию, дифференцированные зачёты – за счёт учебного времени, выделяемого на изучение соответствующей учебной дисциплины.

4.4. Дифференцированные зачёты и экзамены по всем учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.

4.5. Дифференцированные зачёты с учетом специфики учебной дисциплины могут проводиться в форме письменной контрольной работы, изложения, изложения с творческим заданием, сочинения, тестирования, опроса обучающихся в устной форме, а также с привлечением компьютерных технологий, как подведение итогов рейтинговой формы контроля и в других формах.

Конкретные формы проведения дифференцированных зачётов определяются преподавателем, согласовываются с предметно-цикловой комиссией и фиксируются в рабочей программе соответствующей учебной дисциплины.

4.6. Обязательные экзамены проводятся по русскому языку, математике и по одной из профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла.

4.6.1. Экзамены по русскому языку и математике проводятся письменно:

- по русскому языку – с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий либо текста (художественного или публицистического) для изложения с заданиями творческого характера;

- по математике – с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий, требующих краткого ответа и/или полного решения.

Выбор вида экзаменационных материалов осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины и согласовывается в установленном порядке с предметно-цикловой комиссией и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

4.6.2. Экзамен по профильной учебной дисциплине проводится устно или письменно. Форма проведения экзамена и вид экзаменационных материалов определяются преподавателем соответствующей учебной дисциплины и согласовываются с заместителем директора по учебной работе.

4.6.3. По завершению освоения обучающимися всех остальных дисциплин общеобразовательного цикла проводятся дифференцированные зачеты.

4.7. Для проведения экзаменов, как правило, организуется экзаменационная сессия, которая может проводиться концентрировано или рассредоточено.

Если промежуточная аттестация проводится рассредоточено, то экзамены проводятся в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если промежуточная аттестация проводится концентрировано, то между экзаменами предусматривается не менее 2-х дней, которые могут быть использованы на проведение консультаций или подготовку к экзаменам.

4.8. Для организации и проведения экзаменов по итогам освоения программы среднего общего образования ежегодно создаются экзаменационные комиссии.

Экзаменационные и предметно-цикловые комиссии осуществляют подготовку экзаменационных материалов, организацию и проведение письменных экзаменов по русскому языку, математике, профильной учебной дисциплине (если он проводится в письменной форме), прием устного экзамена по профильной учебной дисциплине (если он проводится в устной форме) и проверку письменных экзаменационных работ, оценивание и утверждение результатов всех экзаменов.

Разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении экзаменов осуществляется комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

4.9. Аттестация обучающихся проводится в сроки, определенные учебным планом по специальности и графиком учебного процесса на учебный год и начинается не ранее 8.30 часов по местному времени. На аттестацию в письменной форме отводится: по русскому языку – не более 3-х астрономических часов при выполнении экзаменационного теста и не более 6-ти часов при выполнении других видов письменных работ (сочинение, изложение), по математике - не более 3-х астрономических часов при выполнении экзаменационного теста и 5-ти астрономических часов при выполнении традиционной экзаменационной контрольной работы.

4.10. Пакет с темами, сочинений или изложений для аттестации по русскому языку вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии и обучающихся непосредственно перед началом аттестации. Пакет с текстами заданий по математике вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии за 1 час до начала аттестации. Пакет с текстами заданий для проведения письменного экзамена по учебным предметам в форме тестирования вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии непосредственно перед началом аттестации. В аудитории темы и задания по письменной аттестации пишутся на доске или в печатном виде выдаются каждому обучающемуся.

4.11. Приложения к билетам (аттестационные материалы) составляются преподавателями соответствующих учебных дисциплин, рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе за две недели до начала аттестации. Для параллельных групп составляются различные варианты приложений к аттестационным билетам.

4.12. Приложения к билетам не должны быть заранее известны обучающимся и хранятся до дня проведения аттестации у заместителя директора по учебной работе. Решения примеров и задач должны быть выполнены преподавателями в отдельной тетради и предназначены только членам аттестационной комиссии для оперативной проверки правильности выполнения задания.

4.13. Заместитель директора по учебной работе несет ответственность за обращение с материалами для аттестации обучающихся.

4.14. Во время проведения аттестации в письменной форме продолжительностью 5-6 часов предусматривается перерыв на 20 - 30 минут для организации питания обучающихся.

4.15. Обучающиеся являются для прохождения аттестации без учебников и учебных пособий. Работа выполняется на бумаге со штампом Колледжа, которая выдается каждому аттестуемому. Обучающиеся выполняют письменную работу, сидя за столом: по одному – в случае одного варианта задания, по два – при наличии нескольких вариантов заданий. Письменная работа может быть выполнена первоначально на черновике. Обучающиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком аттестационной комиссии и уходят из аудитории; не закончившие работу в отведенное время, сдают ее неоконченной. Работы, выполненные на бумаге без штампа Колледжа, считаются недействительными.

4.16. Обучающиеся на письменной аттестации могут выходить из аудитории на 3 - 5 минут только с разрешения членов аттестационной комиссии, при этом на черновике записывается время выхода и возвращения в аудиторию. На сочинении обучающимся через час после начала аттестации предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

4.17. При проведении аттестации в устной форме количество билетов должно быть больше, чем количество обучающихся в группе. Билеты, по которым были опрошены обучающиеся, не могут использоваться повторно.

4.18. Форма проведения аттестации в устной форме может быть выбрана преподавателем: по билетам, собеседование, защита реферата, проекта и др.

4.19. Обучающиеся проходят аттестацию по выбранному ими билету. В тех случаях, когда обучающийся не в состоянии изложить учебный материал на положительную оценку, ему разрешается взять второй билет, но при этом оценка за ответ снижается на один балл. Аттестуемый, взявший билет, садится за отдельный стол для обдумывания ответа, на что ему отводится 15 - 20 минут.

4.20. При аттестации в устной форме члены аттестационной комиссии выслушивают ответ обучающегося на вопросы билета (по проблеме собеседования), не прерывая его и не помогая наводящими вопросами.

4.21. После ответа аттестуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы, если это необходимо для более точного и объективного представления о знаниях и умениях обучающегося по данному предмету. Ответ аттестуемого не обязательно выслушивать до конца в том случае, если ход ответа позволяет судить об основательном знании аттестуемым данного вопроса.

4.22. Оценки, полученные обучающимся на аттестации в устной форме, должны быть объявлены им после окончания аттестации в данной группе. Оценки по результатам аттестации в письменной форме объявляются по окончании проверки письменных работ.

4.23. При проверке письменных аттестационных работ ошибки подчеркиваются. В работе по русскому языку указывается отдельно количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. За сочинение выставляется 2 оценки: за содержание и за грамотность. На сочинение, оцененное баллом "5" или "2", дается рецензия. Если проверка не окончена, то работы сдаются на хранение заместителю директора по учебной работе.

4.24. Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку за содержание, повторную аттестацию проходят в форме сочинения, а если за грамотность - в форме диктанта.

4.25. Каждый обучающийся после проверки его письменной работы, выставления аттестационной и итоговой оценок имеет право ознакомиться с итогами проверки своей работы. Организация показа письменных работ обучающимся возлагается на председателя аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия колледжа не имеет права пересматривать выставленные ею ранее оценки.

4.26. Для обучающихся, пропустивших экзамены по дисциплинам общеобразовательного цикла по уважительным причинам, предусматриваются дополнительные сроки их проведения.

4.27. Для обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку на экзамене по одной (двум) из дисциплин общеобразовательного цикла ОПОП и допущенных повторно к экзаменам, также предусматриваются дополнительные сроки проведения экзаменов по соответствующей дисциплине.

4.28. Дополнительные сроки проведения экзаменов устанавливаются заведующими отделениями.

4.29. Расписание экзаменов по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла (если экзаменационная сессия проводится концентрировано) должно быть составлено таким образом, чтобы интервал между ними для каждого обучающегося составлял, как правило, не менее двух дней (за исключением экзаменов, проводимых в дополнительные сроки).

4.30. При проведении экзаменов должна быть предусмотрена возможность подачи обучающимся апелляции в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и ознакомления его при рассмотрении апелляции с выполненной им письменной экзаменационной работой.

Обучающиеся вправе подать апелляцию, как по процедуре экзаменов, так и о несогласии с полученными оценками.

При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и проведении экзамена по соответствующей общеобразовательной дисциплине, либо ранее проверявшими письменную экзаменационную работу обучающегося, подавшего апелляцию. Решение комиссии сообщается обучающемуся через день после подачи апелляции.

4.31. Содержание экзаменационных работ для проведения экзаменов по русскому языку и математике должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего общего образования по соответствующей учебной дисциплине базового уровня.

4.32. При составлении экзаменационных работ для проведения письменных экзаменов по русскому языку в форме тестирования и по математике в форме тестирования или контрольной работы формируются две части: обязательная, в которую включаются задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения удовлетворительной оценки, и дополнительная часть с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет нарастить удовлетворительную оценку до 4 или 5, а также критерии оценивания результатов для получения каждой из положительных оценок (3,4,5).

4.33. Содержание экзаменационных материалов для проведения экзамена по профильной учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП разрабатывается преподавателем с учетом требований к подготовке выпускников, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего общего образования по соответствующей учебной дисциплине базового уровня и соответственно примерной программой по этой общеобразовательной дисциплине.

4.34. При подведении результатов экзаменов используется пятибалльная система оценки.

Оценки по результатам проверки выполнения письменных экзаменационных работ по русскому языку и математике выставляются согласно критериям, которые представляются вместе с текстами письменных экзаменационных работ и открыты для обучающихся во время проведения экзамена.

4.35. Результаты экзаменов признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по русскому языку, математике и одной из профильных учебных дисциплин при сдаче экзаменов получил оценки не ниже удовлетворительных (трех баллов).

4.36. Итоговые оценки по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП определяются как среднее арифметическое годовой оценки,полученной по завершении изучения соответствующей дисциплины, и оценки, полученной на экзамене или на дифференцированном зачете. Итоговые оценки выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

4.37. Положительные итоговые оценки (5, 4, 3) по учебным дисциплинам, по которой сдавался экзамен и положительные итоговые оценки (не ниже удовлетворительных) по всем остальным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП свидетельствуют о том, что обучающийся Колледжа освоил программу среднего общего образования

Наши рекомендации