ВШП» и его роль в экономическом и политическом развитии древнетюркских государств

В древнетюркских каганатах решение многих хозяйственных проблем зависело от торговли. Ни набеги, ни войны, ни добыча от них, а постоянная меновая торговля служила источником благосостояния кочевников. В период империи тюрки стали хозяевами большей части Великого шелкового пути. Доверенными лицами тюркских ханов в этом деле стали согдийские купцы, сосредоточившие в своих руках огромное количество шелковых тканей собственного и китайского производства. Через согдийских купцов кочевники сбывали свою скотоводческую продукцию, а также военную добычу. Купцы через Иран доставляли их до Византии. От взаимоотношений трех великих государств зависела судьба Шелкового пути. Это партнерство стало причиной заключения военного союза между тюрками и Византийской империей против Ирана (в 567 г.). Отказ Ирана наладить отношения заставил тюрков искать новые территории для вывоза шелка. Таким образом, была проложена дорога через Поволжье. Через степи Казахстана проходили и другие пути, связывавшие Сибирь и Поволжье со Средней Азией. Одним из самых древних путей сообщения был меридианальный путь между Туркестаном и Сибирью, через степи Казахстана. Возможно, этот путь гораздо древнее других /например - Великого Шелкового пути/, поскольку юг и север Великой степи находились в одной хозяйственно-культурной системе. Еще в древнейшие времена часть кочевников шла на зимние стоянки на юг, к тому же основные городские центры находились там же. В эпоху бронзы по Великому меридианальному пути транспортировалась медь и другие металлы.

В древнетюркскую эпоху население Великой степи постепенно переходит от рунического на арабский алфавит.

Культура древних тюрков.

Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Наряду с собственными древними верованиями , в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм. Самая молодая мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

Письменность и язык:

Первые тюркские надписи – р. Орхон (Монголия), в Казахстане – р. Талас.

В 6в – 10в – согдийское письмо (рунического типа), 9в - 12в – арабский язык и письмо.

Самые известные памятники рунической письменности, древнейшие памятники древнетюрксой письменности – надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-Тегина (блестящие образцы политической прозы, традиции ораторского искусства, единый литературный язык, богатырские деяния). Монгольские стелы – памятники письменности. Памятники письменности в К – надмогильники Таласа, надписи монет, бытовых предметов. Впервые о письменности тюрков говорит Менандр Протектор («скифское письмо»). Древнетюркский рунический алфавит на основе согдийского. О самостоятельной письменности тюрков в 6в говорят китайские источники.

Искусство:

Каменные изваяния балбалы , могильники, одиночные погребения обязаны своему появлению тюркам. Балбалы - каменные бабы изображали бородатых мужчин с сосудами, олицетворяли знать могилы, лицом к востоку, при исламе перестают делать. Из керамики выделяются горшки (зеленые и коричневые). Орнаменты: геометрические, буквенные, растительные, зооморфные. Искусства стран Шелкового пути «взаимовлияли». Тюркского правителя философы называют «царем хищных зверей». Общественное сознание и политические концепции 11в отражены в книге Баласагуни «Кутадгу билик» - «Наука, приносящая счастье» (первый памятник светской литературы). 10в - 12в – складывается Северо-Туркестанская архитектурная школа («традиции степного искусства»).

Мавзолей Кара-хана – памятник караханидского зодчества (вообще мавзолеи – памятники архитектуры 10в - 12в). Показатель высокого уровня архитектуры 11в - кубический мавзолей Бабаджа-хатун в Таразе (раннее мусульманское мемориальное сооружение). Мавзолеи Айша – биби (11в - 12в, Тараз,), Сырлытам (12в, Сырдарья). Дворцы Кедера и Джамуката (монументальные постройки 7в - 9в).

Найманы и Кереи.

В XII веке конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи и меркитами) представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен вполне возможно, что они имели смешанный этнически состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших союз племен «секиз - огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII веке племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием (XII – нач.XIII вв.) раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты – родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце ХII начале ХIII веков часть найманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, обосновавшие на Алтае в Восточном Казахстане, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которые правили ханы. В 1211 года глава найманов Кучлук хан покорил каракитаев и установил свою власть в Семиречье.

16. Города и поселения средневекового Казахстана. Их роль в экономической и культурной жизни на территории Казахстана.

Испиджаб (Сайрам) – «Город на Белой реке» - упоминается в источниках с VII века. Центр Округа. Важный административный центр, а также центр транзитной торговли, религии. В XIII веке был захвачен монголами, но особо не пострадал. Отрар (Фараб) – находился недалеко от места впадения Арыси в Сырдарью. Центр округа Фараб (Отрарский оазис). Через него проходили многие караванные пути. Населенный пункт возник в первых веках н.э., но первое упоминание в письменных источниках – IX век. В VII-VIII веках Отрар был экономически и политически самостоятелен (Отрарские монеты). В IX-X веках Отрар называется в числе городов Испиджаба, что связано с подчинением его Халифату, а затем – Саманидам, но зависимость была номинальной. В XI-XII веках Отрар растет и развивается. Но это развитие было прервано монгольским завоеванием. 1218 год – «Отрарская катастрофа». 1219 год – разрушение Отрара.

Туркестан – центр Туркестанского оазиса (др. название Иассы). В VIII веке был известен как округ Шавгар. Столицей был одноименный город затем столицей стал город Иассы, известный с XII века. Иассы с начала локализовался на месте городища Культобе, с территории Туркестана. В XIII веке Мухаммед ибн Текеш чеканит здесь свою монету. В период монгольского завоевания судьба Туркестана неизвестна. Один из важнейших торговых, культурных и религиозных центров.

Сауран – 35 км. северо-восточнее Туркестана. Первое упоминание в X веке. Располагался на месте городища Каратобе до XII века. В XIII веке был перенесен на новое место (приблизительно на 3 км. западнее).

Янгикент – столица государства Огузов (Новая Гузия). Один из крупнейших торговых центров. Существовал до XIII века.

Дженд – X-XIII век. Наибольшая активность города. Начало XIII века – столица Кыпчаков. во время монгольского вторжения был захвачен.

Сыгнак – упоминается с X века. В XII веке – столица Кыпчаков. 1220 год – был разрушен Монголами.

Тараз – первое упоминание в VI веке. Находился на берегу Таласа. В VII веке – Тараз – один из наиболее крупных городов на Великом Шелковом Пути. IX-XI века – подъем и развитие горда. X-XI века – столица одного из уделов Караханидов. В XIII веке был разрушен по приказу Харуншаха, но был вновь отстроен.

Атлахь – 751 г. – Таласская битва между Китайскими и Арабскими войсками. Победа Арабов при поддержке Карлуков.

Чигль, Талхир, Акирташ, Кашгар, Суяб, Баласагун, Сузак, Алмалык, Сюткент.

В период да XIII века на территории Казахстана находилось около 200 населенных пунктов. После монгольского завоевания таковых осталось около 20.

Наши рекомендации