Формы и методы реализации функций современного государства
Формы осущ-ия ф-ий гос-ва реализуется в определенных формах и особыми, характерными для гос. власти методами. Различают правовые и не првовые формй реализ-ии фу-ий гос-ва. В правовых формах отражаются связь гос-ва и пр-ва обязанность гос-ва действовать на основе права и в рамках закона. Обыяно выделяют 3-и правовые формы осущ-ия фун-ий гос-ва – правотворческую, правоисполнительскую, правоохранительную.
Правотворческая ея-ть - это подготовка и издание НПА, без которых реализ-ия др. ф-ий гос-ва практически невозможна.
От правоисполнительской деят-ти зависит тот факт, будут ли законы и др. НПА реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соотв-ие акты, конролируют выполнение обяз-ей исполнителями и др.
Правоох-ая деят-ть, властная оперативная и правоприменительная деят-ть по охране правопорядка, прав и свобод гр-н и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушения, разрешению юр. дел, привлечение к юр. отв-ти и т.д. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготавительной работы в процессе осущ-ия ф-ий гос-ва. Такая деят-ть явл-ся и необходимой, и правомерной, но она не связана с юр. значимыми действиями, влекущими за собой правовыми последствиями. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юр. дела, ознакомление с письмами и заявлениями гр-ан и т.д.
11. Формы и методы реализации функций современного государства.
Реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.
Сущность государства, которая проявляется в его функциях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что государство — это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.
Государство выполняет свои функции в присущих ему формах и применяет в своей деятельности различные методы.
Формы осуществления функций государства делятся на: правовые и организационные.
К организационным формам относятся:
♦ организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);
♦ организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
♦ организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).
К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.
•Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.
•Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).
•Правоохранительная форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны.
При выполнении какой либо функции государство использует соответствующие этой функции методы. Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.
Для правоустановительной функции форма реализации — деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.),
Государство так же невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу правоустановительная функция — это одновременно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.
Дляправореализаторской функции форма реализации — деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.
Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.
Дляправозащитной функции формой реализации служит деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.
Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонаруше-ниями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.
Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2) "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства".
Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.
Из числа неправовых следует выделить:
≈экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),
≈политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.),
≈идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),
≈организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).