Причины, удерживающие от совершения преступления
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Обществознание
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Класс.
Время на выполнение заданий – 1 час 20 минут.
Выберите правильный ответ и впишите его в таблицу (20-25 мин.)
1) Экономика является смешанной, когда:
1) товары и услуги производятся как государственными, так и частными компаниями;
2) правительство владеет или управляет всеми компаниями;
3) экономические решения принимаются по традиции;
Есть как богатые, так и бедные.
Выберите термины, относящиеся к формам правления.
1) суверенитет, публичная власть;
2) монархия, республика;
3) демократия, диктатура;
Федерация, автономия.
Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) по достижении 18-летнего возраста молодые люди зарегистрировали брак;
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте;
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям;
Сын устроился работать на семейную фирму.
Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?
1) на презумпцию невиновности;
2) на участие в общественной организации;
3) на свободу слова;
На участие в выборах Президента.
К отличительному признаку правового государства относится
1) подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц;
2) существование исполнительных органов;
3) наличие специальных вооруженных отрядов людей (армии, полиции);
4) суверенность государства;
Конституция является
1) символом государства;
2) сводом законов субъектов федерации;
3) основным законом страны;
Сводом социальных норм.
К функциям семьи относится
1) социализация личности;
2) определение минимального размера заработной платы;
3) установление системы школьного образования;
Определение размеров коммунальных платежей.
8) Какие из указанных функций относятся к функциям государства:
1) выдвижение кандидатов на выборах;
2) защита интересов страны на международной арене;
3) регулирование деятельности частных предприятий;
Представительство интересов определенного блока социальных сил.
9) К мировым религиям не относится:
Буддизм,
Ислам,
Анимизм,
Христианство.
10) К стратификационным моделям общества относятся:
Рабовладельческая,
Феодальная,
Кастовая,
Капиталистическая.
Лингвистический конструктор. Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь (7-10 мин.)
1.в обществе, власти, власти, и осуществления, на неограниченной, одного, организации, основанный, правителя, способ
2. в данном, ему, индивидом, образцов, обществе, поведения, позволяющих, процесс, социальных норм и ценностей, усвоения, успешно, функционировать
3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили. (7-10 мин)
1. Республика, монархия, федерация.
2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
3. Административное право, гражданское право, семейное право.
Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. (7-10 мин)
1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.
2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
5. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе.
Запишите выбранные вами слова и сочетания под номерами соответствующих пропусков. (25-30 мин)
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин « (1)». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием « (2) ». При этом учитываются (3) его характеристики. Понятием « (4) » определяют систему (5) характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь (6) как продолжающийся (7) процесс усвоения культурных норм и социальных (8) . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение (9) ; подростку необходимо мнение (10) .
социализация роль родители личность группа сверстников | биологические и социальные индивид на протяжении жизни социальная регуляция только биологические | социально значимые в детские годы индивидуальность статус адаптация |
1.__________________
2. _________________
3. _________________
4. _________________
5. _________________
6. _________________
7. _________________
8. _________________
9. _________________
10. ________________
6. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм. (15-20 мин)
1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.
2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».
3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.
4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.
Причины, удерживающие от совершения преступления
(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)
Мужчины
Женщины
Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.
Страх наказания. Неловко перед людьми
Из принципиальных соображений. По нерешительности
Ответы:
1.__________________
___________________
2.__________________
____________________
3.__________________
4.__________________
____________________