Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

1. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.

2. Великая Отечественная война

Понятия:

Лига наций, коллективная безопасность, ГКО, Ставка Верховного командования, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, альтернатива.

Логические задания:

1. Докажите, что в 1939 г. во внешней политике СССР существовала альтернатива выбора союзника.

2. Сравните внешнюю политику Советского правительства в 1933-1938 гг. и 1939-1941 гг.

3. Заполните хронологическую таблицу «Вторая мировая война»:

Дата Событие Содержание
23 августа 1939 г.    
28 сентября 1939 г.    
30 ноября 1939 г.    
1 сентября 1939 г.    
22 июня 1941 г.    
9 мая 1945 г.    
2 сентября 1945 г.    

4. Заполните структурно-логическую схему «Основные участники Великой отечественной войны»

         
  Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru
 
 
Основные участники Второй мировой войны
 
 
Гитлеровская Германия
 
СССР

Страны-сателлиты (члены фашист. блока) Государства-союзники СССР

гитлеровской Германии

                                       
  Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru   Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) - student2.ru

Литература:

1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. – М.:Гардарики, 2002. С.300-301, 306-325.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.С. История России. М., 2000. С.385-388, 399-415.

Доклады:

1. Внешняя политика СССР в 30-е годы

Литература

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.С. История России. М., 2000. С.385-387.

Мировые войны XX века. Кн.3. Вторая мировая война. Исторический очерк. М.: Наука, 2002. С.16-68.

2. Антигитлеровская коалиция

Литература

Мировые войны XX века. Кн.3. Вторая мировая война. Исторический очерк. М.: Наука, 2002. С.230-249.

Фалин В. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. М.: Центрполиграф, 2000.

Методические указания

1939-1945 годы наиболее трагичные в мировой истории. Это период Второй мировой войны. В ней приняло участие 61 государство, в армии было мобилизовано 110 млн. человек, военные действия развернулись на территории 22,6 млн. километров.

Данная тема многопланова. В ней можно выделить два периода: 1939-1941 гг., когда разгорелся пожар Второй мировой войны и июнь 1941 – май 1945 гг. – непосредственно Великую Отечественную войну, являющуюся составной частью Второй мировой войны.

Великая Отечественная война, несмотря на огромное количество посвященных ей работ, во многом остается «белым пятном» для историков. В настоящее время с открытием архивов и появлени­ем новых документов расширяется представление о ранее не из­вестных фактах и событиях войны. Значительный вклад в изуче­ние Великой Отечественной войны внесли военные историки со­ветского периода П. Жилин и А. Самсонов. В работах современ­ных исследователей М.А. Гареева, В.Д. Данилова, В.А Золотаре­ва, А.С. Орлова, Г.Л. Розанова, М.И. Сахарова и других находят новое освещение ранее изученные проблемы и ставятся новые за­дачи по дальнейшему изучению Великой Отечественной войны.

Некоторые дискуссионные проблемы:

1. Кто развязал вторую мировую войну. При ответе на этот вопрос историки используют разные подходы. Первый - эту вой­ну развязали империалистические страны с целью передела мира; второй - виновником в развязывании войны является исключи­тельно германский фашизм, все остальные участники - его жерт­вы; третий - виновником в начале этого конфликта является Ста­лин и его желание построить мировой социализм.

2. Начало войны - готовил ли Сталин нападение на Герма­нию. В последние годы в исторической литературе обсуждается версия В. Суворова, выдвинутая им в книгах «Ледокол» и «День-М». Основная идея В. Суворова заключается в том, что главной целью внешней политики большевистского руководства было осу­ществление «мировой революции». Для ее осуществления был разработан план по подготовке мировой войны, которая разруши­ла бы Европу, облегчив ее «советизацию». С этой целью в Советс­ком Союзе создавался значительный военно-промышленный ком­плекс и наращивались мощные вооруженные силы. Общий вывод В. Суворова состоит в том, что Советский Союз - главный винов­ник и зачинщик второй мировой войны. Вероломное нападение Гитлера на СССР объявляется превентивным (предупредительным) ударом. Большинство ученых (см.: Современная историография и полемика вокруг книги В. Суворова «Ледокол»// Советская исто­риография. М., 1996) не согласны с этим утверждением.

3. Проблема «внезапности» нападения Германии на СССР. Многое, по мнению исследователей, в этом вопросе еще не ясно. Войска СССР были развернуты для ведения наступательных дей­ствий, но сил для наступления было недостаточно. Армия нахо­дилась в стадии модернизации. Поступавшая из различных источ­ников (внешняя разведка, войсковая разведка, перебежчики, дип­ломатические каналы) информация о готовящемся нападении Гер­мании на СССР была проигнорирована сталинским руководством.

4. Причины поражения весной - летом. 1942 г. Немцы дош­ли до Кавказа и Волги. Ряд данных заставляет по-новому оценить основные сражения войны, сотрудничество в рамках антигитлеров­ской коалиции, обстановку в тылу, историю партизанского дви­жения и подполья. Многие проблемы ждут дальнейшего изучения.

5. Проблема коллаборационизма и движение Сопротивле­ния. Гитлеровцы на оккупированной территории стремились со­здать себе опору среди местного населения. Коллаборационизм (от франц. слова «сотрудничество») стал серьезной проблемой, долгое время замалчиваемой в исторических исследованиях. На стороне Германии в той или иной форме воевало около 1 млн. советских граждан. Они делали это по разным причинам: из ненависти к советской власти, в надежде возродить Русское государство, из страха за свою жизнь. Наибольшую известность получила «Рус­ская освободительная армия» (РОА) во главе с генерал-лейтенан­том А.А. Власовым, командовавшим 2-й ударной армией на Волховском фронте и попавшим в плен летом 1942 г. Основная часть изменников служила в полиции и вспомогательных частях немец­кой армии.

Большинство населения отвергло сотрудничество с оккупанта­ми. Это стало основой массового движения Сопротивления. Оно проявлялось в разных формах: укрывательство бежавших военноп­ленных и евреев, помощь партизанам и подпольщикам, вооружен­ная борьба с врагом.

6. Потери СССР в войне - Сталин называет цифру 7 млн., Брежнев - 20 млн., Горбачев - 27-28 млн. (эта цифра подтверж­дается и историками, как нашими, так и зарубежными). Некото­рые специалисты говорят и о больших потерях (до 36 млн. чело­век). Около половины всех людских потерь во второй мировой войне приходится на долю СССР.

7. Цена победы советского народа в Великой Отечествен­ной войне. До начала 90-х гг. эта проблема в отечественной лите­ратуре вообще не исследовалась. Сейчас ученые решают, кого от­носить к жертвам этой войны, с чем связаны большие человечес­кие утраты со стороны СССР, и другие проблемы. Ученых рознит отсутствие единой методологии и методики подсчета цены побе­ды. Немало в этом вопросе зависит от политических пристрастий ученых-историков.

Война началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу. Рассмотрение первого вопроса следует начать с выяснения международного положения и внешней политики СССР в 1933-1938 гг., так как именно в эти годы сформировались два очага международной напряженности. Один в Европе из-за агрессивности фашистской Германии и Италии, другой – на Дальнем востоке из-за гегемонистких притязаний Японии.

По этому вопросу можно заслушать доклад. См. литературу к докладу.

План Гитлера и нацистов на мировое господство (№1) и военное состояние Германии в 30-е годы (№2) раскрывают агрессивную внешнюю политику гитлеровского режима.

В этих условиях руководство СССР прилагало немало усилий для создания системы «коллективной безопасности (сотрудничество государств в 1930-1939 гг. по поддержанию мира, подавлению актов агрессии). В 1934 г. СССР вступает в Лигу наций (см. словарь) и подписывает ряд договоров о взаимной помощи (Франция, Чехословакия, Монголия, Китай).

Альтернатива (см. словарь) выбора союзников обозначилась четко в 1939 г. Но ситуация выбора стала складываться в 1938 г. Именно тогда произошел крах советской политики коллективной безопасности. Это показало Мюнхенское соглашение 1938 г. Оно не учитывало интересы СССР.

Особое внимание следует уделить англо-франко-советским переговорам, которые шли вплоть до лета 1939 г. и выяснить, почему произошло изменение курса советской внешней политики в сторону улучшения советско-германских отношений (№3, 4, 5).

23 августа 1939 г. был заключен советско-германский Договор о ненападении сроком на 10 лет. Пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа) включал и секретный протокол (№6).

Современная оценка советско-германского Договора от 23 августа и секретных дополнений дана на II съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.) (№7).

При рассмотрении второго вопроса нужно обратить внимание на то, что Великая Отечественная война продолжалась с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. В истории этой войны выделяют три основных периода:

1. 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный период войны. Еще его называют периодом временных неудач. Стратегическая инициатива, т.е. возможность планировать и проводить крупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту.

2. 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома, т.е. перехода стратегической инициативы к СССР; изменение соотношения сил.

3. 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий период. Освобождение всей территории СССР, «освободительная» миссия Красной Армии в Европе.

Особый период (9 августа 1945 г. – 2 сентября 1945 г.) – война СССР против Японии, разгром Квантунской армии в Манчжурии.

Что такое война, причины войны, планы и цели Германии и СССР в войне позволит выяснить материал №8.

3. О начале перестройки всей жизни страны на военный лад говорит документ №9 «О создании Государственного комитета обороны» и материал учебника (см. учебник Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.С. История России. М., 2000. С. ).

Интересен и документ №10 «Выступление И.В.Сталина 3 июля 1941 г.», где он впервые после начала войны обратился к советскому народу.

Полоса неудач Красной Армии охватила время 1941-1942 гг. О причинах неудач летом и осенью 1941 г. см. учебник Отечественная история: Элементарный курс. С.309-311.

Документ №11 – Приказ №227 от 28 июля 1942 г. позволяет выяснить, как Сталин объяснял причины поражения СССР весной-летом 1942 г. Приказ №227 не был секретным, но имел гриф «Без публикации в печати», поэтому долгое время оставался закрытым.

Важной проблемой данной темы является рассмотрение истории складывания антигитлеровской коалиции и ее роли в помощи союзников. По этому вопросу можно заслушать доклад (см. выше литературу) и изучить документ №12 «Поставки в СССР по ленд-лизу» (см. словарь).

Огромной ценой досталась народам СССР победа над Германией и ее союзниками. Сталин, подводя итоги войны, оценивал потери СССР в 7 млн. человек, в 1965 г. Брежнев назвал цифру 20 млн. человек, Горбачев – 27-28 млн. Некоторые исследователи говорят и о больших потерях (№13).

Документ №14 позволяет выяснить уроки Великой Отечественной войны.

Историческое значение победы СССР в войне заключается в разгроме фашистско-милитаристского блок, угрожавшего мировой цивилизации, освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы от германского владычества. Победа СССР и других стран антигитлеровской коалиции открыла возможность освобождения колоний и демократического обновления мира.

Чтобы выполнить логическое задание №1 «Докажите, что в 1939 г. во внешней политике СССР существовала альтернатива выбора союзника», надо помнить, что альтернатива – это возможность выбора, затем дать определение понятия «союзник», а далее прочитать соответствующий раздел учебника и приведенные в данном пособии документы №4, 5, 6, выяснить возможных союзников СССР.

При выполнении логического задания №2 «Сравните внешнюю политику Советского правительства в 1933-1938 гг. и 1939-1941 гг.» надо дать определение понятия «внешняя политика», а затем, прочитав соответствующий раздел учебника, выделить главные направления внешней политики СССР в эти периоды.

При выполнении логического задания №3 «Вторая мировая война» надо прочитать рекомендованную учебную литературу и определить, какие события произошли в эти годы и каково было их содержание.

При выполнении логического задания №4 «Основные участники Второй мировой войны» надо выяснить, кто воевал на стороне германии, а кто – на стороне СССР.

Учебные материалы

№ 1. Из книги А.Гитлера «Моя борьба»

[...] Мы, национал-социалисты, совершенно сознательно ставим крест на всей немецкой иностранной политике довоенного времени. Мы хотим вер­нуться к тому пункту, на котором прервалось наше старое развитие 600 лет назад. Мы хотим приостановить вечное германское стремление на юг и на запад Европы и определенно указываем пальцем в сторону территорий, рас­положенных на востоке. Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завое­вания новых земель в Европе.

Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные госу­дарства, которые ей подчинены.

Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор дер­жалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам - превосходнейший пример той громадной государ­ственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы [...] В течение столетий Россия жила за счет имен­но германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреб­лено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни ев­реи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государ­ство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неиз­бежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки. Конец ев­рейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории.

Наша задача, наша миссия должна заключаться прежде всего в том, что­бы убедить наш народ: наши будущие цели состоят не в повторении какого-либо эффективного похода Александра, а в том, чтобы открыть себе воз­можность прилежного труда на новых землях, которые завоюет нам немец­кий меч [...]

[...] Россия, лишившаяся своего верховного германского слоя, уже тем самым перестала иметь какое-то ни было значение как возможный союзник немецкой нации в освободительной борьбе. С чисто военной точки зрения война Германии-России против Западной Европы (а вернее сказать в этом случае - против всего остального мира) была бы настоящей катастрофой для нас [...]

Уже один факт заключения союза между Германией и Россией означал бы неизбежность будущей войны, исход которой заранее предрешен.

К этому, однако, надо добавить следующее.

1. Современные владыки России совершенно не помышляют о заключе­нии честного союза с Германией, а тем более о его выполнении, если бы они его заключили.

Нельзя забывать и того факта, что правители современной России это -запятнавшие себя кровью низкие преступники, это - накипь человеческая, которая воспользовалась благоприятным для нее стечением трагических обстоятельств, захватила врасплох громадное государство, произвела ди­кую расправу над миллионами передовых интеллигентных людей, фактиче­ски истребила интеллигенцию и теперь, вот уже скоро десять лет, осущест­вляет самую жестокую тиранию, которую когда-либо только знала история. Нельзя далее забывать и то обстоятельство, что эти владыки являются вы­ходцами из того народа, черты которого представляют смесь зверской жес­токости и непостижимой лживости, и что эти господа ныне больше чем ко­гда бы то ни было считают себя призванными осчастливить весь мир своим кровавым господством. Ни на минуту нельзя забыть того, что интернацио­нальное еврейство, ныне полностью держащее в своих руках всю Россию, видит в Германии не союзника, а страну, предназначенную понести тот же жребий. Кто же заключает союз с таким партнером, единственный интерес которого сводится только к тому, чтобы уничтожить другого партнера? [...]

№ 2. Из воспоминаний У.Черчилля о перевооружении Германии

Наши рекомендации