История преподавания публичного права в России
Историко - правовой анализ становления и развития отечественных государственно- правовых институтов, но и науки государствоведения целесообразно осуществлять в соответствии со следующей основной периодизацией:
• дореволюционная Россия;
• советское время;
• Российская Федерация.
В дореволюционной (царской) России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и активно развивалась.
В основном этим занимался профессорско- преподавательский состав юридических учебных заведений. В учебниках и научных монографиях на основе этого опыта российскими государствоведами разрабатывались конституционно- правовые теории преобразования самодержавия в конституционную монархию, совершенствования и развития важнейших государственно- правовых институтов.
Наиболее известными научными и учебными трудами дореволюционных ученых в области конституционного (государственного) права считаются следующие работы: Алексеев В. П. Первый русский парламент; Алексеев А. А. Министерская власть в конституционном государстве.
После Октябрьской революции 1917 г. государственно- правовая наука развивалась на базе марксистско - ленинской идеологии. Ее методологическую основу составили работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина по вопросам социалистического государства и права. В этих работах были сформулированы принципиальные положения о диктатуре пролетариата; социалистическом государстве; руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве; о роли народных масс в управлении государством; о сущности и содержании социалистической демократии и самоуправления; о выборных представительных органах в лице Советов как политической основе государства; о социальной структуре общества; о положении личности в социалистическом обществе, единстве прав и обязанностей граждан; о принципах и формах национально- государственного устройства при социализме; пролетарском интернационализме и социалистическом федерализме, унитаризме и автономии; о системе органов социалистического государства и т. д.
Эти теоретические идеи легли в основу деятельности по созданию и развитию социалистического государства и права. Они также составили методологическую основу развития науки конституционного (государственного) права на весь социалистический этап развития Российского государства.
Основы советской науки государственного права были заложены в работах государствоведов П. И. Стучки, Н. В. Крыленко, Д. И. Курского, Е. Б. Пашуканиса, М. Н. Покровского, М. А. Рейснера и др.
Для современной науки государствоведения характерно коренное изменение основ ее построения, что является закономерным следствием изменения всей отечественной государственно- правовой системы, возникновения принципиально нового государства, принятия Конституции 1993 г., коренным образом отличающейся от ранее действовавших в нашем Отечестве советских конституций и закрепившей принципиально новые принципы российской государственности, которые совсем недавно c классовых позиций подвергались резкой критике советской наукой государствоведения, относившей их к числу чуждых по своей природе советским людям основ буржуазного государства1.
Впервые в нашем Отечестве в Конституции 1993 г. нашли свое отражение такие основы государственности, как положения о естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека, двойственности правового статуса личности, приоритете норм международного права над нормами национального законодательства, равном статусе различных форм собственности, праве на свободный труд, свободе предпринимательской деятельности, защите права частной собственности, свободе передвижения и выборе места жительства и т. д.
Впервые были учреждены государственно- правовые институты президентства, парламента, конституционного суда и т. д. Переходное состояние современного Российского государства, как справедливо отмечает профессор М. Н. Марченко, «…является весьма сложным, противоречивым и болезненным явлением, связанным c критической переоценкой своего прошлого и мучительным выбором будущего ».
Вполне естественно, что переходное состояние переживает не только современное Российское государство и право, но и наука государствоведения, которая в настоящее время в условиях отсутствия достаточного научного и правового материала, жестких временных рамок, новизны большинства государственно- правовых институтов активно пытается осмыслить происходящие в обществе и государстве процессы, разработать базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие демократические процессы становления и развития важнейших государственно- правовых институтов Российской Федерации, гражданского общества, правового государства, правовая система которого ориентирована на понимание права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти России, в том числе и суда.
Во многом причина этого объективна: смена общественного строя, сопровождающаяся кардинальным переустройством государственно- правовых институтов.
В этой связи можно говорить о том, что в современной России происходит фактически процесс возрождения отечественной науки государствоведения. Поэтому представляется важным подчеркнуть, что необходимым фактором полноценного развития современной науки государствоведения является исторический подход к изучению актуальных проблем конституционного права. Следует всегда помнить, что знание истории развития конституционно- правовой мысли обогащает науку, позволяет судить о гносеологическом и практическом значении в прошлом и настоящем конкретных конституционно- правовых идей.
16. Понятие, сущность и структура конституции.
Конституции в собственно государственно- правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии.
Почему конституции появились только в буржуазном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить политическую сущность конституции.
При характеристике политической сущности конституций и причин их появления возможно использование двух подходов, которые можно назвать классово- политическим и рационалистическим.
Суть классово- политического подхода наиболее четко выражена Ф. Лассалем, которой говорил: «Конституция является действительным соотношением общественных сил страны ». С. А. Авакьян считает, что появление конституции – это результат взаимодействия, а порой и противоборства существующих в обществе различных слоев, сил, групп.
Таким образом, можно сказать, что принимаемая конституция – есть компромисс, общественный договор, который достигается между различных слоями, силами, группами и прежде всего политическими партиями, которые принято считать выразителями их интересов.
Сторонники рационалистического подхода в определении сущности конституции не отрицают социально- политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане – роль конституции как юридического документа, основного закона государства.
В науке конституционного права зарубежных стран традиционно выделяют также социальную и идеологическую сущность конституции.
Под первой, как правило, понимают наиболее принципиальные подходы при решении наиболее важных задач государственной и общественной жизни. Такого рода подходы могут быть либерально- капиталистические, тоталитарные, теократические и т. д.
Под второй – социально- политическую доктрину, лежащую в основе конституции (марксизм- ленинизм, мобутизм, панча- сила и т. д.).
В современной науке государствоведения конституция рассматривается в юридическом и фактическом аспектах.
1) Под конституцией юридической понимают основной закон (систему законов) как по форме, так и по содержанию:
· по форме это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, обладающий высшей юридической силой.
· по своему содержанию конституция – это закон, закрепляющий и регулирующий важнейшие общественные отношения, основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.
2) Кроме этого, в современной науке конституция рассматривается в материальном смысле как фактическая (социальная). Если юридическая и фактическая конституции не совпадают, то конституция становится фиктивной.
В этой связи можно говорить о том, что в принципе любая конституция состоит из трех основных элементов (частей):
1) преамбулы (введения), в которой закрепляются в декларативной форме важнейшие ценности, идеалы общества, страны, государства, нации, народа, а также перспективы их развития;
2) основной части, которая в различных формах закрепляет основы общественного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина; государственное устройство; систему, порядок формирования и основы компетенции высших органов государственной власти;
3) заключительной части, в которой регламентируется порядок принятия, изменения конституции, придание высшей юридической силы отдельным ее положениям.
Таким образом, под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
17. История и этапы конституционного развития России.
В дореволюционной России отсутствовала конституция как юридический акт, что вполне объяснимо что первые конституции появились в буржуазном обществе.
В начале ХХ в. в России были заложены основы буржуазного общества c характерными для него такими обязательными правовыми институтами, как парламент, политические партии, избирательное право, политические права граждан на участие в управлении делами государства и общества и др., которые были закреплены в правовых актах, носивших конституционный характер. К их числу могут быть отнесены:
- Высочайший Манифест от 17 октября 1. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка », который даровал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов » и создание законодательного органа в виде Государственной Думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха, чтобы «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей ».
Основные государственные законы составили первый раздел Свода Основных государственных законов, включенный в Свод законов Российской империи издания того же 1906 г.
В Свод были инкорпорированы основополагающие установления Манифеста, а также целого ряда крупных правовых актов, в том числе:
- «Учреждение Государственной Думы » от 20 февраля 1906 г.,
- «Учреждение Государственного Совета » от 23 апреля 1906 г.,
- «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов » от 8 марта 1906 г..
Рассуждения многих ученых позволяют утверждать, что указанные правовые акты, носившие конституционный характер, в своей совокупности можно считать неписаной конституцией России.
Победа Октябрьской революции привела к смене общественно- экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Этот обусловило необходимость разработки и принятия конституции социалистического типа.
Первая советская Конституция России была принята 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов и вошла в историю как «Конституция диктатуры пролетариата ». В этой Конституции было осуществлено:
1) закрепление диктатуры пролетариата и полновластия Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,
2) установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидация эксплуатации человека человеком;
3) установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;
4) создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности, равноправие трудящихся.
Конституция РСФСР 1918 г. носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Эта Конституция провозглашает не только общий принцип ограничения прав буржуазии. В отдельных, важнейших случаях она конкретизирует такое ограничение.
Конституция РСФСР 1918 г. явилась образцом для конституций других независимых советских республик:
Белорусской (1919 г.),
Украинской (1919 г.),
Азербайджанской (1921 г.),
Армянской (1922 г.),
Грузинской (1922 г.).
После образования Союза ССР в 1922 г. на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 г., а на ее основе – новая Конституция РСФСР 1925 г.
Союз ССР был образован в 1922 г. четырьмя советскими республиками – РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, возникшими в разное время и по-разному и ставшими первыми его членами. Дальнейшее развитие российской конституции шло на основе и в строгом соответствии c общесоюзной конституцией.
В середине 30-х годов в советском союзном государстве было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально- культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления. В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию. Эта Конституция отразила:
1) факт победы социализма в стране;
2) закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства;
3) провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство;
4) установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав;
5)) ввела новую систему представительных органов государственной власти;
6) расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.
В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г.
Появившуюся Конституцию 1993 г. нельзя назвать абсолютно новой: она в значительной степени воплотила те моменты, которые наше общество пережило и которые были отображены в предшествующих редакциях Конституции.
В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая явилась завершением очередного исторического этапа развития России, стала началом нового периода конституционного развития страны.
О. Г. Румянцев выделяет следующие три этапа в истории создания Конституции России 1993 г.:
1) на первом этапе осуществлялась разработка целостной концепции конституционной реформы и проекта Конституции в Конституционной комиссии (1990);
2) на втором этапе (1991–1992) основные усилия были направлены на рассмотрение проекта Конституции в Верховном Совете и его палатах, комитетах, комиссиях палат на трех последних съездах, а также рассмотрение нескольких альтернативных и дополнительных конституционных проектов, которые представляли группа юристов из Саратова, депутатская фракция коммунистов, группа С. М. Шахрая, А. А. Собчака и С. А. Алексеева и др.;
3) третий завершающий этап охватывает период времени от трагических событий 21 сентября – 4 октября 1993 г. до голосования по проекту Конституции, проведенного 12 декабря 1993 г.
Несомненно, что Конституция 1993 г. в корне отличается от прежних советских конституций социалистического типа, содержит ряд принципиально новых для отечественного государствоведения основ, которые были несовместимы c идеологией марксизма- ленинизма и совсем недавно подвергались резкой критике учеными и практиками как чуждые нам атрибуты буржуазного государства и общества.
К их числу можно отнести:
- классический принцип государственности – разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст. 10);
- положения об особой защите установленной системы государственной власти.
Важно отметить, что в силу новизны для отечественного государствоведения приведенных основ и принципов, отсутствия их достаточной научной и правовой регламентации государственно- правовые исследования по данной проблематике являются исключительно актуальными и значимыми.