Методологические основы обязательного социального страхования в Российской Федерации
Ресурсы социального страхования представляют собой часть резервируемой заработной платы, которая должна быть достаточно большой по объему – около 30-50% от величины выплачиваемой работнику заработной платы - и формироваться с учетом видов социальных рисков и периодов выплат по ним (для пенсий это несколько десятилетий), а также уровня замещения (отношение размера пенсий и пособий к заработной плате), который находится в диапазоне 50-70% от средней заработной платы квалифицированных рабочих (см.: Приложения, таблица 8, диаграммы 4 и 5);
типичными пропорциями распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками являются следующие соотношения: 2/3 ее величины приходится на работодателей и 1/3 – на работников, в отдельных странах государство дотирует некоторые виды социального страхования (см. таблицу 3);
Таблица 3
Величины и пропорции распределения страховой нагрузки в системах социального страхования стран ЕС и России (по данным Международной организации труда и Госкомстата России)
Страна | Страховые взносы, в % от з/п | Верхняя граница заработной платы, выше которой страховые взносы не взимаются | ||
работодатели | работники | всего | ||
Австрия | 25,1 | 17,2 | 42,3 | 3,0 тыс. евро в месяц |
Германия | 21,2 | 19,8 | 41,0 | 51,0 тыс. евро в год |
Греция | 28,2 | 15,4 | 43,6 | отсутствует |
Италия | 35,1 | 9,5 | 44,6 | 20,5 тыс. евро в год – для медицинского страхования |
Нидерланды | 29,4 | 25,6 | 55,0 | 37,7 тыс. евро в год – для страхования инвалидов |
Франция | 38,9 | 12,5 | 51,4 | 25,6 тыс. евро в год |
Россия | 26,9 | - | 26,9 | регрессивная шкала |
императивным требованиям эффективного функционирования социального страхования выступает отделенность (автономность) бюджетов фондов социального страхования от государственных бюджетов всех уровней;
тесная увязка размеров страховых выплат (пенсий, пособий) с размерами заработной платы и страховых тарифов, а также страховым периодом (периодом накопления страховых прав).
Следует отметить и другие сильные стороны института социального страхования, который выгодно отличается от других институтов страховой защиты:
социальное страхование более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;
общая финансовая нагрузка не столь обременительна, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений;
нормы страховой защиты обеспечивают широкий круг профилактических и реабилитационных услуг.
При этом социальное страхование позволяет приблизить сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, придать ей рыночный характер регулирования, оно обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного в нашей стране авторитарно-командного стиля управления в сфере социальной защиты, который был унаследован от советского прошлого.
К институциональным недостаткам существующей в Российской Федерации системы социального страхования можно отнести следующие моменты:
Низкие уровни страховой защиты, не обеспечивающие достойную жизнь в старости, в случаях болезни, инвалидности и утраты кормильца. Значительная часть пенсионеров, инвалидов, лиц утративших кормильца, получают пенсии и пособия ниже прожиточного минимума. Особенно обострена эта проблема в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Преобладание перераспределительных подходов и механизмов в ущерб страховым, когда до 30-40% финансовых средств используется для целей социальной помощи в пользу лиц, не имеющих прав на страховые выплаты, что в два, а то и в три раза превышает аналогичные пропорции в развитых странах.
Столь высокие доли перераспределения ресурсов присущи системам социальной помощи и государственного социального обеспечения, но никак не социальному страхованию. Такая деформация в организации социального страхования нарушает принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объема накопленных страховых, и прежде всего, пенсионных прав для работников со средними и высокими уровнями заработной платы и тем самым отрицательно воздействует на их мотивацию к зарабатыванию достойных пенсий и пособий. Коэффициенты пенсий и пособий (соотношение пенсий к предшествующим размерам заработной платы) составляют всего 10-20%, что нельзя признать справедливым способом в организации социального страхования (см. График).
Соотношение коэффициента замещения и размера заработной платы
Размер заработной платы, руб. | Размер пенсии, руб. | Коэффициент замещения пенсии/заработной платы |
100% | ||
40% | ||
30% | ||
18% | ||
14% | ||
12% |
В России величина коэффициента замещения удручающе занижена для категорий населения со средними и высокими доходами, по крайней мере в 2–5 раз, и, напротив, на низких и даже на средних уровнях шкалы страхового дохода коэффициент замещения значительно превышает теоретический, который вытекает из логики и принципов обязательного социального страхования. Это связано с нестраховым перераспределением средств верхних четырех (7-10–ых) децильных групп страхуемых лиц, ресурсы которых государство перераспределяет (более правильно сказать экспроприирует), решая проблему бедности и нищеты, что в основном обусловлено низким уровнем покупательной способности заработной платы у значительной части работающих.
Развитые страны решают проблему бедности с помощью налоговой, социальной политики и политики регулирования заработной платы, но никак не с помощью социального страхования, которое создано для других целей и не обладает для этого соответствующим потенциалом.