Исправьте ошибки, допущенные в тексте

Всероссийская олимпиада школьников 2015/16 уч.г. Школьный этап

Обществознание, 9 класс, задания

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальное количество баллов – 100

Разработчик: Попова Антонина Александровна, учитель МБОУ СОШ № 94

Задания с рядами

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1.1. спрос, конкуренция, предложение

1.2. род, племя, нация, народность

1.3. доход, расход, дефицит, профицит

Ответ: 2. 3.

За каждый правильный ответ – 3 балла, за задание – 9 баллов.

Определение правильности или ошибочности утверждений

В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».

2.1Эгоизм всегда вреден для общества.

2.2 Понятие «нация» используется для обозначения этнической общности.

2.3Христианство, иудаизм, ислам – ранние формы религии.

2.4Согласно Конституции Федеральное Собрание является высшим органом исполнительной власти.

2.5Человеческое существо – всегда личность.

2.6Административная ответственность наступает с 16 лет

2.7Наличие сезонной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

2.8Национализация — это перевод государственного или муниципального имущества в частную собственность.

2.9 Своевременная уплата налогов является правом гражданина РФ.

2.10Кандидатом на должность Президента РФ может стать лицо, достигшее 35 лет.

Ответ:

2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10.

За каждый правильный ответ – 2 балл, за задание – 20 баллов.

Задания на знание обществоведческих понятий

3. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

3.1. Часть мира, включающая в себя различные формы объединения, способы взаимодействия индивидуумов.

………………………………………………………………………………………………..

3.2. В стране происходит обесценивание денег, сопровождающееся ростом цен.

………………………………………………………………………………………………..

Ответ:1. 2.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за задание – 2 балла. Логическое задание

4. Джо, Сэм и Брэд подозреваются в преступлении, виновен только один из них. Джо сказал: «Это преступление совершил я». Сэм сказал: «Это сделал Брэд». Брэд сказал: «Я не виновен». Только один из них солгал. Определите, кто на самом деле виновен. Объясните свой ответ.

Ответ:

_______________________

_______________________

_______________________

__________

За задание – 9 баллов.

Работа со схемами

5. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Общество охотников и собирателей 2. Рабовладельческое 3. Типология обществ 4. Способ добывания средств существования 5. Общество земледельцев и скотоводов 6. Форма собственности 7. Общество огородников. 8. Первобытнообщинное 9. Феодальное 10. Наличие письменности 11. Капиталистическое. 12. Письменное 13. Дописьменное.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответ:

За каждый правильно поставленный термин– 1 балл, за задание – 13 баллов.

Проанализируйте с точки зрения действующего законодательств данные ситуации.

6.1 Гражданке Петровой было отказано в приеме на работу помощником руководителя на том основании, что ей уже исполнилось 45 лет, а компания предпочитает принимать на работу молодых работников. Петрова обратилась в суд. Правомерны ли действия работодателя? Каковы основания обращения Петровой в суд?

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

За полный правильный ответ – 4 балла.

6.2 16-летний учащийся школы Генералов воспользовался невнимательностью работников магазина «Дар» и похитил с витрины товары на сумму 500 рублей. Квалифицируйте действия Генералова. К какому виду ответственности он будет привлечен? Ответ обоснуйте.

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

За полный правильный ответ – 4 балла.

7. Прочтите предложенный ниже отрывок и выполните все задания:

А. С. Пушкин в трагедии «Скупой рыцарь» не только описал человеческий порок скупость, но и отразил некоторые экономические явления.

А все ж он не в убытке;

Его нагрудник цел венецианский,

А грудь своя: гроша ему не стоит;

Другой себе не станет покупать.

Зачем с него не снял я шлема тут же!

Какое экономическое понятие, явление скрыто в отрывке?

____________________

Назовите функцию, которую выполняет это явление.

_______________________

Приведите собственный пример выполнения данной функции.

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

За полный правильный ответ – 6 баллов.

Задания по тексту

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная ________________(1)» можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное __________________(2) и сословная ____________(3), к передовому, промышленно развитому «индустриальному обществу». С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ____________(4) и обусловливают __________(5) во всех иных ___________(6) общественной жизни.

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A)сфера

В) государство

B) хозяйство

Г) сознание

Д) процесс

Е) революция

Ж) промышленность

3) цивилизация

И) иерархия

Ответ:

1. 2. 3. 4. 5. 6.

За каждый верно указанный термин – 2 балла. За задание- 12 баллов.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Ядром и орудием политической власти является государственная власть. В демократическом государстве она разделена на три ветви: исполнительную, законодательную, судебную. Верховенство принадлежит законодательной власти, которую осуществляет Президент России. К исполнительной ветви власти относится Федеральное Собрание РФ. Судебная власть представлена Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Референдум – всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения. Участниками референдума могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. В политической жизни общества разнообразные функции выполняют политические партии. В нашей стране существует многопартийная система. Она предполагает отсутствие конкуренции между партиями.

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

Наши рекомендации