Исправьте ошибки, допущенные в тексте
Всероссийская олимпиада школьников 2015/16 уч.г. Школьный этап
Обществознание, 9 класс, задания
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальное количество баллов – 100
Разработчик: Попова Антонина Александровна, учитель МБОУ СОШ № 94
Задания с рядами
По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1.1. спрос, конкуренция, предложение
1.2. род, племя, нация, народность
1.3. доход, расход, дефицит, профицит
Ответ: 2. 3.
За каждый правильный ответ – 3 балла, за задание – 9 баллов.
Определение правильности или ошибочности утверждений
В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».
2.1Эгоизм всегда вреден для общества.
2.2 Понятие «нация» используется для обозначения этнической общности.
2.3Христианство, иудаизм, ислам – ранние формы религии.
2.4Согласно Конституции Федеральное Собрание является высшим органом исполнительной власти.
2.5Человеческое существо – всегда личность.
2.6Административная ответственность наступает с 16 лет
2.7Наличие сезонной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.
2.8Национализация — это перевод государственного или муниципального имущества в частную собственность.
2.9 Своевременная уплата налогов является правом гражданина РФ.
2.10Кандидатом на должность Президента РФ может стать лицо, достигшее 35 лет.
Ответ:
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10.
За каждый правильный ответ – 2 балл, за задание – 20 баллов.
Задания на знание обществоведческих понятий
3. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
3.1. Часть мира, включающая в себя различные формы объединения, способы взаимодействия индивидуумов.
………………………………………………………………………………………………..
3.2. В стране происходит обесценивание денег, сопровождающееся ростом цен.
………………………………………………………………………………………………..
Ответ:1. 2.
За каждый правильный ответ – 1 балл, за задание – 2 балла. Логическое задание
4. Джо, Сэм и Брэд подозреваются в преступлении, виновен только один из них. Джо сказал: «Это преступление совершил я». Сэм сказал: «Это сделал Брэд». Брэд сказал: «Я не виновен». Только один из них солгал. Определите, кто на самом деле виновен. Объясните свой ответ.
Ответ:
_______________________
_______________________
_______________________
__________
За задание – 9 баллов.
Работа со схемами
5. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.
1. Общество охотников и собирателей 2. Рабовладельческое 3. Типология обществ 4. Способ добывания средств существования 5. Общество земледельцев и скотоводов 6. Форма собственности 7. Общество огородников. 8. Первобытнообщинное 9. Феодальное 10. Наличие письменности 11. Капиталистическое. 12. Письменное 13. Дописьменное.
Ответ:
За каждый правильно поставленный термин– 1 балл, за задание – 13 баллов.
Проанализируйте с точки зрения действующего законодательств данные ситуации.
6.1 Гражданке Петровой было отказано в приеме на работу помощником руководителя на том основании, что ей уже исполнилось 45 лет, а компания предпочитает принимать на работу молодых работников. Петрова обратилась в суд. Правомерны ли действия работодателя? Каковы основания обращения Петровой в суд?
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
За полный правильный ответ – 4 балла.
6.2 16-летний учащийся школы Генералов воспользовался невнимательностью работников магазина «Дар» и похитил с витрины товары на сумму 500 рублей. Квалифицируйте действия Генералова. К какому виду ответственности он будет привлечен? Ответ обоснуйте.
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
За полный правильный ответ – 4 балла.
7. Прочтите предложенный ниже отрывок и выполните все задания:
А. С. Пушкин в трагедии «Скупой рыцарь» не только описал человеческий порок скупость, но и отразил некоторые экономические явления.
А все ж он не в убытке;
Его нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.
Зачем с него не снял я шлема тут же!
Какое экономическое понятие, явление скрыто в отрывке?
____________________
Назовите функцию, которую выполняет это явление.
_______________________
Приведите собственный пример выполнения данной функции.
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
За полный правильный ответ – 6 баллов.
Задания по тексту
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная ________________(1)» можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное __________________(2) и сословная ____________(3), к передовому, промышленно развитому «индустриальному обществу». С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ____________(4) и обусловливают __________(5) во всех иных ___________(6) общественной жизни.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A)сфера
В) государство
B) хозяйство
Г) сознание
Д) процесс
Е) революция
Ж) промышленность
3) цивилизация
И) иерархия
Ответ:
1. 2. 3. 4. 5. 6.
За каждый верно указанный термин – 2 балла. За задание- 12 баллов.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
Ядром и орудием политической власти является государственная власть. В демократическом государстве она разделена на три ветви: исполнительную, законодательную, судебную. Верховенство принадлежит законодательной власти, которую осуществляет Президент России. К исполнительной ветви власти относится Федеральное Собрание РФ. Судебная власть представлена Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Референдум – всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения. Участниками референдума могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. В политической жизни общества разнообразные функции выполняют политические партии. В нашей стране существует многопартийная система. Она предполагает отсутствие конкуренции между партиями.
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________