Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Теперь рассмотрим основной «профильный» нормативный документ, имеющий непосредственное отношение к системе образования и регулирующий принципы управления образовательными организациями. Речь идет о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

В ст. 3 указанного закона «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» устанавливается, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах, включая «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями»;[11]

Основная статья закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой рассматриваются вопросы управления – это статья 26 «Управление образовательной организаций». Часть 2 данной статьи гласит: «Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности».[12]

Далее в этой же статье конкретизируются эти принципы. В части 3 указывается, что единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Частью 4-ой этой же статьи установлено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Часть 5 этой статьи гласит, что «структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В рамках рассматриваемого нами вопроса следует обратить особое внимание на часть 6 статьи 26, где указывается, что «в целях учета мнения обучающихся … по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся … в образовательной организации: создаются советы обучающихся или иные органы».

Это новая норма, поскольку в прежних редакциях закона «Об образовании» не было конкретного указания на советы обучающихся. В соответствии с этой статьей в каждой образовательной организации должны быть создания советы обучающихся.

В пункте 17 части 1 статьи 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» рассматриваемого закона «Об образовании в Российской Федерации» прямо указано право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».[13]

Следовательно, данный закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые необходимо организовать систему ученического самоуправления, поскольку учащиеся имеют право на участие в управлении образовательной организации и на создание советов обучающихся.

Следует обратить внимание на два основных требования закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться «в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». Это означает, что любая школа, ее администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны). Именно под этим углом зрения мы и рекомендуем воспринимать все излагаемые в данном параграфе материалы. Еще раз подчеркнем, это не добрая воля директора или администрации, а требование Закона.

Во-вторых, законодатель, определяя понятие «образование», доминирующую роль отводит «воспитанию», что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа «самоуправления» в условиях общеобразовательного учреждения. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса, что и может быть в центре внимания администрации и педагогического коллектива конкретной школы.

Таким образом, данный закон содержит требования, игнорирование которых не допускается, и, следовательно, те школы, где до сих пор нет реально действующего и официально оформленного в Уставе и иных локальных актах ученического самоуправления, не соблюдают все те нормативные правовые акты, которые рассмотрены выше и которые настоятельно требуют создавать условия для реализации права юных граждан на участие в управлении делами того сообщества, в котором он находится.

Тезис № 6. Ученическое самоуправление в форме совета обучающихся - это требование современного российского законодательства, а не просто добрая воля директора школы или педагогического совета.

Задача директора и педагогического коллектива как профессионалов помочь своим школьникам организовать работу совета обучающихся, создать все необходимые условия, включая нормативно-правовые, а также в дальнейшем оказывать поддержку всех структур ученического самоуправления.

Мнение школьников о самоуправлении:

1. Прежде всего, для меня важность участия во взрослой жизни, возможность попробовать и проявить себя в деле. Гусаров Иван

2. На мой взгляд, форма правления частями чего-либо единого целого, при которой вышестоящие органы дают определенную свободу действий (не запрещенные законами) нижестоящим. В школьных условиях это такая форма правления, при которой все дети могут принимать участие в решении различных проблем, которые существуют в их школе, при помощи различных механизмов и мероприятий играть важную роль в жизни школы. Вообще, все ученическое самоуправление строиться именно на учениках. Газизулин Виталий

Наши рекомендации