Глава 3. Государственная служба в Грузии

Государственная служба в Грузии[13] носит наименование публичной – это деятельность в государственных и казенных (бюджетных) учреждениях, учреждениях местного самоуправления – органах публичной власти.

Казенным (бюджетным) учреждением признается созданное на средства государственного бюджета или бюджета местного самоуправления и находящееся на бюджетном финансировании учреждение, основная задача которого состоит в осуществлении публичной власти. Государственными учреждениями, деятельность в которых считается публичной службой, являются: Парламент Грузии; правительственные и государственные подведомственные учреждения Грузии; Конституционный Суд и общие суды Грузии; Национальный банк Грузии; Палата контроля Грузии; аппарат Народного защитника Грузии и агентства Грузии; государственный уполномоченный Президента Грузии и его аппарат. В состав Грузии входят Абхазская и Аджарская автономные республики, поэтому в органах последних (высшие представительные органы; учреждения исполнительной власти) также осуществляется публичная служба. Вместе с тем, сегодня Абхазия, объявив о независимости, фактически не имеет никаких взаимосвязей с Тбилиси. Деятельность в учреждениях местного самоуправления (Собрание; управа, мэрия; муниципалитет) также признается публичной службой.

Единая публичная служба в Грузии подразделяется на государственную службу и службу в местном самоуправлении.

Публичным служащим является гражданин Грузии, который в порядке, установленном законом о публичной службе, и в соответствии с занимаемой должностью осуществляет оплачиваемую деятельность в государственном учреждении или учреждении местного самоуправления. Публичную службу осуществляют:

государственно-политическое должностное лицо – лицо, замещающее государственно-политическую должность – государственную должность, предусмотренную Конституцией Грузии, Конституциями Абхазской и Аджарской автономных республик (Президент Грузии; член Парламента Грузии; член Правительства Грузии; член высших представительных органов, руководитель представительных учреждений Абхазской и Аджарской автономных республик);

чиновник – лицо, назначаемое или избираемое на штатную (предусмотренную штатом) должность казенного учреждения;

подсобный служащий – технический работник, принимаемый по трудовому договору на предусмотренную штатом учреждения должность подсобного работника;

внештатный служащий – лицо, принимаемое на службу по назначению или трудовому договору на определенный срок для выполнения непостоянных задач.

Основными принципами публичной службы в Грузии являются:

а) верность государству Грузии и народу Грузии;

б) соблюдение верховенства Конституции Грузии и законов Грузии при реализации служащими должностных прав и выполнение обязанностей;

в) уважение прав, свобод и достоинства человека и гражданина;

г) равная доступность публичной службы для граждан Грузии в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

д) профессионализм и компетентность служащих;

е) гласность;

ж) беспартийность и светский характер публичной службы;

з) стабильность кадров служащих;

и) экономическая, социальная и правовая защита служащих.

Государственным чиновником может быть принят дееспособный гражданин Грузии, обладающий соответствующими знаниями и опытом, достигший 21 года и владеющий государственным языком Грузии (государственным языком в Грузии признается грузинский, в Абхазии – грузинский и абхазский).

На должность чиновника местного самоуправления может быть принят дееспособный гражданин Грузии, достигший 18-летнего возраста, имеющий образование не ниже среднего и владеющий государственным языком Грузии.

Чиновник на службу принимается путем назначения или избрания на должность. Правом назначения лица на должность обладает руководитель соответствующего учреждения или уполномоченный им на то чиновник. Чиновник принимается на вакантную должность на неопределенный срок, кроме случаев, предусмотренных законом о публичной службе (в частности, на определенный срок принимаются на должности помощников, советников, внештатных служащих).

Лицо, желающее быть принятым на публичную службу, лицу, обладающему правом на эту должность, должно представить:

а) письменное заявление;

б) автобиографию;

в) расписку о соответствии установленным законом требованиям;

г) свидетельство об образовании или соответствующей квалификации;

д) документ, удостоверяющий личность;

е) ранее выданную трудовую книжку;

ж) справку из налоговой службы о представлении имущественной декларации;

з) справку о медико-наркологическом обследовании;

и) медицинское заключение о состоянии здоровья;

к) иные документы, предусмотренные законодательством.

Назначение на должность оформляется приказом, распоряжением или постановлением.

Лицо, впервые принимаемое на службу, назначающему его чиновнику представляет присягу. Содержание присяги: «Сознавая огромную ответственность, возлагаемую на меня публичной службой, заявляю, что буду преданно служить Государству Грузии и его народу, соблюдать Конституцию Грузии и законы Грузии, уважать государственные интересы и авторитет, права и свободы граждан, добросовестно исполнять свои обязанности».

Лицо может быть назначено на должность с учетом результатов конкурса. Публичный конкурс на занятие вакантной должности чиновника по предложению лица, обладающего правом назначения на эту должность, объявляет через газету «Сакартвелос Республика» (Грузинская республика) или иной официальный печатный орган начальник бюро государственной службы или руководитель исполнительного органа местного самоуправления. Заседание конкурсно-аттестационной комиссии проводится не ранее чем через три недели после опубликования сообщения о конкурсе.

Конкурсно-аттестационная комиссия оценивает соответствие кандидата требованиям, установленным для занятя вакантной должности, в случае необходимости выслушивает мнение лица, обладающего правом назначения на указанную должность, выдвигает одного из кандидатов или отказывается от выдвижения кандидата. Выдвинутый комиссией кандидат назначается на должность в течение 2 недель после принятия комиссией решения.

Среди прав публичных служащих выделяется право на вознаграждение за труд (заработная плата): служащий вправе со дня приема на службу до дня освобождения от службы получать вознаграждение за труд, а также надбавку за выслугу лет, которая достигает от 10% (до 5 лет стажа публичной службы) до 30% должностного оклада (15 и более лет стажа).

У публичного служащего строго нормировано рабочее время и время отдыха. Служащий работает в режиме 5-дневной рабочей недели, продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью в 30 календарных дней. Служащему, имеющему стаж публичной службы не менее 3 лет, может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск (один день за год стажа), но не более 10 дней. В период действия дисциплинарной ответственности дополнительный отпуск сокращается или не предоставляется вообще.

Предельный возраст пребывания на публичной службе определяется для мужчин 65, для женщин 60 лет. Пенсия публичному служащему выплачивается за счет государственного или местного бюджетов и повышается с учетом выслуги лет (до 50% при стаже свыше 30 лет).

Служащий обязан:

а) исполнять свои обязанности, а также единовременные непосредственные распоряжения личного начальника или руководителя учреждения, задания руководителя учреждения, связанные с предотвращением стихийного бедствия, несчастного случая, спасания имущества от гибели или порчи;

б) передать до ухода в отпуск, а также при освобождении от должности доверенное ему в связи со службой имущество назначенному для этого лицу;

в) соблюдать государственную, коммерческую тайны, не разглашать информацию, связанную с семейной и личной жизнью других лиц, а также иную информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением служебных обязанностей.

Служащий не должен быть постоянно действующим руководителем, членом контрольного, наблюдательного и ревизионного органа субъекта предпринимательской деятельности, не имеет права на предпринимательскую деятельность (за исключением собственности на акции и доли в организациях, которые должны быть переданы в доверительное управление государства).

Освобожденный государственный служащий в течение 3 лет со дня освобождения не может поступить на службу в то учреждение или заниматься деятельностью на том предприятии, за которым он в течение последних 3 лет систематически осуществлял надзор в служебном порядке.

Наши рекомендации